г. Краснодар |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А32-17944/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Малыхиной М.Н. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловца Е,П. (доверенность от 19.04.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Новороссийск" (ИНН 2315117729, ОГРН 1052309116694) -Алабужева Д.А. (доверенность от 28.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А32-17944/2019, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - истец, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Трансбункер-Новороссийск" (далее - ответчик, общество) о взыскании 40 238 рублей платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, 1344 рублей 11 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.10.2018 по 02.04.2019 и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму задолженности начиная с 03.04.2019 по день фактической уплаты денежных средств.
Решением от 10.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.12.2019, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены материалами дела.
Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.03.2020 судебные акты отменены ввиду неполного исследования судами значимых для дела обстоятельств.
При новом рассмотрении дела решением суда от 15.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.04.2021, в иске отказано ввиду недоказанности наличия оснований для взыскания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на ошибочность вывода судов о неподтверждении истцом невозможности станции назначения принимать поезда и вины грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях. Суды приняли во внимание расчет ответчика, в соответствии с которым сборный поезд, в составе которого находились спорные вагоны, должен был следовать до станции назначения 4 суток и сделали вывод о невозможности доставки вагонов истцом в установленный срок. Суды не учли довод железной дороги о том, что согласно акту общей формы (далее - АОФ) N 19/39443 вагоны отставлены от движения на станции Белая Калитва 03.10.2018 в 07 часов 46 минут, нормативный срок доставки истекал 06.10.2018. Согласно Правилам исчисления сроков доставки груза, срок доставки истекает в 23 часа 59 минут дня, указанного в транспортной железнодорожной накладной, как срок нормативной доставки. Таким образом, у перевозчика имелась возможность, а именно 4 суток для доставки вагонов на станцию назначения, не выходя за рамки нормативного срока.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Суды установили, что 16.03.2017 железная дорога (перевозчик) и ООО "Кубанский топливный терминал" (далее - терминал; владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - ж/д путь необщего пользования) при станции Новороссийск СКЖД N 266/2 (далее - договор), по которому осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути (далее - ж/д пути) необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 536 к ж/д пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ". Обслуживание ж/д пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Пунктом 12 договора установлен технологический срок оборота вагонов на ж/д пути необщего пользования: при сливе светлых нефтепродуктов - 4 часа; при сливе темных нефтепродуктов (вязких и застывающих грузов) в теплый период года с 16 апреля по 15 октября - 7 часов; в холодный период времени с 16 октября по 15 апреля - 10 часов.
Согласно пункту 14 договора вагоны подаются контрагенту - обществу с самостоятельным расчетом с перевозчиком
Соглашением от 16.03.2017, заключенным железной дорогой, терминалом и обществом, предусмотрено, что железная дорога в соответствии и на условиях договора осуществляет подачу и уборку вагонов для контрагента. Передача вагонов между перевозчиком и контрагентом производится на железнодорожных выставочных путях N 6 - 7, 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ".
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 соглашения контрагент в соответствии с пунктами 14 - 16 договора уплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуг, плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента, в соответствии с Тарифным руководством "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом индексации.
В марте и апреле 2018 года на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком установленного договором технологического срока оборота вагонов. 03.10.2018 на промежуточной станции Белая Калитва СКВ по приказу N 6624 отставлен от движения поезд с индексом 6110-677-5209 по причине необеспечения обществом своевременной выгрузки вагонов на ж/д путях необщего пользования. 12.10.2018 поезд поднят с промежуточной станции Белая Калитва СКВ по приказу N 6522 и отправлен на станцию назначения Новороссийск, о задержке и отправлении которого ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск N 8965, 9154 с отметкой об их получении.
По данному факту истцом составлены дорожная ведомость ЭЭ706953, ведомости подачи и уборки вагонов N 101488, 101490, 102495, 102497, 102501, 103503, 103505, АОФ от 25.10.2018 N 15/19139.
В порядке досудебного урегулирования железная дорога направила обществу претензию от 25.12.2018 N 18/720 с требованием оплаты задолженности за время нахождения вагонов в составе брошенного поезда, которая оставлена последним без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
При новом рассмотрении дела исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 2, 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что сам по себе АОФ не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Суды установили, что дата прибытия и последующая задержка 10 спорных вагонов на промежуточной станции Белая Калитва СКВ фактически исключали возможность соблюдения истцом (перевозчиком), установленного в дорожной ведомости N ЭЭ706953 срока доставки (06.10.2018), что в силу пункта 16 Правил N 245 и статьи 97 Устава могло повлечь денежную ответственность истца за просрочку доставки груза, в том числе и перед ответчиком.
Суды признали обоснованными доводы ответчика о том, что причина задержки 10 спорных вагонов на промежуточной станции Белая Калитва СКВ заключалась в организационно-технической невозможности истца доставить спорные вагоны на станцию назначения в изначально установленный дорожной ведомостью N ЭЭ706953 срок.
Суды приняли во внимание данные из натурного листа, из которых видно, что практически все вагоны, адресованные различным грузополучателям в составе сборного поезда, были задержаны на промежуточной станции Белая Калитва СКВ до истечения срока доставки либо в день его истечения. Так, срок доставки 24 вагонов, следовавших в адрес грузополучателя с 6127 (пункты 32 - 55 натурного листа) истекал 3 октября - в день задержки вагонов.
С учетом изложенного, суды сделали вывод о том, что соблюдение (несоблюдение) технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, эксплуатируемых ответчиком, в данном случае не могли повлиять на причины задержки 24 вагонов, следовавших в адрес другого грузополучателя. Эти вагоны (и вагоны ответчика) находились в составе сборного поезда и имели более ранние сроки доставки. Поэтому основания связывать причины задержки 10 спорных вагонов с действиями ответчика у железной дороги отсутствовали.
Исследовав значимые для дела обстоятельства и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды сделали вывод о недоказанности железной дорогой вины общества в простаивании вагонов на путях общего пользования и отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 по делу N А32-17944/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При новом рассмотрении дела исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 2, 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
...
Суды установили, что дата прибытия и последующая задержка 10 спорных вагонов на промежуточной станции Белая Калитва СКВ фактически исключали возможность соблюдения истцом (перевозчиком), установленного в дорожной ведомости N ЭЭ706953 срока доставки (06.10.2018), что в силу пункта 16 Правил N 245 и статьи 97 Устава могло повлечь денежную ответственность истца за просрочку доставки груза, в том числе и перед ответчиком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июля 2021 г. N Ф08-6945/21 по делу N А32-17944/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6945/2021
26.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4898/2021
15.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17944/19
12.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-447/20
18.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21621/19
10.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17944/19