В соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 23.10.2023 N Р-2879 "Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Мурманской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области использовать утвержденные настоящим приказом Методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Мурманской области при организации сети муниципальных учреждений культуры и формировании проектов муниципальных бюджетов.
3. Признать утратившим силу приказ Комитета по культуру и искусству Мурманской области от 24.05.2019 N 154/1 "Об утверждении Методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Мурманской области".
Министр |
О.Г. Обухова |
Утверждены
приказом Министерства культуры
Мурманской области
от 24.11.2023 N 330
Методические рекомендации
о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Мурманской области
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Распоряжение Минкультуры России от 23.10.2023 N Р-2879 "Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры".
1.2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам местного самоуправления Мурманской области в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (муниципальных организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее соответственно - сетевая единица, организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.
1.3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" необходимо обеспечить:
- территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
- развитие инфраструктуры культурной деятельности;
- создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов;
- создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов и многофункциональных культурных центров;
- использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
1.4. Настоящие методические рекомендации позволяют определить минимальный уровень обеспеченности организациями культуры по их количеству на территории Мурманской области, необходимый для обеспечения доступности культурных благ и ценностей для населения Мурманской области. Применение настоящих методических рекомендаций не является основанием для сокращения имеющейся сети организаций культуры на территории Мурманской области.
1.5. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Мурманской области (далее - муниципальные образования), в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
1.6. Расчет нормативной потребности Мурманской области и муниципальных образований, расположенных в Мурманской области, в объектах культуры должен предусматривать учет:
- вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
- показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).
1.7. Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1 000 человек).
1.8. Расчет нормативного значения численности населения на сетевую единицу дополнительно использует метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше, чем 5, то увеличение не производится.
1.9. Условия оптимального размещения объектов культуры могут учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития Мурманской области и отдельных муниципальных образований Мурманской области;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Мурманской области и отдельных муниципальных образований Мурманской области;
- критерии доступности услуг организаций культуры.
1.10. Критерии доступности услуг организаций культуры включают:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
1.11. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц может подразумевать в том числе их укрупнение (присоединение), за исключением учреждений, расположенных в сельской местности, а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
1.12. Разработка нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 ГрК РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения региона.
Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований
В целях обеспечения доступности в нормативах градостроительного проектирования рекомендуется предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
1.13. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
2.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Исполнительные органы Мурманской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области обеспечивают:
- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;
- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание с учетом местной специфики населенных пунктов Мурманской области, в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:
суровые климатические условия Крайнего Севера;
сложность рельефа местности, большая протяжённость районов обслуживания, связанная с наличием в составе поселения небольших населенных пунктов, в которых для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне требуются дополнительные усилия и затраты;
градостроительные и рельефные особенности (большая пересечённость и разноуровневость городских застроек; территориальная отдалённость от административного центра);
отсутствие регулярного транспортного сообщения с утверждённым интервалом движения;
отсутствие подъездных дорог и дорог с твёрдым покрытием и соединения с административным центром;
наличие территорий ограниченного доступа;
низкая плотность населения; небольшая людность сельских населённых пунктов;
- условия доступности для инвалидов государственных и муниципальных библиотек Мурманской области.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.05.2004 N 707-р "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения" Мурманская область относится к территориям с низкой плотностью населения.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек приведены в таблице N 1.
Таблица 1
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Мурманская область |
Универсальная библиотека |
Административный центр с населением от 150 |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня |
Детская библиотека |
1 |
|||
Библиотека для инвалидов по зрению |
тысяч человек |
1 |
||
Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению |
Административный центр с населением до 150 тысяч человек |
1 |
||
Детская библиотека |
1 |
|||
Городской округ |
Общедоступная библиотека |
на 10 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Детская библиотека |
на 7 тысяч детей |
1 |
||
Муниципальный округ |
Общедоступная библиотека |
на 10 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность |
Детская библиотека |
на 7 тысяч детей |
1 |
30-40 минут 1 |
|
Муниципальный район |
Межпоселенческая библиотека |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
||
Городское поселение |
Общедоступная библиотека |
на 10 тысяч человек |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/транспортная доступность 15-30 минут |
Детская библиотека |
на 7 тысяч детей |
1 |
||
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/транспортная доступность 15-30 минут |
Филиал общедоступных библиотек с детским отделением |
на 1 тысячу человек |
1 |
------------------------------
1 Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.
------------------------------
2.2. К полномочиям органов исполнительных органов Мурманской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым исполнительных органов Мурманской области самостоятельно за счет средств областного бюджета относится в том числе организация библиотечного обслуживания населения государственными библиотеками, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.
При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории Мурманской области целесообразно создание молодежных отделений в универсальных библиотеках.
2.3. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Для наиболее эффективного библиотечного обслуживания органам местного самоуправления муниципальных, городских округов, муниципальных районов рекомендуется организация библиотечных объединений централизованных библиотечных систем (далее - ЦБС), представляющих собой учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. Одна из библиотек ЦБС наделяется статусом и функциями центральной библиотеки.
2.4. В городском и муниципальном округе, городском поселении может быть создана общедоступная библиотека, которая может наделяться статусом центральной библиотеки.
В жилых районах городского и муниципального округа, городского поселения могут быть созданы филиалы центральной библиотеки или ее структурные подразделения, осуществляющие функции выдачи документов библиотечного фонда и популяризацию книги и чтения.
Для городского округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.
Для муниципального округа с населением менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 библиотека.
Для городского поселения с численностью населения менее 10 тысяч человек к расчету принимается 1 сетевая единица.
При определении минимально необходимого количества библиотек в городском/муниципальном округе для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, к расчету принимается население округа за вычетом населения сельских населенных пунктов. Для сельских населенных пунктов, входящих в состав городского и муниципального округов, к расчету принимается 1 библиотека на 1 тысячу человек.
2.5. В городских и муниципальных округах, городских поселениях может быть создана библиотека для обслуживания детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ с универсальным фондом документов при условии, если численность детей до 14 лет составляет не менее 7 тысяч человек (далее - детская библиотека).
При условии меньшей численности детского населения детская библиотека может действовать в составе общедоступной библиотеки как филиал или структурное подразделение центральной библиотеки.
В городском поселении, которое является административным центром муниципального района, нецелесообразно создавать детскую библиотеку ввиду исключения дублирования функций детской библиотеки, созданной на уровне муниципального района.
Если в состав муниципального района входят городские поселения, не являющиеся административным центром, но имеющие количество детей не менее 7 тысяч человек, то в таких городских поселениях целесообразно создать детскую библиотеку.
На уровне городского и (или) муниципального округа решение об открытии филиалов специализированных библиотек (или специализированных отделов универсальных библиотек) может приниматься в зависимости от числа потенциальных пользователей-инвалидов.
2.6. Межпоселенческая библиотека может создаваться независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе в целях осуществления следующих функций координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района:
- по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек;
- по формированию универсального фонда документов;
- по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики.
2.7. Общедоступная библиотека сельского поселения, имеющая статус центральной, может располагаться в административном центре сельского поселения.
Для обслуживания жителей сельских поселений библиотека может создаваться исходя из расчета 1 сетевая единица на 1 тысячу жителей, независимо от количества населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения.
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов может предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением либо при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) может организовывать работу филиала на базе специализированного помещения или библиотечный пункт выдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Филиалы общедоступной библиотеки либо библиотечные пункты выдачи могут размещаться в сельских населенных пунктах, входящих в состав городского округа (или муниципального округа, городского поселения). Филиалы или структурные подразделения центральной библиотеки могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, и приниматься к расчету в качестве сетевых единиц.
Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, принимается с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
При определении нормативной потребности в библиотечном обслуживании населения органам местного самоуправления целесообразно учитывать транспортную и шаговую доступность, а именно:
- в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети рекомендуется применять коэффициент от 1,75 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
- в зависимости от сложности рельефа и наличия регулярного транспортного сообщения рекомендуется применять коэффициент от 1,25 до 5 к нормативной потребности в библиотеках в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
2.8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности библиотечных услуг для инвалидов по зрению целесообразно предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
2.9. Пользователям библиотек независимо от места проживания следует обеспечить доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на всех административно-территориальных уровнях, независимо от количества жителей, размещение точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в информационно-коммуникационную сеть "Интернет" и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, на право пользования которыми библиотека заключает договоры (соглашения) с собственниками этих ресурсов.
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, могут относиться:
- фонды Национальной электронной библиотеки (далее - НЭБ), которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. НЭБ включает каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий, централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
- фонды Президентской библиотеки.
Точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам рекомендуется оборудовать адаптивными программными и аппаратными средствами для инвалидов по зрению в соответствии с ГОСТ Р 51645-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Рабочее место для инвалида по зрению типовое специальное компьютерное. Технические требования к оборудованию и производственной среде", утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 ноября 2017 г. N 1773-ст.
2.10. На всех административно-территориальных уровнях рекомендуется использовать внестационарные комплексы библиотечного обслуживания населения с применением библиомобилей, библиобусов и мобильных комплексов информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), библиотечные пункты.
III. Нормы и нормативы размещения музеев
3.1. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Мурманская область |
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 1 миллиона человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
4 |
|||
Краеведческий музей |
Административный центр с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек |
1 |
||
Художественный музей |
1 |
|||
Тематический музей |
3 |
|||
Краеведческий музей/Художественный музей |
Административный центр с населением от 150 до 500 тысяч человек |
1 |
||
Тематический музей |
2 |
|||
Краеведческий музей/Художественный музей |
Административный центр с населением до 150 тысяч человек |
1 |
||
Тематический музей |
1 |
|||
Городской округ |
Краеведческий музей/Художественный музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный округ |
Краеведческий музей/Художественный музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 - 40 минут 2 |
Тематический музей |
Независимо от количества населения |
1 |
||
Муниципальный район |
Краеведческий музей/Художественный музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Городское поселение |
Краеведческий музей/Художественный музей |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
------------------------------
2 Для городского и муниципального округов транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в их состав.
------------------------------
3.2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся некоммерческими учреждениями культуры, а также их филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Минимально необходимое количество музеев для различных муниципальных образований и региона может определяться по следующей формуле:
, где:
М - минимально необходимое количество музеев;
Н - численность населения;
Мн - норматив численности жителей на 1 музей.
В случае если для региона (или муниципального образования) требуются различного типа музеи, то к данному нормативу может быть применен (по решению соответствующего уполномоченного органа) коэффициент 2 и 3, где 2 - краеведческий и художественный музеи, 3 - краеведческий, художественный и тематический музеи.
Для учета транспортной и шаговой доступности органам местного самоуправления целесообразно рассмотреть применение коэффициента от 1,25 до 1,5.
Экспозиционные отделы, расположенные на общих участках с головным музеем (например, в пределах одного музеефицированного кремля, монастыря, усадьбы), рассматриваются как необособленные и не считаются отдельной сетевой единицей, кроме случаев, когда они принадлежат различным дирекциям.
3.3. В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников могут быть созданы филиалы или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, и учитываются в качестве сетевой единицы, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
3.4. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея).
3.5. Художественные музеи муниципальных образований принимаются к учету как сетевая единица тематического музея.
3.6. Определение оптимальных антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется исходя из принципов повышения эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы размещения театров
4.1. Нормы и нормативы размещения театров устанавливаются с учетом потребностей населения в жанрах театрального искусства, в том числе возрастных особенностей зрительской аудитории.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения театров
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Мурманская область |
Театр драматический |
Административный центр с населением свыше 1 миллиона человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Театр оперы и балета/музыкальный |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
3 |
|||
Театр драматический |
Административный центр с населением от 500 тысяч до 1 миллиона человек |
1 |
||
Театр музыкальный |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
2 |
|||
Театр драматический |
Административный центр с населением от 150 до 500 тысяч человек |
1 |
||
Театр музыкальный |
1 |
|||
Театр юного зрителя |
1 |
|||
Театр кукол |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
1 |
|||
Прочие театры по видам искусств |
Административный центр с населением до 150 тысяч человек |
1 |
||
Городской округ |
Театр по видам искусств |
Население от 500 тысяч человек до 1 миллиона человек |
1 на 500 тысяч человек |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Театр по видам искусств |
Население от 200 тысяч до 500 тысяч человек |
1 на 200 тысяч человек |
||
Театр по видам искусств |
Население от 100 до 200 тысяч человек |
1 |
||
Городское поселение |
Театр по видам искусств |
Население от 100 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность - 3 часа. Театр может быть создан в населенном пункте с населением менее 100 тысяч человек при условии, что до ближайшего театра транспортная доступность составляет более 3 часов |
4.2. В качестве одной сетевой единицы может учитываться театр, в котором действуют нескольких театральных трупп (работающих на разных языках или имеющих самостоятельный репертуар), объединенных общей администрацией и представляющих единый баланс.
Если на одной театральной площадке работают театры различной жанровой направленности, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, то каждый из них учитывается в качестве самостоятельной сетевой единицы.
4.3. Минимальный перечень подвидов театров могут составлять театры драмы, музыкальные театры, театры юного зрителя, театры кукол и театры по видам искусств.
Музыкальный театр, включающий в себя такие жанровые виды как опера, балет, оперетта, мюзикл рекомендуется создавать при наличии на территории региона учебного заведения, выпускающего соответствующих исполнителей (консерватории или другого профильного высшего учебного заведения, училища).
Прочие театры по видам искусств (пантомимы, миниатюр, танца, песни и другие виды искусств) или по целевой группе (молодежный театр, детский театр) создаются в целях обеспечения доступности различных жанров театрального искусства для населения.
4.4. В зависимости от демографических особенностей территории и кадрового потенциала могут создавать государственные как драматические театры отдельных видов (драмы, комедии), так и объединенные по жанрам драматические театры.
В административных центрах национальных республик целесообразно создание театра с репертуаром на родном языке.
Минимально необходимое количество театров для различных муниципальных образований и региона может определяться по следующей формуле:
, где:
Т - минимально необходимое количество театров;
Н - численность населения;
Тн - норматив численности жителей на 1 театр.
Театры создаются в целях выравнивания диспропорций по обеспечению доступности населения к театральному искусству и на основании полномочия муниципальных органов власти по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры в муниципальных образованиях.
В городских округах устанавливается норматив количества театров различной направленности, объединяющий несколько жанровых видов (драмы и комедии, музыкально-драматический), при наличии в репертуаре спектаклей для детей и молодежи.
В городских поселениях органы местного самоуправления могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания театров в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
4.5. На территориях с высокой плотностью населения и наличием кадрового состава профессиональных театральных актеров (наличием профессионального учебного заведения) количество театров может быть увеличено по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
4.6. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
Расчет посадочных мест на совокупное количество театров на 1 тысячу жителей
Норматив по городскому поселению
Количество жителей в городских поселениях |
До 3 000 |
3 000-4 999 |
5 000-9 999 |
10 000-19 999 |
20 000-29 999 |
30 000-39 999 |
40 000-49 999 |
50 000-59 999 |
60 000-69 000 |
70 000-70 999 |
80 000-80 999 |
90 000-99 999 |
посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
5-6 |
6-7 |
7-8 |
8-9 |
9-10 |
Норматив по городскому и муниципальному округу | ||||||||||||
Количество жителей в городских округах |
До 10 000 |
10 000-14 999 |
15 000-19 999 |
20 000-29 000 |
30 000-49 999 |
50 000-99 999 |
100 000-149 999 |
150 000-199 999 |
200 000-249 999 |
250 000-499 999 |
500 000-999 9 99 |
1 000 000 - и более |
посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
6-8 |
7-6 |
6-5 |
5-4 |
5-4 |
3-2 |
2 и более |
V. Нормы и нормативы размещения концертных организаций
5.1. Нормы и нормативы размещения концертных организаций (филармоний, филармонических концертных залов, концертных залов) устанавливаются в соответствии с потребностями населения в области музыки.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций приведены в таблице N 5.
Таблица N 5
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения концертных организаций
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Мурманская область |
Концертный зал |
Административный центр с населением от 500 тысяч человек |
2 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня/либо за счет гастрольной деятельности с периодичностью выездов в соответствии с государственным заданием |
Филармония |
1 |
|||
Концертный коллектив |
2 |
|||
Концертный зал |
Административный центр с населением до 500 тысяч человек |
1 |
||
Филармония |
1 |
|||
Концертный коллектив |
2 |
|||
Городской округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Концертный коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
|
|
Муниципальный округ |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут 3 |
Концертный коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
|
|
Муниципальный район |
Концертный зал |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Городское поселение |
Концертный коллектив |
Независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
------------------------------
3 Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.
------------------------------
5.2. В качестве сетевой единицы концертного зала могут учитываться площадки, отвечающие акустическим стандартам, которые входят в состав иных организаций культуры (филармоний, культурно-досуговых учреждений, специализированных учебных заведений).
Минимально необходимое количество концертных организаций для различных муниципальных образований и региона может определяться по следующей формуле:
Ко=Ккз+Кф+Ккк,
где:
Ко - минимально необходимое количество концертных организаций;
Ккз - нормативное число концертных залов;
Кф - нормативное число филармоний;
Ккк - нормативное число концертных коллективов.
5.3. В целях удовлетворения потребности населения концертные организации могут осуществлять гастроли.
5.4. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 6.
Таблица N 6
Расчет посадочных мест на совокупное количество концертных организаций на 1 тысячу жителей
Норматив |
Норматив по городскому поселению/городскому и муниципальному округу |
|||||||||||
Количество жителей в городских округах |
До 10 000 |
10 000-14 999 |
15 000-19 999 |
20 000-29 000 |
30 000-49 999 |
50 000-99 999 |
100 000-149 999 |
150 000-199 999 |
200 000-249 999 |
250 000-499 999 |
500 000-999 9 99 |
1 000 000 и более |
посадочных мест (единиц) |
X |
X |
X |
X |
X |
6-7 |
7-6 |
6-5 |
5-4 |
5-4 |
3-2 |
2 и более |
VI. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
6.1. Учреждения клубного типа могут создаваться в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
При подсчете нормативной обеспеченности в качестве 1 сетевой единицы может приниматься учреждение, расположенное в специализированном помещении и способное оказывать весь перечень услуг, предусмотренный Примерным положением о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа, одобренного решением Коллегии Минкультуры России от 29 мая 2002 г. N 10 "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры" (далее - Примерное положение).
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа для различных муниципальных образований и регионов может определяться по следующей формуле:
,
где:
К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Кн - норматив численности жителей на 1 учреждение клубного типа.
Соответствие фактического числа учреждений клубного типа нормативу может быть скорректировано на коэффициент 0,5 в случае, если культурно-досуговое учреждение расположено в приспособленном помещении без специализированного зрительного зала, то есть это учреждение следует учитывать, как 0,5 сетевой единицы.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа приведены в таблице N 7.
Таблица N 7
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Мурманская область |
Учреждение клубного типа |
Административный центр независимо от количества населения |
2 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Городской округ |
Учреждение клубного типа |
население от 500 тысяч человек |
1 на 200 тысяч человек |
Транспортная доступность 30-40 минут |
население от 100 до 500 тысяч человек |
1 на 100 тысяч человек |
|||
население до 100 тысяч человек |
1 на 20 тысяч человек |
|||
Муниципальный округ |
Учреждение клубного типа |
население свыше 100 тысяч человек |
1 на 100 тысяч человек |
Транспортная доступность 30-40 минут 4 |
население до 100 тысяч человек |
1 на 20 тысяч человек |
|||
Муниципальный район |
Центр культурного развития |
Независимо от количества населения |
1 |
|
Передвижной многофункциональный центр |
Транспортная единица |
1 |
|
|
Городское поселение |
Учреждение клубного типа |
Население свыше 25 тысяч человек |
1 на 25 тысяч человек |
Транспортная доступность 15-30 минут |
Население менее 25 тысяч человек |
1 на 10 тысяч человек |
|||
Сельское поселение |
Учреждение клубного типа |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Филиал сельского дома культуры |
На 1 тысяч жителей |
1 |
------------------------------
4 Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.
------------------------------
Учреждения клубного типа могут действовать на основании Примерного положения.
6.2. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне региона могут предусматривать наличие Дома (Центра, Клуба, Дворца) культуры, народного творчества.
Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа в городских и муниципальных округах, городских поселениях предусматривают наличие 1 учреждения клубного типа на население от 10 до 200 тысяч человек в зависимости от плотности населения и разнообразия культурно-досуговой инфраструктуры населенного пункта.
Для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, имеющие транспортную доступность до административного центра 30 минут и более, органам местного самоуправления рекомендуется при разработке нормативов применять норматив 1 учреждение клубного типа на 5 тысяч жителей по совокупности населения в сельских населенных пунктах.
Для городских и муниципальных округов, в состав которых входят сельские населенные пункты, минимально необходимое количество учреждений клубного типа может определяться по следующей формуле:
К=(Нс/Ннс)+((Н-Нс)/Ннг),
где:
К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;
Н - численность населения;
Ннс - норматив численности жителей на 1 дом культуры для сельского населения, входящего в состав городского или муниципального округа;
Нс - численность сельского населения;
Ннг - норматив численности жителей на 1 дом культуры для городского или муниципального округа.
При определении нормативной потребности муниципального образования в учреждениях клубного типа, учитывая шаговую доступность в зависимости от сложности рельефа и наличия выделенной для пешеходов дорожно-тропиночной сети, органы местного самоуправления могут применять коэффициент от 1,25 до 2 к нормативной потребности в учреждениях клубного типа в сельских поселениях (без учета административного центра) и сельских населенных пунктах, входящих в состав городских округов (без учета городского населения).
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях могут предусматривать наличие 1 учреждения клубного типа в административном центре сельского поселения и наличие 1 учреждения клубного типа на 1 тысячу человек независимо от количества населенных пунктов в сельском поселении. Органы местного самоуправления сельских поселений могут дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания учреждений клубного типа в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Минимально необходимое количество учреждений клубного типа в сельском поселении может определяться по следующей формуле:
К=((H)/Нн.ф.)+Нн.адм.ц,
где:
К - минимально необходимое количество учреждений клубного типа;
Н - численность населения сельского поселения;
Нн.ф. - норматив численности жителей на 1 филиал дома культуры;
Нн.адм.ц - норматив числа домов культуры для административного центра сельского поселения.
6.3. При наличии потребности в учреждениях клубного типа выше рекомендуемого норматива, количество таких учреждений и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования субъекта Российской Федерации за счет собственных средств.
6.4. В целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, на уровне муниципального района может быть создан районный Дом (Дворец, Центр) культуры, обеспечивающий методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
6.5. Рекомендуется создание Центра культурного развития на уровне муниципального района.
Создание Центров культурного развития в городских и муниципальных округах, городских поселениях и сельских поселениях может осуществляться при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
6.6. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа в пределах одного муниципального образования могут различаться по мощностным характеристикам.
6.7. Рекомендации по расчету посадочных мест на совокупное количество учреждений культурно-досугового типа на 1 тысячу жителей приведены в таблице N 8.
Таблица N 8
Расчет посадочных мест на совокупное количество учреждений клубного типа в муниципальном образовании на 1 тысячу жителей
Норматив |
Норматив по сельскому поселению |
|||||||||||
Количество жителей в сельском поселении |
до 500 чел |
500-999 |
1 000-1999 |
2 000-2 999 |
3 000-4 999 |
5 000-6 999 |
7 000-9 999 |
10 000-19 999 |
20 000 - и более |
X |
X |
X |
посадочных мест (единиц) |
до 100 |
150 |
200 |
150 |
117 |
80 |
75 |
70 |
65 |
X |
X |
X |
|
Норматив по городскому поселению |
|||||||||||
Количество жителей в городском поселении |
До 3 000 |
3 000-4 999 |
5 000-9 999 |
10 000-19 999 |
20 000-29 999 |
30 000-39 999 |
40 000-49 999 |
50 000-59 999 |
60 000-69 000 |
70 000-70 999 |
80 000-80 999 |
90 000-99 999 |
посадочных мест (единиц) |
150 |
85 |
80 |
70 |
65 |
50 |
40 |
35 |
30 |
28 |
25 |
23 |
|
Норматив по городскому и муниципальному округу |
|||||||||||
Количество жителей в городском округе |
До 10 000 |
10 000-14 999 |
15 000-19 999 |
20 000-29 000 |
30 000-49 999 |
50 000-99 999 |
100 000-149 999 |
150 000-199 999 |
200 000-249 999 |
250000-499 999 |
500 000-999 999 |
1 000 000 и более |
посадочных мест (единиц) |
80 |
65 |
70 |
65 |
45 |
35-15 |
15-12 |
12-8 |
8-6 |
6-5 |
5-4 |
4 и более |
VII. Нормы размещения многофункциональных передвижных культурных центров
7.1. Передвижной многофункциональный культурный центр (автоклуб) используется для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных и выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий образовательной и досуговой направленности. В минимальном комплекте оборудования автоклуба следует предусматривать сцену-трансформер, звуковое, световое, мультимедийное оборудование и спутниковую антенну.
Для муниципального района устанавливается норма обеспеченности передвижными многофункциональными культурными центрами - 1 транспортная единица для сельских населенных пунктов, входящих в состав городских и муниципальных округов (либо жилых районов города), и 1 транспортная единица на муниципальный район для обслуживания населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры.
7.2. В соответствии с законами Мурманской области на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях количество специализированных транспортных средств может быть увеличено, в том числе могут быть предусмотрены транспортные средства со специфической функциональной направленностью (библиомобили, библиобусы, киномобили, автоклубы и т.п.).
VIII. Нормы и нормативы размещения муниципальных парков культуры и отдыха
8.1. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха приведены в таблице N 9.
Таблица N 9
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения парков культуры и отдыха
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Парк культуры и отдыха |
на 30 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
Муниципальный округ |
Парк культуры и отдыха |
на 30 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут 5 |
Городское поселение |
Парк культуры и отдыха |
население более 30 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
------------------------------
5 Для муниципального округа транспортная доступность может быть определена в зависимости от удаленности населенных пунктов, входящих в его состав.
------------------------------
8.2. Мощность парка по площади определяется в зависимости от объемов, предусмотренных для данного объекта в составе зоны рекреационного назначения в документах территориального планирования. Площадь планировочной структуры парка определяется в соответствии с концепцией развития парковой территории, утвержденной органом местного самоуправления.
8.3. При наличии потребности в парках культуры и отдыха в населенных пунктах с количеством жителей менее 30 тысяч человек количество парков и условия их создания утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Мурманской области за счет собственных средств.
IX. Нормы размещения зоопарков, ботанических садов
9.1. Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов) приведены в таблице N 10.
Таблица N 10
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения зоопарков (ботанических садов)
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Субъект Российской Федерации |
Зоопарк (ботанический сад) |
Административный центр с населением свыше 500 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность для жителей административного центра - в течение 1 часа; для жителей муниципальных образований - в течение 1 дня |
Городской округ |
Зоопарк (ботанический сад) |
Население от 250 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 30-40 минут |
9.2. Мощность зоопарка (ботанического сада) по площади может определяться в зависимости от объема коллекции и видов животных (растений).
9.3. При наличии потребности в зоопарках (ботанических садах) в населенных пунктах с численностью населения менее 250 тысяч человек количество и условия создания зоопарков (ботанических садов) утверждаются в нормативах градостроительного проектирования Мурманской области за счет собственных средств.
X. Нормы и нормативы размещения кинотеатров и кинозалов
10.1. В целях обеспечения доступности для населения киноискусства на основании полномочий по созданию условий для организации досуга населения органы местного самоуправления могут организовывать (могут создавать условия) для организации кинозалов в соответствии с таблицей N 11.
Таблица N 11
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения кинозалов
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность (тысяч человек на населенный пункт) |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Городской округ |
Кинозал |
на 20 тысяч человек |
1 |
Транспортная доступность 15-30 минут |
Муниципальный округ |
Кинозал |
на 20 тысяч человек |
1 |
|
Городское поселение |
Кинозал |
независимо от количества жителей |
1 |
10.2. За сетевую единицу принимаются площадки кинопоказа, а именно кинотеатры и кинозалы, расположенные в специализированном помещении.
При наличии в кинотеатре нескольких кинозалов к учету может приниматься каждый кинозал как сетевая единица. Также к расчету могут приниматься кинозалы, расположенные в учреждении культуры.
10.3. Нормы и нормативы обеспеченности услугами кинопоказа предусматривают не менее 1 кинозала на 20 тысяч человек в городском округе.
В городском поселении рекомендуется создавать 1 кинозал независимо от. количества населения.
10.4. Для населенных пунктов, в которых отсутствуют стационарные кинозалы и (или) альтернативные помещения, которые возможно использовать в качестве таковых, органы местного самоуправления могут организовывать кинопоказ на базе передвижных многофункциональных культурных центров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Мурманской области от 24 ноября 2023 г. N 330 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры в Мурманской области"
Вступает в силу с 27 ноября 2023 г.
Опубликование:
электронный бюллетень Правительства Мурманской области (www.npa.gov-murman.ru) 27 ноября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 27 ноября 2023 г. N 5101202311270001