г. Краснодар |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А32-47123/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дыдочкина М.В. (доверенность от 15.12.2020) и заинтересованного лица - Северо-Кавказского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (ИНН 7701579036, ОГРН 1057746107242) - Филатова Д.А. (доверенность от 12.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-47123/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (далее - управление, служба) о признании недействительным предписания от 15.09.2020 N 28.
Решением от 04.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2021, суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования, ввиду законности и обоснованности оспариваемого им предписания управления.
.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание положения пунктов 14 и 17 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342) и не учли, что законодатель установил до 01.01.2022 переходный период для систематизации и инвентаризации всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон; общество обязано произвести разработку проекта санитарно-защитной зоны, а также получить решение об установлении санитарно-защитной зоны до 01.01.2025. На дату проведения управлением проверки и вынесения оспариваемого предписания Правительством Российской Федерации не утверждено положение о санитарно-защитных зонах. Поскольку сроки обращения с заявлениями об установлении, в том числе, санитарно-защитных зон продлены законодателем до 01.01.2025, предписание управления, обязывающее общество разработать проект санитарно-защитных зон и направить на утверждение до 18.10.2021, является незаконным.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Северо-Кавказский территориальный отдел управления на основании распоряжения от 13.08.2020 N 338/05 провел плановую документарную проверку в отношении Краснодарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры, структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - Филиала ОАО "Российские железные дороги" (далее - филиал ОАО "РЖД").
В качестве экспертной организации для экспертизы представленных к проверке документов привлечен Краснодарский филиал по железнодорожному транспорту ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае".
Согласно экспертному заключению по результатам документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы от 09.09.2020 N 447 филиалом ОАО "РЖД" не разработан и не утвержден проект санитарно-защитной зоны, что является нарушением положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" (далее - постановление N 222), пунктов 3.1.6, 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 (далее - СанПин 2.1.6.1032-01).
По результатам проверки Северо-Кавказский территориальный отдел управления составил акт проверки от 15.09.2020 N 338 и вынес предписание от 15.09.2020 N 28, которым обязал общество в срок до 18.10.2021 разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны.
Полагая, что предписание службы является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Частью 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (часть 2 статьи 24 Закона N 52-ФЗ).
Постановлением N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила N 222).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил N 222, в срок не более одного года со дня вступления в силу постановления N 222. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно пункту 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В силу пункта 3 Правил N 222 решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), согласно пункту 2.1 которых в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Законом N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Пунктами 3.1.6, 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01 установлено, что для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.
Судебные инстанции установили, что согласно заключению эксперта, составленному по результатам проведенной ООО "Эксперт" санитарно-эпидемиологической экспертизы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объектов Краснодарской дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" от 27.05.2020 N ОИ-2670, общество осуществляет деятельность на 35 площадках, являющихся источником выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Документально данный вывод общество не опровергло.
Согласно экспертному заключению от 09.09.2020 N 447, составленному по результатам документарной санитарно-эпидемиологической экспертизы, филиал ОАО "РЖД" не разработал проект санитарно-защитной зоны с ее установлением, что является нарушением требований постановления N 222, пунктов 3.1.6, 3.1.7 СанПиН 2.1.6.1032-01.
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы общества со ссылкой на то, что Законом N 342-ФЗ сроки обращения с заявлениями об установлении, в том числе, санитарно-защитных зон продлены законодателем до 01.01.2025, в связи с чем в данном случае отсутствуют нарушения СанПиН 2.1.6.1032-01, установив, что по результатам проверки служба вменила обществу отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, обязанность по разработке которого предусмотрена пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", которые применяются к объектам, введенным в действие до издания этих санитарных правил.
Доводы общества о том, что на дату проведения проверки и принятия оспариваемого предписания Правительством Российской Федерации не утверждено Положение о санитарно-защитных зонах, в связи с чем предписание не может быть исполнено, обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку положение о санитарно-защитных зонах утверждено постановлением N 222 в форме Правил N 222.
Утвержденные постановлением N 222 Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, устанавливаются как в отношении планируемых к строительству и реконструируемых, так и в отношении действующих объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (пункт 1 Правил N 222).
Доводы общества о том, что оспариваемое предписание не содержит данных об объектах капитального строительства, в отношении которых на общество возложена обязанность по установлению санитарно-защитных зон и неисполнимости предписания, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую оценку. При этом судебные инстанции обоснованно указали на непредставление обществом документальных доказательств, объективно препятствующих обществу исполнить указанные в предписании требования законодательства, а также на то, что в случае неясности предписания, общество вправе обратиться за его разъяснением к административному органу.
Исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, судебные инстанции сделали правильный вывод о наличии у управления, в данном случае, оснований для выдачи учреждению оспариваемого им предписания.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-47123/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.