г. Краснодар |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А63-11467/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Немцевой А.С., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джамалудинова Ильяса Магомедовича (ИНН 261300033806, ОГРНИП 307264623500045) - Гриценко А.В. (доверенность от 30.12.2020), от органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) - Иващенко В.В. (доверенность от 23.03.2021), рассмотрев кассационную жалобу министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А63-11467/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Джамалудинов И.М. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), в котором просил:
- признать незаконным отказ от 29.06.2020 N 11064/04 в предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:14:090205:40 (площадью 11 094 826 кв. м), местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - с. Урожайное, участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на северо-запад;
- возложить на министерство обязанность заключить с предпринимателем без проведения торгов договор аренды указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ министерства, приведенный в письме от 22.06.2020 N 11064/04, в предоставлении заявителю в аренду без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:14:090205:40. На уполномоченный орган возложена обязанность в течение месяца со дня вступления судебного акта в законную силу подготовить, подписать и направить в адрес предпринимателя проект договора аренды данного земельного участка.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на пропуск предпринимателем установленного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании не соответствующим закону решения государственного органа. Повторное обращение заявителя в уполномоченный орган фактически направлено на восстановление такого срока. Земельное законодательство не предусматривает возможности пролонгации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения. На момент подачи заявления предприниматель утратил преимущественное право на получение спорного участка в аренду без проведения торгов.
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
Заседание арбитражного суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края (статья 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель министерства на удовлетворении кассационной жалобы настаивал. Представитель предпринимателя полагал, что основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", распоряжения от 29.04.2014 N 509 министерство (арендодатель) и предприниматель (арендатор) 29.04.2014 заключили договор N 47-14 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 11 094 826 кв. м (кадастровый номер 26:14:090205:40), местоположение которого установлено относительно ориентира: с. Урожайное, примерно в 1 км от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Левокумский район, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка (т. 1, л. д. 33 - 39). Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 29.04.2014 (т. 1, л. д. 40). Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Срок действия договора установлен с 29.04.2014 по 28.04.2017 (пункт 3.1).
Предприниматель 24.03.2017 обратился в министерство с заявлением от 16.03.2017 о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов.
Министерство сообщило заявителю об отказе в предоставлении участка в связи с пересечением его границ с границами земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:1212, а также указало на возможность предоставления после уточнения границ участка (т. 1, л. д. 13).
В мае 2017 года предприниматель обратился в министерство для согласования проведения кадастровых работ за счет собственных средств в целях уточнения границ спорного участка (т. 1, л. д. 14).
Министерство в письме от 06.06.2017 сообщило заявителю о том, что кадастровые работы в отношении участка будут выполняться за счет средств краевого бюджета; после уточнения границ участок будет предоставлен путем проведения публичных процедур (т. 1, л. д. 15).
Предприниматель 10.07.2017 обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:14:090205:40 в аренду без проведения торгов (т. 1, л. д. 16, 17).
В письме от 14.07.2017 министерство сослалось на пересечение границ испрашиваемого участка и земельного участка с кадастровым номером 26:14:000000:1212, что влечет отказ в его предоставлении в силу пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс; т. 1, л. д. 18).
Предприниматель 25.09.2017 направил повторное заявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:14:090205:40, а также просил уведомить о действиях министерства, направленных на устранение причин, препятствующих заключению договора аренды земельного участка (т. 1, л. д. 19, 20).
Министерство 06.10.2017 в письме N 11763 сообщило о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, а также о проведении мероприятий по уточнению границ испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 21).
В письме от 05.11.2019 N 19061/05 министерство сообщило предпринимателю о возможности проведения предпринимателем кадастровых работ по уточнению границ испрашиваемого участка, а также указало, что вопрос о предоставлении участка в аренду подлежит рассмотрению после уточнения его границ (т. 1, л. д. 24).
После проведения кадастровых работ по уточнению границ спорного участка предприниматель направил в министерство межевой план, а также заявление о его предоставлении в аренду на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса (т. 1, л. д. 25 - 28).
Министерство отказало в удовлетворении данного заявления, указав что: первоначальный отказ уполномоченного органа не оспорен; договор аренды прекратил свое действие; документ, подтверждающий право на предоставление спорного земельного участка, предприниматель не представил; испрашиваемый участок может быть предоставлен на торгах (т. 1, л. д. 31, 32).
Предприниматель, указывая, что отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 26:14:090205:40 противоречит положениям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести этот земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Исходя из буквального толкования названной нормы права данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в уполномоченный орган до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
В случае предоставления земельного участка в соответствии с правилами подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса опубликования извещения о предоставлении земельного участка не требуется.
Правила рассмотрения заявления о предоставлении участка определены статьей 39.17 Земельного кодекса, согласно пункту 5 которой в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
По правилам статьи 71 Кодекса суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса основания для отказа предпринимателю в заключении нового договора аренды испрашиваемого земельного участка после устранения пересечения с границами иного участка у министерства отсутствовали.
Предприниматель на момент обращения в уполномоченный орган являлся арендатором спорного участка на основании договора аренды от 29.04.2014 N 47-14; данный договор не расторгнут и не признан недействительным в судебном порядке. Заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов до момента истечения срока его действия, предпринимал действия, направленные на устранение выявленного пересечения с границами другого участка. В оспариваемом отказе уполномоченный орган не привел сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях, допущенных при использовании арендатором земельного участка (соответствующие доказательства не представлены). Заявление предпринимателя соответствовало требованиям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 и статьи 39.17 Земельного кодекса. Избранный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса и части 4 статьи 201 Кодекса.
Министерство, указывая на истечение срока действия договора аренды, не учитывает, что предприниматель первоначально обратился с заявлением о предоставлении участка в аренду на новый срок до момента истечения срока, названного в пункте 3.1 договора от 29.04.2014. Условия этого договора аренды не содержали явно выраженного запрета на применение к правоотношениям сторон положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса либо указания на невозможность возобновления договора на неопределенный срок. Сведения об отказе арендодателя от договора аренды в соответствии с правилами статьи 610 Гражданского кодекса в материалах дела отсутствуют. Отказ в заключении нового договора аренды по причине выявленного пересечения с границами иного участка не связан с действиями арендатора (предпринимателя).
Положениями Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов. Следовательно, если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 года).
Срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении участка, приведенного в письме министерства от 22.06.2020, предприниматель не пропустил.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.02.2021 и апелляционного постановления от 24.05.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2021 по делу N А63-11467/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов. Следовательно, если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражении со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (пункт 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 года).
Срок обращения в суд с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении участка, приведенного в письме министерства от 22.06.2020, предприниматель не пропустил.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 20.02.2021 и апелляционного постановления от 24.05.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 августа 2021 г. N Ф08-6976/21 по делу N А63-11467/2020