Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Новокузнецкого муниципального округа
от 23 ноября 2023 г. N 360
Положение
о порядке формирования резерва управленческих кадров Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса и организации работы с резервом
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования резерва управленческих кадров Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса (далее по тексту - резерв) и организацию работы с ним.
1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1) резерв - сформированная в установленном порядке группа граждан Российской Федерации, обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на целевые управленческие должности в системе местного самоуправления, включая муниципальные учреждения и предприятия Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса;
2) целевая управленческая должность - должность, назначение на которую осуществляется преимущественно из резерва, непосредственно связанная с выполнением следующих функций: стратегическая, планирования, административно-организационная, коммуникативно-регулирующая, мотивационная, контрольная;
3) кандидат - гражданин, подавший заявление и необходимый пакет документов на участие в конкурсе на включение в резерв, или гражданин, включенный в кадровый резерв для замещения отдельных вакантных должностей муниципальной службы Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, соответствующий требованиям, установленным настоящим Положением, и давший согласие на включение в резерв;
4) резервист - кандидат, включенный в резерв;
5) комиссия - комиссия по формированию резерва управленческих кадров и работы с ним (далее по тексту - комиссия).
1.3. Резерв формируется с целью повышения качества кадрового состава системы местного самоуправления, включая муниципальные учреждения и предприятия Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, а также с целью раскрытия потенциала наиболее перспективных и талантливых руководителей.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить своевременный подбор претендентов на должности, для замещения которых формируется резерв, из числа руководителей, обладающих наиболее высоким управленческим потенциалом;
- осуществить планомерную подготовку и профессиональное развитие управленческих кадров;
- создать условия для развития кадрового потенциала системы местного самоуправления в стратегической перспективе, включая развитие кадрового потенциала муниципальных учреждений и предприятий Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
1.4. Работа с резервом осуществляется на основе следующих принципов:
- принцип единства подходов к формированию требований и критериев отбора лиц, включенных в резерв, к их подготовке и личностно-профессиональному развитию, направлениям и способам эффективной реализации резерва;
- принцип планомерности подбора и подготовки кандидатов для замещения целевых управленческих должностей;
- принцип комплексного подхода к оценке личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в резерв, на основе анализа совокупности всех составляющих управленческого потенциала, а также факторов, влияющих на его развитие, с учетом как текущей эффективности и результативности, так и потенциала личностно-профессионального развития;
- принцип постоянного совершенствования личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в резерв.
1.5. Для формирования резерва правовым актом администрации Новокузнецкого муниципального округа создается комиссия.
1.6. Организационно-методическое обеспечение формирования резерва, внесение сведений о лицах, включенных в резерв, в электронные базы данных, мониторинг резерва осуществляется отделом кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа.
1.7. Резерв формируется на целевые управленческие должности в соответствии с пунктом 2.1 настоящего Положения и включает высший, базовый и перспективный уровни (уровни готовности к занятию управленческих должностей):
1) высший уровень резерва формируется из лиц, имеющих опыт руководящей работы на должностях высшего управленческого уровня, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, способных занять резервируемые должности без дополнительной подготовки;
2) базовый уровень резерва формируется из лиц, имеющих опыт руководящей работы на должностях высшего и среднего управленческого уровня, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, готовых к замещению резервируемых должностей после получения дополнительного опыта управленческой деятельности;
3) перспективный уровень резерва является начальным уровнем системы формирования резерва и формируется из граждан, обладающих потенциалом для развития и мотивацией к управленческой деятельности, способных в перспективе по результатам работы и дополнительной подготовки замещать руководящие должности в сфере муниципального управления, в различных отраслях экономики.
1.8. Граждане, включенные в кадровый резерв на замещение вакантных высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, указанных в подпункте 2 пункта 2.1 настоящего Положения, по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с нормативными правовыми актами о муниципальной службе Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, а также соответствующие требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения, включаются в состав резерва на эти же должности без представления в комиссию пакета документов согласно пункту 2.3.3 настоящего Положения и без участия в процедуре конкурсного отбора согласно пункту 2.4.2 настоящего Положения.
1.9. Состав резерва публикуется на официальном сайте муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее по тексту - официальный сайт).
2. Порядок формирования резерва
2.1. Резерв формируется на следующие целевые управленческие должности:
1) должность главы муниципального образования;
2) высшие, главные и ведущие должности муниципальной службы;
3) должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
2.2. Требования, предъявляемые к кандидатам:
1) наличие гражданства Российской Федерации;
2) возраст: на включение в резерв управленческих кадров перспективного уровня - до 35 лет включительно; базового уровня - до 45 лет включительно; высшего уровня - до 55 лет включительно;
3) наличие высшего образования (не ниже уровня специалитета), за исключением кандидатов в резерв на главные и ведущие должности муниципальной службы - наличие среднего профессионального образования по специальности, соответствующей должностным обязанностям;
4) наличие опыта управленческой деятельности: на включение в резерв управленческих кадров перспективного уровня - не требуется, стаж работы по замещаемой должности не менее 2 лет; базового уровня - опыт управленческой деятельности не менее 3 лет; высшего уровня - опыт управленческой деятельности не менее 5 лет.
Под управленческой деятельностью следует понимать деятельность на должностях руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций независимо от их формы собственности;
5) отсутствие судимости, исключающей возможность исполнения должностных обязанностей по целевым управленческим должностям, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также отсутствие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
2.3. Формирование резерва включает следующие этапы:
2.3.1. Принятие главой Новокузнецкого муниципального округа решения о проведении отбора кандидатов в резерв.
2.3.2. Отдел кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа:
1) размещает на пункте 2.3.1 настоящего Положения;
2) организует работу с кадровыми службами органов местного самоуправления, отраслевыми и территориальными органами администрации Новокузнецкого муниципального округа по привлечению муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и предприятий Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса к участию в отборе в резерв.
2.3.3. Выдвижение кандидатов в резерв и представление кандидатами не позднее 30 рабочих дней с момента размещения информации о формировании резерва на официальном сайте в комиссию лично или заказным почтовым отправлением следующих документов:
1) заявление кандидата по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
2) заполненная и подписанная анкета по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 N 667-р "Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации", с фотографией;
3) копия документа (с приложениями), подтверждающего наличие высшего или среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, ученой степени, ученого звания;
4) копия документа о перемене гражданином имени, отчества и/или фамилии (в случае если фамилия, имя, отчество изменялись);
5) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
6) копия трудовой книжки, заверенная кадровой службой по месту службы (работы), и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке (в случае если гражданин на момент подачи документов не трудоустроен, копия трудовой книжки не заверяется);
7) копия военного билета (при наличии);
8) согласие на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
9) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, выданная в порядке и по форме, предусмотренным действующим законодательством;
10) рекомендация по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению:
- лица, замещающие муниципальные должности, действующие муниципальные служащие Российской Федерации, Кемеровской области - Кузбасса, Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, а также граждане, включенные в кадровый резерв муниципальной службы Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса по результатам конкурсов, проводимых в соответствии с нормативными правовыми актами о муниципальной службе Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, предоставляют рекомендации от соответствующего органа местного самоуправления или отраслевого органа администрации Новокузнецкого муниципального округа;
- представители бизнеса, науки, образования, культуры, спорта - от отраслевого органа администрации Новокузнецкого муниципального округа;
- представители политических партий, общественных организаций и объединений - от их руководящих органов;
- самовыдвиженцы - от лица, занимающего вышестоящую руководящую должность, позволяющую дать качественную оценку уровню личных профессиональных компетенций и опыта кандидата;
- временно не работающие граждане, находящиеся в этом статусе не более 1 года и обладающие подтвержденными управленческими компетенциями, профессиональными достижениями и опытом, - от лица, занимающего руководящую должность, позволяющую дать качественную оценку уровню личных профессиональных компетенций и опыта кандидата;
11) другие документы на усмотрение кандидата (документы, подтверждающие участие кандидата в конкурсах, программах, проектах и мероприятиях федерального, регионального или местного уровней, список публикаций кандидата в средствах массовой информации, копии статей о кандидате, копии почетных грамот, благодарственных писем и другие материалы, подтверждающие заслуги кандидата (при наличии таковых);
12) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС);
13) копия свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН).
2.3.3.1. Представление кандидатом документов за пределами сроков подачи документов, указанных в объявлении, или представление их не в полном объеме является основанием для отказа кандидату в их приеме.
2.3.3.2. Включение в резерв граждан, указанных в пункте 1.8 настоящего Положения, осуществляется при наличии согласия гражданина на включение его в состав резерва, оформленного в соответствии с приложением N 4 к настоящему Положению.
2.3.4. Проведение процедуры оценки участников отбора, формирование списка лиц, успешно прошедших отбор и рекомендуемых для включения в резерв.
2.3.5. Утверждение состава резерва.
2.4. Оценка личностно-профессиональных и управленческих ресурсов кандидатов в резерв осуществляется в два этапа, при этом используются следующие методы: анкетирование, собеседование, тестирование. Для отбора кандидатов в высший и базовый резерв используются методики, позволяющие оценить имеющиеся управленческие знания, умения и навыки; для отбора кандидатов в перспективный резерв используются методики, позволяющие выявить наличие потенциальных навыков, дающих возможность их реализации при дополнительной подготовке.
Описание методов оценки профессиональных и личностных качеств граждан Российской Федерации, рекомендуемых при проведении конкурса на включение в резерв, указано в приложении N 5 к настоящему Положению.
2.4.1. На первом этапе комиссия оценивает соответствие кандидатов предъявляемым требованиям по представленным в комиссию документам. В том числе анализируются сведения, содержащиеся в рекомендациях, представленных на кандидата, иных документах, отражающих ключевые личностно-профессиональные и управленческие ресурсы кандидата, уровень управленческого опыта и управленческого потенциала, масштаб управленческой деятельности, уровень социальной направленности.
Комиссия вправе сверить представленные копии документов с подлинниками документов, запросив их у кандидатов.
По результатам анализа полученных данных формируется список кандидатов, допущенных ко второму этапу.
В случае выявления несоответствия кандидата требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящего Положения, а также выявления несоответствия документов перечню, установленному подпунктом 2.3.3 настоящего Положения, либо представления подложных документов или заведомо ложных сведений кандидат ко второму этапу не допускается.
Информация о кандидатах, допущенных ко второму этапу отбора, размещается на официальном сайте в течение 15 рабочих дней с момента окончания приема документов.
2.4.2. На втором этапе комиссия проводит тестирование и индивидуальные собеседования с кандидатами, допущенными ко второму этапу отбора.
Личное участие кандидата в собеседовании является обязательным.
В ходе собеседования учитываются следующие качества кандидата:
1) управленческая компетентность - способность к планированию, организации, контролю, координации деятельности больших организационных структур; готовность к принятию самостоятельных управленческих решений, реализации менеджерских и административных функций;
2) настойчивость и целеустремленность - способность к преодолению сопротивления внешней среды при выполнении профессиональной и управленческой деятельности; умение добиваться поставленной цели; способность доводить до конца начатые дела, вторично возвращаться к реализации процесса в случае его неудачного внедрения;
3) готовность к саморазвитию - ориентация на непрерывное профессиональное и личное совершенствование; готовность и способность эффективно действовать в условиях изменений: способность воспринимать новую информацию, принимать решения в ограниченное время с ограниченным доступом к необходимой информации; готовность к взаимодействию с новыми людьми, а также к применению новых приемов и методов управления;
4) готовность к командной работе - ориентация на командное взаимодействие; готовность к внутреннему принятию поставленных организационных целей и задач; способность к организации совместной деятельности по решению управленческих вопросов; навыки бесконфликтного общения, взаимодействия с людьми с различными личностно-профессиональными особенностями; готовность к диалогу, обсуждению и принятию компромиссных решений;
5) социальная направленность - интегральное личностное качество, отражающее сплав ведущих ценностей руководителя и особенностей мотивационно-потребностной сферы личности, обеспечивающих направленность управленческой деятельности. Социальная направленность - повышенное внимание к внешнему миру, людям, социальным и политическим изменениям, ориентированность на решение социально значимых задач, предпочтение социально значимых мотивов своей деятельности, наличие ведущих социально направленных ценностей.
2.5. По окончании индивидуального собеседования с кандидатом каждый член комиссии заносит в конкурсный бюллетень, составляемый по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению, результат оценки кандидата при необходимости с краткой мотивировкой, обосновывающей принятое членом комиссии решение. Ответы кандидатов оцениваются по пятибалльной шкале.
2.6. Итоговый балл кандидата определяется как среднее арифметическое баллов, выставленных кандидату членами комиссии по результатам индивидуального собеседования.
2.7. В резерв включаются кандидаты, итоговый балл которых составляет не менее 50 процентов максимального балла.
2.8. По результатам проведения отбора комиссия принимает одно из следующих решений:
1) о включении кандидата в резерв;
2) об отказе кандидату во включении в резерв;
3) о признании отбора несостоявшимся.
2.9. Решение, указанное в подпункте 3 пункта 2.8 настоящего Положения, принимается в случае отсутствия кандидатов, а также в случае непредставления документов для участия в отборе либо неявки на индивидуальные собеседования всех кандидатов.
2.10. Включение лица в состав резерва оформляется правовым актом администрации Новокузнецкого муниципального округа.
2.11. Датой включения в резерв считается дата вступления в силу правового акта администрации Новокузнецкого муниципального округа.
2.12. Срок нахождения в резерве составляет 3 года.
2.13. Срок нахождения в резерве может быть однократно продлен по целевой управленческой должности, по которой кандидат был включен в резерв, на 3 года по решению комиссии.
2.14. Включение лица в резерв не влечет за собой обязательное назначение его на целевую управленческую должность.
2.15. Документы резервистов формируются в личные дела, которые хранятся в отделе кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа.
Документы лиц, не включенных в резерв, хранятся в отделе кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа, а также могут быть возвращены по их письменному запросу до истечения срока хранения.
Все документы, образующиеся в процессе формирования резерва управленческих кадров, формируются в дела и хранятся в отделе кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.
3. Работа с резервом
3.1. Основной задачей работы с резервистами является их подготовка с целью совершенствования профессиональных знаний, управленческого потенциала, опыта, развития личностных качеств.
3.2. Подготовка резервистов осуществляется посредством:
3.2.1. Самостоятельной теоретической и практической подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации.
3.2.2. Участия, в том числе в качестве экспертов, в семинарах, тренингах, совещаниях, научно-практических конференциях, в работе коллегиальных органов, общественных советов, рабочих групп, а также в социально значимых мероприятиях по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, муниципальных учреждений и предприятий Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
3.2.3. Участия в разработке нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса.
3.2.4. Осуществления проектной деятельности (анализ управленческой проблемы, подготовка рекомендаций, разработка и проектирование решения проблемы целиком, участие во внедрении и руководство внедрением проекта).
3.2.5. Временного замещения целевой управленческой должности.
3.3. Отдел кадров администрации Новокузнецкого муниципального округа осуществляет ежеквартально мониторинг состава резерва.
Мониторинг состава резерва осуществляется с целью:
а) исключения граждан из состава резерва по основаниям, предусмотренным разделом 4 настоящего Положения;
б) оценки необходимости пополнения резерва и организации работы по дополнительному отбору в резерв в случае возникновения потребности в той или иной сфере управления.
4. Основания исключения из резерва
4.1. Основаниями исключения гражданина из резерва являются:
1) назначение резервиста на целевую управленческую должность, для замещения которой гражданин был включен в резерв;
2) личное заявление резервиста об исключении из резерва;
3) истечение срока нахождения в резерве, предусмотренного пунктом 2.12 настоящего Положения;
4) достижение предельного возраста резервиста - 58 лет;
5) обстоятельства, делающие пребывание в резерве, назначение на целевую управленческую должность из резерва невозможным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
4.2. Не имеют права повторного включения в резерв граждане, исключенные из него по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 4.1 настоящего Положения.
4.3. Исключение резервиста из состава резерва оформляется правовым актом администрации Новокузнецкого муниципального округа.
5. Оценка эффективности работы с резервом
5.1. Комиссией по результатам работы не реже одного раза в год, а также нарастающим итогом за три года осуществляется оценка эффективности работы с резервом.
5.2. Основными показателями эффективности работы с резервом являются:
1) Доля лиц, назначенных из резерва, по отношению к общему количеству лиц, включенных в резерв (отражает степень использования лиц, включенных в резерв, для замещения целевых и иных должностей, мобильность резерва): до 10% - низкая эффективность; от 10 до 20% - средняя эффективность; от 20 до 30% - высокая эффективность; свыше 30% - очень высокая эффективность.
2) Доля целевых должностей, на которые назначены лица из резерва (отражает эффективность планирования и использования резерва как источника замещения должностей): до 30% - низкая эффективность; от 30 до 50% - средняя эффективность; от 50 до 70% - высокая эффективность; свыше 70% - очень высокая эффективность.
3) Доля назначений из резерва по отношению к общему количеству назначений на управленческие должности (отражает эффективность резерва как инструмента формирования кадрового состава): менее 50% - низкая эффективность; от 50 до 65% - средняя эффективность; от 65 до 80% - высокая эффективность; свыше 80% - очень высокая эффективность.
5.3. К дополнительным показателям эффективности работы с резервом относятся:
1) показатели эффективности привлечения и отбора в резерв (общий уровень развития личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в резерв, включая уровень образования, профессионального и управленческого опыта, результаты выполнения тестов, кейсов, итоговый средний рейтинговый балл кандидатов и лиц, включенных в резерв; соотношение представленных кандидатов в резерв и зачисленных в резерв; иные показатели);
2) показатели личностно-профессионального развития и обучения лиц, включенных в резерв (доля лиц, принявших участие в образовательных программах и мероприятиях в период нахождения в резерве; удовлетворенность лиц, включенных в резерв, уровнем реализации образовательных программ, в которых они принимали участие; динамика изменения уровня развития личностно-профессиональных ресурсов лиц, включенных в резерв; уровень личностно-профессиональных достижений лиц, включенных в резерв; доля лиц, включенных в резерв, получивших назначения, из числа прошедших подготовку; иные показатели).
Для каждого из показателей определены критерии его достижения с учетом накопленной кадровой статистики и сравнения текущего состояния работы с резервом с предшествующими периодами. Уточнение содержания показателей и критериев эффективности работы с резервом осуществляется по мере накопления данных кадровой статистики, анализа и обобщения практики работы с резервом.
Исполняющий обязанности |
А.А. Заболотская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.