г. Краснодар |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А63-13177/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - местной религиозной организации православного Прихода храма Архистратига Божия Михаила с. Круглолесского Александровского района Ставропольского края Георгиевской Епархии Русской Православной Церкви (ИНН 2601005889, ОГРН 1022600005790), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042304982510) и третьего лица - администрации Новоалександровского городского округа Ставропольского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А63-13177/2020, установил следующее.
Местная религиозная организация православного Прихода храма Архистратига Божия Михаила с. Круглолесского Александровского района Ставропольского края Георгиевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - религиозная организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением, в котором просила:
- признать незаконным решение управления Росреестра от 17.06.2020 N 26/134/111/2020-850 об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка площадью 60 тыс. кв. м с кадастровым номером 26:04:050601:6, заключенного 17.12.2019 N 197 между администрацией Новоалександровского городского округа Ставропольского края (далее - администрация) и религиозной организацией;
- обязать управление Росреестра провести государственную регистрацию договора аренды (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 39.6, 39.17, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы незаконностью решения регистрирующего органа об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об обременении земельного участка с кадастровым номером 26:04:050601:6 правом аренды религиозной организации. Отказ в совершении регистрационного действия управление Росреестра мотивировало необходимостью соблюдения администрацией публичных процедур (опубликования извещения о предстоящем предоставлении религиозной организации земельного участка). Между тем, договор аренды от 17.12.2019 N 197 заключен в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, не требующего соблюдения такой процедуры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021, требования религиозной организации удовлетворены. Признан незаконным отказ управления Росреестра от 17.06.2020 N 26/134/011/2020-850, на которое возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды.
Суды установили, что 02.12.2019 религиозная организация обратилась в администрацию с заявлением вх. N 10471 о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:050601:6 и заключении долгосрочного (на 15 лет) договора аренды. Согласно выписке ЕГРН от 18.11.2020, право муниципальной собственности Новоалександровского городского округа Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:04:050601:6 зарегистрировано 03.05.2018. По результатам рассмотрения заявления администрация (арендодатель) и религиозная организация (арендатор) заключили договор от 17.12.2019 N 197 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:04:050601:6. Срок договора установлен с 17.12.2019 по 16.12.2034 (пункт 2.1). Религиозная организация 04.03.2020 обратилась в управление Росреестра с заявлением N 26/134/011/2020-850 о государственной регистрации договора аренды. Уведомлением от 17.03.2020 N 26/134/011/2020-850 управление Росреестра приостановило государственную регистрацию ввиду непредставления извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка. Сообщением от 17.06.2020 N 26/134/011/2020-850 управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды в связи с тем, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, а обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, заявителем не устранены. Ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра, религиозная организация оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.6, 39.17, 39.18, 77 Земельного кодекса, статей 14, 18, 21, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), нормами статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Суды установили, что управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды со ссылкой на положения статьи 39.18 Земельного кодекса, которые не применимы к спорным правоотношениям. Религиозная организация обладает законным правом на приобретение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, минуя процедуру торгов. Религиозной организацией представлены в регистрирующий орган документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, позволяющие осуществить государственную регистрацию договора аренды. Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации договора не имелось, решение управления Росреестра признано судами незаконным и нарушающим права (интересы) религиозной организации, заявление которой удовлетворено. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
Управление Росреестра обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Уполномоченный орган настаивает на необходимости соблюдения публичной процедуры при предоставлении в аренду земельного участка. Извещение о предоставлении участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, регистратору не представлено, в том числе в течение срока приостановления государственной регистрации. Суды необоснованно не приняли во внимание положения Земельного кодекса, нормы Закона N 101-ФЗ, обуславливающие возможность предоставления в аренду земельного участка, находящегося в публичной собственности, соблюдением публичных процедур. Суды также не проверили соответствие вида разрешенного использования земельного участка (сельскохозяйственное использование) цели его предоставления религиозной организации. Согласно пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого участка, указанным в заявлении о предоставлении. Оспариваемое заявителем решение управления Росреестра соответствует нормам земельного законодательства.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 02.12.2019 религиозная организация обратилась в администрацию с заявлением вх. N 10471 о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:04:050601:6 и заключении долгосрочного (на 15 лет) договора аренды.
Согласно выписке ЕГРН от 18.11.2020, право муниципальной собственности Новоалександровского городского округа Ставропольского края на земельный участок с кадастровым номером 26:04:050601:6 зарегистрировано 03.05.2018.
По результатам рассмотрения заявления администрация (арендодатель) и религиозная организация (арендатор) заключили договор от 17.12.2019 N 197 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:04:050601:6 на срок с 17.12.2019 по 16.12.2034 (пункт 2.1).
Религиозная организация 04.03.2020 обратилась в управление Росреестра с заявлением N 26/134/011/2020-850 о государственной регистрации договора от 17.12.2019 N 197 аренды земельного участка с кадастровым номером 26:04:050601:6.
Уведомлением от 17.03.2020 N 26/134/011/2020-850 управление Росреестра приостановило государственную регистрацию ввиду непредставления заявителем извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка.
Сообщением от 17.06.2020 N 26/134/011/2020-850 управление Росреестра отказало в государственной регистрации договора аренды в связи с тем, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, а обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, заявителем не устранены.
Религиозная организация, ссылаясь на незаконность решения управления Росреестра, нарушающего ее права (интересы), оспорила данное решение в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Кодекса).
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых решений, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие таких решений, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который принял соответствующее решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (часть 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации (часть 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность судебного оспаривания заинтересованным лицом приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
Статьей 39.6 Земельного кодекса определены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов такой земельный участок может быть предоставлен религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что религиозная организация предоставила в регистрирующий орган документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, позволяющие осуществить государственную регистрацию договора аренды. Управление Росреестра отказало в государственной регистрации со ссылкой на положения статьи 39.18 Земельного кодекса, которые не применимы к спорным правоотношениям. Религиозная организация обладает законным правом на приобретение в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов (соблюдения публичных процедур). Поскольку у управления Росреестра отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды, судебные инстанции признали решение регистрирующего органа от 17.06.2020 N 26/134/011/2020-850 незаконным и нарушающим права (интересы) религиозной организации (как арендатора земельного участка с кадастровым номером 26:04:050601:6).
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил на регистрирующий орган обязанность по осуществлению государственной регистрации договора аренды.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе управление Росреестра ссылается на нарушение при заключении договора аренды публичного порядка предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения. Однако регистрирующий орган не учитывает, что религиозная организация на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса вправе получить в аренду участок с кадастровым номером 26:04:050601:6 из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса, регламентирующей особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в данном случае отсутствовали. С учетом изложенного, не могут быть приняты окружным судом приведенные в кассационной жалобе доводы о нарушении публичной процедуры при предоставлении в аренду спорного участка сельскохозяйственного назначения. Цель предоставления земельного участка в аренду (для сельскохозяйственного производства) соответствует виду его разрешенного использования (сельскохозяйственное производство). С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального закона, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2021 по делу N А63-13177/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе управление Росреестра ссылается на нарушение при заключении договора аренды публичного порядка предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения. Однако регистрирующий орган не учитывает, что религиозная организация на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса вправе получить в аренду участок с кадастровым номером 26:04:050601:6 из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов. Основания для применения положений статьи 39.18 Земельного кодекса, регламентирующей особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в данном случае отсутствовали. С учетом изложенного, не могут быть приняты окружным судом приведенные в кассационной жалобе доводы о нарушении публичной процедуры при предоставлении в аренду спорного участка сельскохозяйственного назначения. Цель предоставления земельного участка в аренду (для сельскохозяйственного производства) соответствует виду его разрешенного использования (сельскохозяйственное производство). С учетом изложенного, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального закона, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2021 г. N Ф08-6693/21 по делу N А63-13177/2020