г. Краснодар |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А32-50056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Афониной Е.И. и Садовникова А.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Европа" (ИНН 2311081976, ОГРН 1052306457301) - Колесникова А.В. (доверенность от 30.10.2020), ответчика - администрации Славянского городского поселения Славянского района (ИНН 2349026068, ОГРН 1052327433290) - Кутернега Н.Ю. (доверенность от 26.03.2021), в отсутствие третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), общества с ограниченной ответственностью "Информпроект" (ИНН 2349025811, ОГРН 1052327430869), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Европа" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А32-50056/2020, установил следующее.
ООО "Европа" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Славянского городского поселения Славянского района (далее - администрация) об обязании заключить дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 16.06.2020 N 20-06/094МК в части пункта 4.1 срока завершения работ с 01.09.2020 на 18.12.2020 (с учетом измененных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 1, л. д. 67).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю и ООО "Информпроект".
Решением от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2021, в иске отказано. Судебные акты мотивированы тем, что предусмотренные статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также контрактом условия для изменения срока выполнения работ отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы полагает, что выводы судов не основаны на имеющихся в деле доказательствах, суды уклонились от оценки доводов истца о том, что существенные условия контракта изменялись по инициативе администрации, поэтому срок выполнения работ подлежал увеличению.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы, представитель администрации просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судами установлено, что 10.02.2020 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0318300225020000051.
Протоколом от 20.02.2020 N 0318300225020000051 единственным победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Трегубенко Михаил Анатольевич.
Данное решение комиссии общество обжаловало в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28.02.2020 N 276/2020-КС жалоба общества признана обоснованной, заявка общества признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ. В действиях аукционной комиссии администрации установлены нарушения части 5, статьи 61 Закона N 44-ФЗ, выдано предписание об устранении нарушений.
02 марта 2020 года определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупке N 0318300225020000051 отменено.
03 марта 2020 года опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0318300225020000094.
Протоколом от 16.03.2020 N 0318300225020000094 единственным победителем аукциона признан индивидуальный предприниматель Трегубенко Михаил Анатольевич.
Общество также обжаловало указанное решение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.03.2020 N 462/2020-КС жалоба признана обоснованной, заявка общества признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ.
Протоколом от 19.05.2020 N 0 318300225020000094-3-2 заявка общества признана несоответствующей Закону N 44-ФЗ.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28.05.2020 N 1023/2020-КС жалоба общества вновь признана обоснованной, закупка возвращена на этап подведения итогов.
Протоколом от 05.06.2020 N 0318300225020000094 общество признано победителем электронного аукциона.
16 июня 2020 года администрация (заказчик) и общество (подрядчик) по результатам проведенного открытого аукциона в электронной форме заключили муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд от 16.06.2020 N 20-06/094МК, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик обязуется своими и (или) привлеченными силами и средствами осуществить благоустройство Северного парка (в границах улиц Отдельская - Совхозная - Рыночная - Казачья) 1 этап, 2 подэтап;
2 этап, в рамках реализации муниципальной программы Славянского городского поселения Славянского района "Формирование современной городской среды Славянского городского поселения Славянского района на 2018 - 2024 годы".
Объем работ и перечень объектов установлен техническим заданием (приложение N 1 к контракту; пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 2.1 контракта стоимость работ составляет в текущих ценах 105 500 тыс. рублей.
Срок исполнения обязательств по контракту: с даты подписания контракта по 01.09.2020 (пункт 4.1 контракта).
В пункте 4.5. контракта указано, что никакие задержки и нарушения сроков выполнения работ не могут служить основанием для требования подрядчика о продлении срока выполнения работ.
В письме от 30.06.2020 администрация указала на направление утвержденной проектной документации по объекту.
В письме от 15.07.2020 администрация указала на направление откорректированной сметной документации по объекту.
В письме от 27.07.2020 администрация указала на направление утвержденной проектной документации (входная группа) по объекту.
В письме от 30.07.2020 администрация указала на направление утвержденной проектной документации по объекту.
30 июля 2020 года администрация и общество подписали к контракту дополнительное соглашение N 1 о внесении изменений в муниципальный контракт от 16.06.2020 N 20-06/094 МК в части замены материалов и необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
27 августа 2020 года администрация и общество подписали к контракту дополнительное соглашение дополнительное соглашение N 2 о внесении изменений в муниципальный контракт от 16.06.2020 N 20-06/094 МК в части увеличения объемов работ и внесения новых изменений в проектно-сметную документацию.
В письме от 20.08.2020 администрация просила общество перенести тротуар возле велосипедной дорожки согласно представленной схеме в связи с технической ошибкой, допущенной при проектировании объекта.
В письме от 27.08.2020 общество просило администрацию согласовать изменение сроков выполнения работ по контракту до 01.11.2020.
В письме от 08.09.2020 администрация просила общество заказать и установить скамьи "Брюссель" в количестве 52 шт, стоимостью одного изделия 25 тыс. рублей, указало, что данные работы будут оплачены в счет непредвиденных затрат.
11 сентября 2020 года администрация и общество подписали к контракту дополнительное соглашение N 3, согласно которому дополнили пункт 4.1 муниципального контракта условием о сроке выполнения работ по озеленению территории с 01.09.2020 по 31.10.2020. Дополнительным соглашением N 4 от 11.09.2020 стороны внесли изменения в пункт 2.1. контракта, указав, что стоимость работ составляет 107 169 700 рублей, а также изложили приложение N 3.3 "Локальный сметный расчет N 3" в новой редакции.
В письме от 22.09.2020 N 144/20, направленном в ответ на письмо администрации от 08.09.2020, общество указало, что производство требуемых изделий составляет 70 календарных дней, что повлечет нарушение сроков выполнения работ, общество предложило заключить дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта до 10.12.2020.
Дополнительное соглашение с указанными условиями стороны не представили.
В письме от 05.10.2020 заказчик просил общество увеличить ширину парковки, указал, что в случае превышения стоимости выполненных работ от стоимости контракта, данные работы будут оплачены за счет средств местного бюджета.
В претензии от 05.11.2020 N 167/20 истец просил внести изменения в муниципальный контракт от 16.06.2020 N 20-06/094 МК в части продления срока сдачи работ.
В письме от 09.11.2020 N 01-1624/20-12-0101-10 администрация отказала обществу в удовлетворении претензии ввиду отсутствия оснований, предусмотренных контрактом и Законом N 44-ФЗ.
18 декабря 2020 года общество завершило выполнение работ в рамках муниципального контракта от 16.06.2020 N 20-06/094 МК, стороны подписали итоговые акты формы N КС-2 и КС-3, заказчик произвел полную оплату работ.
Между тем, общество, ссылаясь на то, что администрация уклоняется от внесения изменений в контракт в части установления нового срока, обратилось в суд с иском.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения договора не допускается.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как указано в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1).
Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 названной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона (пункт 2).
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4).
Наряду с указанными общими нормами, правоотношения сторон регулируются положениями Закона N 44-ФЗ.
Часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного закона.
В соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в настоящей статье.
Статья 95 Закона о контрактной системе, содержит исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условии контракта при его исполнении.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что основания для изменения условий контракта о сроке выполнения работ, перечисленные в статье 95 Закона N 44-ФЗ, отсутствуют.
Указанные выводы суд кассационной инстанции считает преждевременными в связи со следующим.
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что первоначально размещенный аукцион в феврале 2020 года содержал условие выполнения работ по государственному контракту до 01.09.2020, то есть предусматривал срок выполнения работ свыше 7-ми месяцев. Заказчик неоднократно, противоправно (что подтверждено решениями Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю) отклонял заявки общества, тем самым препятствовал обществу принять участие в торгах, заключить государственный контракт и исполнить его в предусмотренный срок. Заказчик заключил с обществом контракт лишь 16.06.2020, при этом, срок выполнения работ также установлен до 01.09.2020, что составило 2,5 месяца вместо 7-ми месяцев изначально установленных. Кроме того, заказчик неоднократно увеличивал объем выполняемых работ, в том числе и после 01.09.2020.
В пункте 10 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Суды не учли, что контракт предусматривает свое действие до 31.12.2020, в связи с чем, удовлетворение заявленного требования не приведет к общему изменению срока действия контракта.
Кроме того, суды не дали оценку доводам общества о том, что иск подан с целью восстановления права на выполнение работ в те сроки, которые изначально заказчиком предусмотрены при размещении заказа в феврале 2020 года. Суды не установили какие-либо злоупотребления в сфере размещения заказов в действиях общества, которые направлены на создание для общества более выгодных условий исполнения контракта (нарушение принципа равенства участников размещения заказов).
С учетом изложенного судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с отсутствием у суда кассационной инстанции полномочий по исследованию доказательств и установлению обстоятельств в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А32-50056/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано в статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (пункт 1).
...
Наряду с указанными общими нормами, правоотношения сторон регулируются положениями Закона N 44-ФЗ.
Часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного закона.
В соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, указанных в настоящей статье.
Статья 95 Закона о контрактной системе, содержит исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условии контракта при его исполнении.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что основания для изменения условий контракта о сроке выполнения работ, перечисленные в статье 95 Закона N 44-ФЗ, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2021 г. N Ф08-7254/21 по делу N А32-50056/2020
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7254/2021
16.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20916/2022
22.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50056/20
11.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7254/2021
28.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7653/2021
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50056/20