г. Краснодар |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А32-14834/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Белой А.Н. (доверенность от 19.04.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" (ИНН 2315117260, ОГРН 1052309114000) - Окшиной Л.Е. (доверенность от 30.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2021 по делу N А32-14834/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Новороснефтесервис" (далее - ответчик) о взыскании 676 416 рублей платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава, 35 085 рублей 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 03.07.2019 по 13.04.2020 с последующим начислением по день уплаты долга.
Решением от 15.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что основаниями для начисления спорной платы являются только нарушение срока доставки вагонов и нарушение технологических норм выгрузки вагонов. Вывод судов о том, что в 15.02.2019, 02.03.2019 у станции назначения Новороссийк имелась возможность по приему спорного состава, опровергается ведомостями подачи и уборки вагонов и актами общей формы.
Акты общей формы составлены в соответствии с требованиями приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 24.12.2017 железная дорога и общество заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества при станции Новороссийск СКжд N 460/2, в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к стрелочным переводам N 505 к ходовому пути N 105 станции Новороссийск, локомотивом перевозчика.
Как указывает железная дорога, в феврале и марте 2019 года в адрес общества на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением обществом установленного договором технологического времени на выполнение грузовых операций ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузкой.
На основании актов общей формы и ведомостей по ставкам тарифного руководства железной дорогой рассчитана плата за время нахождения вагонов на промежуточных станциях в размере 676 416 рублей.
Неоплата задолженности в претензионном порядке явилась основанием для обращения железной дороги с иском в суд.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что задержка доставки грузов, вызванная отставлением от движения в феврале и марте 2019 года следовавших в адрес общества вагонов и их простаиванием на путях общего пользования, не находилась в причинно-следственной связи с действиями грузополучателя (ответчика).
В силу статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26 плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки.
Основанием для спорного взыскания при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Железная дорога как истец в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов общества были заняты по причинам, зависящим от последнего, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своего требования, им не доказаны; доказательства, свидетельствующие о невозможности принятия спорных вагонов на пути станции назначения и подаче их выставочные на пути, не представлены.
Суды установили, что согласно транспортной железнодорожной накладной N ЭД900528 срок доставки груза состава с индексом N 8315-557-5209 (темные нефтепродукты) истекал 19.02.2019. Таким образом, в первый раз (15.02.2019 в 13 часов 19 минут по 01.03.2019 до 10 часов 15 минут на промежуточной станции Аполлонская СКВ) состав отставлен от движения до истечения срока доставки. Ответчик как грузополучатель имел возможность своевременного приема вагонов как состава, отставленного от движения, так и других составов. Анализ нахождения вагонов на разгрузке у ответчика с учетом количества конкретных разгружаемых вагонов, занятости путей необщего пользования, которая бы препятствовала подаче новых партий вагонов и влекла их задержку на промежуточных станциях, истцом не представлен.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.9.2. Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования N 111, 112, 113, 115 ООО "Новороснефтесервис" в парке "А" станции Новороссийск СКВ, пункта 13 договора от 24.12.2017 N 460/2 на погрузо-разгрузочном пути N 115 производится слив темных нефтепродуктов, на погрузо-разгрузочном пути N 113 - слив светлых нефтепродуктов. Предоставленные истцом в дело ведомости, как установили суды, содержат сведения о выгрузке светлых нефтепродуктов: N 025199 отражает выгрузку двух вагонов со светлыми нефтепродуктами 18.02.2019, N 032252 - десяти вагонов со светлыми нефтепродуктами 05.03.2019, N 032257 - десяти вагонов со светлыми нефтепродуктами 06 и 07 марта 2019 года. Спорный состав загружен темными нефтепродуктами и подлежал подаче для выгрузки на железнодорожный путь N 115, следовательно, обстоятельства выгрузки вагонов со светлыми нефтепродуктами на другом пути необщего пользования (N 113) не имеют отношения к данному делу; путь N 113 не оборудован, отсутствует эстакада слива.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы железной дороги по существу сводятся к переоценке всесторонне и полно исследованных судами обеих инстанций доказательств, что в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2021 по делу N А32-14834/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Белой А.Н. (доверенность от 19.04.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Новороснефтесервис" (ИНН 2315117260, ОГРН 1052309114000) - Окшиной Л.Е. (доверенность от 30.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2021 по делу N А32-14834/2020, установил следующее.
...
Акты общей формы составлены в соответствии с требованиями приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом".
...
В силу статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26 плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 августа 2021 г. N Ф08-5646/21 по делу N А32-14834/2020