Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 417035-8 предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) новыми положениями, предусматривающими предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 8 календарных дней работникам, осуществляющим свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также оплату труда работников, осуществляющих свою деятельность на указанных территориях, с применением районных коэффициентов.
С этой целью предлагается ввести в ТК РФ две новые статьи: статью 119.1 "Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, осуществляющим свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и статью 148.1 "Оплата труда работников, осуществляющих свою деятельность на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, "...предлагается распространение на территории новых субъектов Российской Федерации ряда льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". По мнению авторов законопроекта, вводимое регулирование позволит стимулировать трудоустройство на территориях новых субъектов Российской Федерации и оказать работникам необходимые меры поддержки.
По результатам рассмотрения законопроекта N 417035-8 необходимо отметить следующее:
Предоставление работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и оплата их труда с применением районного коэффициента являются мерами компенсационного характера, направленными на повышение социальной защиты работников, учитывая условия и особый характер их труда, путем компенсации воздействия на здоровье работника в процессе трудовой деятельности тех или иных неблагоприятных факторов, характер которых определяется по результатам специальной оценки условий труда, а также компенсации повышенных физиологических нагрузок и затрат, производимых в связи с проживанием и работой в неблагоприятных климатических условиях. Размер районного коэффициента дифференцируется в зависимости от района (места) нахождения организации, а также вида отрасли, в которой трудится гражданин.
Таким образом, применение районного коэффициента к заработной плате работника - это льгота, носящая компенсационный характер. Однако согласно пояснительной записке к законопроекту районный коэффициент, устанавливаемый для жителей указанных территорий, должен стать стимулирующим фактором трудоустройства на этих территориях, а также дополнительной мерой повышения благосостояния жителей.
Кроме того, из законопроекта и обосновывающих его принятие материалов не ясно, какие критерии должны стать основой для дифференциации размера районного коэффициента в зависимости от района (места) проживания работников и осуществления ими трудовой функции.
Следует отметить, что статьей 252 ТК РФ предусмотрена возможность установления особенностей регулирования труда не только трудовым законодательством, но и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Частью второй статьи 252 ТК РФ Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах, в том числе предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. По мнению Комитета Совета Федерации по социальной политике, в рамках этих положений могут быть урегулированы, в том числе, особенности трудовой деятельности на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета. Однако какие-либо данные, необходимые для объективной оценки финансовых последствий принятия федерального закона, отсутствуют.
Законопроект не содержит норм, определяющих источник финансирования и порядок исполнения нового вида расходных обязательств, что не соответствует пункту 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта N 417035-8 органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 3 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает компенсационный характер таких мер, как предоставление работникам ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и оплата их труда с применением районного коэффициента.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект N 417035-8 в представленной редакции. Как отмечается в отзыве на законопроект, "... Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от пола, расы, национальности и других обстоятельств, в том числе места жительства...Установленные трудовые гарантии для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в первую очередь, связаны с работой в местностях с экстремальными природно-климатическими условиями, и являются, по сути своей, компенсацией для возмещения затрат работникам при работе в условиях, отклоняющихся от нормы".
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера отмечает необходимость существенной доработки и не поддерживает его в представленной редакции.
Правительство Российской Федерации считает, что "...Идея стимулирования трудоустройства граждан на территории новых субъектов Российской Федерации заслуживает поддержки", однако законопроект N 417035-8 нуждается в существенной доработке.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект N 417035-8, отмечая, что "...для достижения целей, заявленных в пояснительной записке к законопроекту, должен применяться механизм, носящий временный характер...распространение на жителей новых субъектов Российской Федерации льгот, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не учитывает разницу в правовом статусе этих двух категорий граждан и не в полной мере соответствует целевому предназначению "северных" льгот".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке. Сторона обращает внимание на то, что "...работники, осуществляющие свою деятельность на территориях, граничащих с ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями, также находятся в крайне неблагоприятном положении и нуждаются в государственной поддержке. Указом Президента РФ от 19.10.2022 г. N 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756" на территориях Республики Крым, Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и г. Севастополя введен режим "средний уровень реагирования", на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа и Южного федерального округа, -режим "уровень повышенной готовности".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает законопроект N 417035-8. Сторона отмечает, что введение предусматриваемых законопроектом дополнительных льгот и гарантий в сфере труда независимо от финансового состояния предприятий, их экономических возможностей, специфики производства повлечет существенную финансовую и административную нагрузку на предприятия, расположенные на указанных территориях, снизит их конкурентоспособность.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 417035-8 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления дополнительного отпуска и районного коэффициента для работников, осуществляющих свою деятельность на территориях отдельных субъектов Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.