г. Краснодар |
|
13 августа 2021 г. |
Дело N А53-37421/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"" (ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А53-37421/2020, установил следующее.
ООО Группа компаний
Чистый город
(далее - общество) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к административной комиссии Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону (далее - административная комиссия) об отмене постановления от 28.10.2020
690 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002
273-ЗС
Об административных правонарушениях
(далее - Закон
273-ЗС) в виде предупреждения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 09.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.04.2021, суд отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, соблюдение административной комиссией процедуры и срока привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС. По мнению общества, суды не учли, что ответственность за своевременность, качество выполнения работ по благоустройству, уборке, поддержание чистоты на объектах благоустройства, а также контроль за своевременным выполнением работ со стороны подрядной организации несут собственники (владельцы) земельных участков, объектов строительства, зданий и сооружений, а не региональный оператор (общество). Региональные операторы обязаны принять предусмотренные условиями договора меры для устранения нарушений и ликвидации их последствий. В действиях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Судебные инстанции установили и следует из материалов дела, что 08.10.2020 с 12 часов 23 минут при обследовании контейнерной площадки и прилегающей к ней территории по адресу: г. Ростов-на-Дону ул. Предботаническая, 2 "Л" выявлено, что общество не приняло своевременные меры (согласно графику вывоза отходов) по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, что повлекло за собой загрязнение территории общего пользования бытовыми отходами и образование свалочного очага бытового мусора, чем нарушен пункт 4 раздела 3 Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 (далее - Правила N 398).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении признаков административного правонарушения от 08.10.2020 и отражены в фототаблице.
По данному факту административная комиссия составила протокол от 23.10.2020 N 346/20 и вынесла постановление от 28.10.2020 N 690 о привлечении общества, как регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде предупреждения.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление административной комиссии в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, правильного применения норм права к установленным по данному делу обстоятельствам, суды сделали правильный вывод об обоснованном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, которой установлена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 Закона N 273-ЗС.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Правил N 398 не допускается нарушение установленных Правилами N 398, нормативными актами администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территории города. Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы). В случае если объект благоустройства передан собственником владельцу в установленном законом порядке, ответственность за нарушение или неисполнение требований по содержанию объектов благоустройства, предусмотренных Правилами N 398, возлагается на владельца. В иных случаях ответственность возлагается на собственника. В случае привлечения на договорной основе подрядной организации собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации - предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
В соответствии с пунктами 14, 15 раздела 4 Правил N 398 установлено, что на территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет ликвидировать свалочный очаг (свалку) и произвести очистку территории, а при необходимости - рекультивировать поврежденный земельный участок и компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством. На территории города запрещается загрязнять улицы при перевозке отходов производства и потребления, мусора и иных сыпучих и жидких материалов на подвижном составе; осуществлять перевозку (в том числе специализированным транспортом) отходов производства и потребления, мусора, сыпучих и жидких материалов без принятия мер и использования средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц в процессе транспортирования; загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных.
Согласно пунктам 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Согласно пунктам 12, 13 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В соответствии с пунктом 26 раздела 11 Правил N 398, удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, а также скопившихся в результате нарушения графика вывоза, производится исполнителем услуг по вывозу отходов.
С учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Суды установили, что в нарушение пункта 4 раздела 3 Правил N 398 общество допустило образование "свалочного очага" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Предботаническая, 2 "Л".
Факт совершения правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами и документально обществом не опровергнут.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что вина общества заключается в непринятии исчерпывающих мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения. Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали правильный вывод о законности постановления административной комиссии от 28.10.2020 N 690 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС в виде предупреждения.
Отклонив довод общества об отсутствии в его действиях состава вмененного ему административного правонарушения, суды исходили из того, что зафиксированное в акте об обнаружении признаков правонарушения и фототаблице переполнение контейнерных площадок, захламление территорий контейнерных площадок свидетельствует о том, что общество как оператор по обращению с ТКО не приняло достаточные и необходимые меры по недопущению переполнения контейнеров, захламления территории и соблюдению пункта 4 раздела 3 Правил N 398. Выявленное проверкой переполнение контейнерных площадок и захламление территорий контейнерных площадок свидетельствует о необходимости корректировки графика вывоза ТКО применительно к увеличению частоты их вывоза или увеличению количества контейнеров, а также непринятии обществом мер к инициированию внесения соответствующих изменений в графики вывоза ТКО. Общество не представило доказательства принятия мер к инициированию соответствующих изменений, к взаимодействию с управляющими организациями, собственниками участков, на которых расположены контейнерные площадки. Обязанность принятия соответствующих мер следует из возложенной на общество обязанности по недопущению переполнения контейнеров (мусоросборников) отходами, обязанности по уборке мусора, просыпавшегося из контейнеров (мусоросборников) или бункеров-накопителей при выгрузке в транспортные средства.
Таким образом, суды обоснованно поддержали позицию административной комиссии о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС.
Вывод судов о соблюдении административной комиссией процедуры привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании и оценке представленных в материалы дела доказательствах.
Судебные инстанции установили и это подтверждается материалами дела, что протокол об административном правонарушении N 346/20 составлен 23.10.2020 при участии представителя общества Белоусова М.А., действующего по доверенности от 10.06.2020 N 34/20, в которой указаны его полномочия на представление интересов общества при проведении проверок в контролирующих органах со всеми правами, предоставленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе правами участия (представления интересов) общества в качестве защитника, в административном производстве о привлечении общества к административной ответственности; представления доказательств, заявления ходатайств, подписания акта, протокола, постановления об административном правонарушении, иных документов (том 1, л. д. 92 - 93).
При составлении протокола об административном правонарушении от 23.10.2020 N 346/20 Белоусову М.А. как представителю общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе сделана соответствующая запись. Отводы, ходатайства представитель общества не заявил, протокол об административном правонарушении подписал без замечаний, что следует из пункта 7 протокола. Таким образом протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества, что обоснованно учтено судебными инстанциями. Представителю Белоусову М.А. 23.10.2020 под расписку вручена повестка о явке представителя общества на рассмотрение дела об административном правонарушении 28.10.2020 в 15 часов 00 минут (том 1, л. д. 56). При рассмотрении дела об административном правонарушении также принимал участие представитель общества Белоусов М.А., которому в тот же день вручена копия оспариваемого обществом постановления об административном правонарушении (том 1, л. д. 95).
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности соблюден.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данной судами, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Установленные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А53-37421/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При составлении протокола об административном правонарушении от 23.10.2020 N 346/20 Белоусову М.А. как представителю общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем в протоколе сделана соответствующая запись. Отводы, ходатайства представитель общества не заявил, протокол об административном правонарушении подписал без замечаний, что следует из пункта 7 протокола. Таким образом протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества, что обоснованно учтено судебными инстанциями. Представителю Белоусову М.А. 23.10.2020 под расписку вручена повестка о явке представителя общества на рассмотрение дела об административном правонарушении 28.10.2020 в 15 часов 00 минут (том 1, л. д. 56). При рассмотрении дела об административном правонарушении также принимал участие представитель общества Белоусов М.А., которому в тот же день вручена копия оспариваемого обществом постановления об административном правонарушении (том 1, л. д. 95).
Установив указанные обстоятельства, судебные инстанции сделали правильный вывод о соблюдении административным органом порядка производства по делу об административном правонарушении. Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок для привлечения общества к административной ответственности соблюден."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 августа 2021 г. N Ф08-5036/21 по делу N А53-37421/2020