г. Краснодар |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А63-10016/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ИНН 7736186950, ОГРН 1027739841370) - Шуравина Г.С. (доверенность от 01.10.2020 N 208-11), в отсутствие заинтересованного лица - Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626801466, ОГРН 1122651022449), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук" (ИНН 5408240311, ОГРН 1065473056670), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А63-10016/2020, установил следующее.
ООО "Газпром энерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным отказа от 16.04.2020 N 01 06-05/262 в проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых; обязании департамента провести государственную экспертизу отчета "Переоценка запасов пресных подземных вод на водозаборах с. Привольное (Красногвардейский район) для нужд Северо-Кавказского филиала общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУН "Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук" (далее - ФГБУН "ИНГГ СО РАН").
Решением от 22.01.2021 суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Решение суда мотивировано тем, что отчетом о геологическом изучении Привольненского участка пресных подземных вод на водозаборах в с. Привольном запасы подземных вод оценены в количестве 123 куб. м/сутки при принятом непрерывном режиме работы скважин на 25-летний расчетный срок эксплуатации, следовательно, в силу норм действующего законодательства государственная экспертиза запасов подземных вод в отношении такого участка недр относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением от 20.04.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 22.01.2021 и удовлетворил заявленные обществом требования. Признав ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что критерием отнесения спорного участка недр к участкам местного значения является заявленный в отчете общества объем добычи воды в количестве 123 куб. м/сутки, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что спорный участок недр не является участком недр местного значения, ввиду характеристик, указанных в лицензии общества на право пользования недрами Привольненского участка пресных подземных вод на водозаборах в с. Привольном, исходя из которых разрешенный объем добычи подземных вод составляет - до 580 куб. м/сутки.
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 20.04.2021, оставить в силе решение суда от 22.01.2021. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил положения статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах); для отнесения проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации достаточно, чтобы она проводилась в отношении запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м/сутки. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что в отчете "Переоценка запасов пресных подземных вод на водозаборах (Красногвардейский район, с. Привольное) для нужд Северо-Кавказского филиала ООО "Газпром энерго" именно объем среднесуточной добычи воды, рассчитанный с перспективой на 25 лет, составляет 123,05 куб. м/сутки (приложение 2 к отчету переоценки); проведение государственной экспертизы запасов подземных вод в части участков недр, которые используются для целей питьевого водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, не осуществляется департаментом, поскольку относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Действия департамента по отказу обществу в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество в лице Северо-Кавказского филиала, осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения населению с. Привольное Красногвардейского района Ставропольского края, а также сопутствующую указанной деятельности добычу подземных вод для нужд питьевого водоснабжения населения на основании лицензии СТВ N 01158 ВЭ (далее - лицензия) с учетом дополнения к лицензии от 29.09.2015 N 1 (далее - дополнение N 1), выданных департаментом сроком с 29.09.2015 до 01.12.2035 с разрешенным объемом добычи подземных вод до 580 куб. м/сутки.
Разделом 13 дополнения N 1 к лицензии установлено, что пользователь недр обязан по данным мониторинга подземных вод обеспечить своевременную переоценку запасов подземных вод на Привольненском участке. Проведение работ на участке недр разрешается при наличии утвержденного в установленном порядке проекта работ по переоценке запасов вод по данным мониторинга подземных вод.
Во исполнение требований пункта 13.2 дополнения N 1 к лицензии общество заключило договор от 01.06.2016 N 53-1.6/40/16-З с Западно-Сибирским филиалом ФГБУН "ИНГГ СО РАН" на выполнение работ по переоценке запасов пресных подземных вод на водозаборах с. Привольное (Красногвардейского района) и перевода их из категории С1 (предварительно оцененные) в категорию В (разведанные). По результатам переоценки ФГБУН "ИНГГ СО РАН" подготовлен отчет о геологическом изучении Привольненского участка пресных подземных вод на водозаборах в с. Привольном.
Согласно протоколу от 31.03.2017 N 3-ПВ территориальной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых (TKЗ) при департаменте, при рассмотрении отчетных материалов результаты химических анализов проб воды за период с 2013 года по 2016 год признаны некондиционными, требования мониторинга в полном объеме не выполнены. По этому основанию экспертной комиссией департамента принято решение об отказе перевода запасов по оцениваемому Привольненскому участку питьевых подземных вод в количестве 580 куб. м/сутки из категории С1 в категорию В и пролонгированию на три года действия протокола ТКЗ Ставропольнедра от 27.05.2008 N 2/08 с целью продолжения изучения качества пресных подземных вод на рассматриваемых водозаборах Привольненского участка на протяжении трех последующих лет (2017 - 2019 годы).
На основании наблюдений, полученных в 2016 - 2019 годах, общество направило повторную заявку от 06.04.2020 N 52-52-07/2601 по рассмотрению заявления о проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых, в ответ на которую департамент направил обществу уведомление от 16.04.2020 N 01-06-05/262 об отказе в предоставлении государственной услуги по оценке запасов, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции, со ссылкой на положения статей 2.3, 11, 29, 31 Закона о недрах, приказ Минприроды России от 30.07.2007 N 195 "Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод", Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265, Положение о Департаменте, утвержденное приказом Федерального агентства по недропользованию от 02.04.2014 N 201, Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, сделал вывод о том, что спорный участок недр относится к участкам недр местного значения, в связи с чем действия департамента по отказу обществу в проведении государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом суд первой инстанции исходил из того, что количество оцененных запасов подземных вод определяет числовое значение объема их добычи; в данном случае представленным обществом отчетом запасы подземных вод оценены в количестве 123 куб. м/сутки при принятом непрерывном режиме работы скважин на 25-летний расчетный срок эксплуатации. Суд первой инстанции отклонил доводы общества со ссылкой на предусмотренную условиями лицензии возможность увеличения суточного водоотбора до 580 куб. м/сутки, указав, что добыча подземных вод разрешается только после государственной экспертизы запасов, и объем добычи подземных вод зависит от количества запасов.
Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 22.01.2021, заявленные обществом требования удовлетворил. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2.3 Закона о недрах к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые; участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых; участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м/сутки, а также для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о недрах к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относится государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения.
Абзацем 1 статьи 29 Закона о недрах установлено, что в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением предоставления участков недр местного значения для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
В силу абзаца 7 статьи 29 Закона о недрах проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение" проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона о недрах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации; участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения; 10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; 12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения; регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Суд апелляционной инстанции установил, что основанием для отказа в предоставлении обществу услуги по проведению государственной экспертизы послужил вывод департамента, со ссылкой на пункт 3 статьи 2.3 Закона о недрах, о том, что согласно представленному обществом отчету о геологическом изучении Привольненского участка пресных подземных вод на водозаборах в с. Привольном, величина среднесуточного объема добычи воды составляет 123 куб. м/сутки, что свидетельствует о том, что спорный участок недр является участком недр местного значения.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции установил, что выданной обществу лицензией СТВ N 01158 ВЭ и дополнением к лицензии N 1 установлен разрешенный объем добычи подземных вод - до 580 куб. м/сутки.
Признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что критерием отнесения спорного участка недр к участкам местного значения является заявленный в отчете общества объем добычи воды в количестве 123 куб. м/сутки, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что лицензией СТВ N 01158 ВЭ подтверждена возможность максимального суточного водоотбора в объеме до 580 куб. м/сутки, при этом дополнением N 1 указанный объем не изменен, срок действия лицензии продлен до 01.12.2035, следовательно, с учетом приведенного в лицензии максимального суточного водоотбора, спорный участок недр не может быть отнесен к недрам местного значения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что предусмотренное абзацем 7 статьи 29 Закона о недрах исключение, на спорный участок недр не распространяется, в связи с чем в отношении спорного участка недр действует общее положение о необходимости проведения государственной экспертизы. Зафиксированный в условиях лицензии разрешенный объем добычи подземных вод до 580 куб. м/сутки не позволяет отнести этот участок к недрам местного значения, поскольку при превышении объема добычи 500 куб. м в отдельно взятые сутки участок не может соответствовать требованиям пункта 3 части 1 статьи 2.3 Закона о недрах.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что ни в пункте 3 части 1 статьи 2.3, ни в части 1 статьи 29 Закона о недрах не упоминается понятие "среднесуточная величина водоотбора", а закреплено понятие "объем добычи в сутки".
Сделав правильный вывод о том, что отказ департамента в проведении государственной экспертизы запасов подземных ископаемых основан на ошибочном толковании норм Закона о недрах и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционной инстанции, в данном случае, обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по делу N А63-10016/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.