Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 июля 2003 г. N 26-12/38474
Вопрос: Российской организацией заключен контракт на консультационные услуги с иностранным юридическим лицом - резидентом Великобритании. Услуги будут оказываться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Работы будут продолжаться в течение девяти месяцев.
В марте - апреле 2003 года иностранным юридическим лицом оказаны консультационные услуги, а также проведены работы по разработке инструкций, руководств и справочников.
Вправе ли российская организация не удерживать налог при перечислении доходов указанной иностранной организации в случае наличия у нее на момент выплаты таких доходов подтверждения постоянного местопребывания этой иностранной организации в Великобритании?
Ответ: В соответствии со ст. 246 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Наличие постоянного представительства иностранной организации для целей налогообложения в Российской Федерации определяется исходя из положений законодательства о налогах и сборах. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора.
В соответствии со ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.94 (далее - Конвенция) термин "постоянное представительство" для целей применения Конвенции означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве.
При применении международных договоров, регулирующих вопросы налогообложения, компетентные органы Договаривающихся Государств могут руководствоваться комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития, в соответствии с которыми определение понятия "постоянное представительство", как постоянного места бизнеса, через которое предприятие проводит всю или часть своей коммерческой деятельности, содержит:
- существование "места бизнеса";
- это место бизнеса должно быть "фиксированным", то есть должно быть установлено в определенном месте с определенной степенью постоянства;
- осуществление коммерческой деятельности предприятия через это фиксированное место бизнеса. Это означает обычно, что лица, которые тем или иным образом зависят от предприятия (персонал), проводят бизнес предприятия в государстве, в котором находится фиксированное место.
Выражение "место бизнеса" не обязательно включает любые помещения, средства или установки, используемые для проведения бизнеса предприятия, оно может также существовать и без помещения или его необходимости для ведения бизнеса предприятия, достаточно иметь в своем распоряжении некоторое пространство. Также место бизнеса может находиться на другом предприятии. Например, там, где иностранное предприятие имеет постоянно в своем распоряжении некоторые помещения или их часть, принадлежащие другому предприятию.
Чтобы из места бизнеса было создано постоянное представительство, предприятие, пользующееся им, должно проводить через него полный или частичный бизнес.
Деятельность не обязательно должна быть производительного характера. Более того, деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть проводиться без перерыва в операциях, но операции должны иметь регулярный характер.
Постоянное представительство начинает свое существование, как только предприятие начинает проводить свой бизнес через постоянное место бизнеса.
Таким образом, указанная выше деятельность иностранного юридического лица - резидента Великобритании на территории Российской Федерации в рамках контракта на консультационные услуги приводит к образованию постоянного представительства этого иностранного юридического лица для целей налогообложения прибыли в Российской Федерации.
Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в соответствии со ст. 246 НК РФ являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 309 НК РФ установлено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Учитывая изложенное, у российской организации при выплате доходов иностранному юридическому лицу - резиденту Великобритании в связи с оказанием им услуг в рамках контракта на консультационные услуги не возникнет обязанности по удержанию налога с доходов этого иностранного юридического лица, в связи с тем что указанное иностранное юридическое лицо будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль в соответствии со ст. 246 НК РФ.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" в случае если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение, то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Иностранные организации обязаны встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 10 июля 2003 г. N 26-12/38474
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 23, декабрь 2003 г.