г. Краснодар |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А61-5267/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Калуцких Р.Г. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (ИНН 1513064530, ОГРН 1171513001516) - Пагиева О.В. (доверенность от 16.05.2021), в отсутствие ответчиков: правительства Республики Северная Осетия - Алания, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513057692, ОГРН 1161513050027), администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1505006052, ОГРН 1021500823706), администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1505006729, ОГРН 1021500822826), третьих лиц: Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания, Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А61-5267/2019, установил следующее.
ООО "Альянс"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к правительству Республики Северная Осетия - Алания (далее - правительство), Министерству жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), администрации местного самоуправления Алагирского городского поселения Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания о взыскании 105 386 277 рублей 78 копеек убытков и 17 426 674 рублей 31 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания и Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания.
Решением от 04.03.2021 в иске отказано, поскольку общество не доказало совокупность условий для взыскания убытков.
Постановлением апелляционного суда от 11.06.2020 отказано в процессуальном правопреемстве ООО "Феникс", решение от 04.03.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда от 11.06.2020 и удовлетворить иск. По мнению заявителя, концессионное соглашение расторгнуто в связи с ненадлежащим исполнением правительством и администрацией его условий. Данное обстоятельство дает обществу право требовать возмещения понесенных убытков. Решением по делу N А61-1169/2019 установлено, что объекты по концессионному соглашению не были переданы обществу. Общество не имело возможности взыскания с потребителей платы за коммунальные услуги, поскольку администрация не передала ему базу абонентов. Обществу не были установлены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель с долгосрочными параметрами регулирования. Заключение обществом договора займа от 18.09.2017 и несение иных расходов на содержание имущества было обусловлено необходимостью исполнения концессионного соглашения и отсутствием инвестиционной программы для общества на эти цели.
В отзыве на жалобу правительство просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что администрация (концендент), правительство (субъект Российской Федерации) и общество (концессионер) заключили концессионное соглашение от 26.12.2017, по которому концессионер обязался за свой счет и (или) за счет привлеченных средств в порядке, в сроки и на условиях, предусмотренных концессионным соглашением, осуществлять мероприятия по созданию и реконструкции объекта соглашения, право собственности на который принадлежит (применительно к имуществу, подлежащему реконструкции) или будет принадлежать (применительно к имуществу, подлежащему созданию) конценденту, в соответствии с заданием и основными мероприятиями, а также осуществлять с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения и иного имущества деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах Алагирского городского поселения муниципального образования Алагирский район Республики Северная Осетия - Алания. Концендент обязался предоставить концессионеру на срок и в порядке, установленными концессионным соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления концессионером создания объекта соглашения и концессионной деятельности.
Объектом концессионного соглашения определена совокупность объектов теплоснабжения, описание и технико-экономические показатели которых приведены в приложении 2.1 соглашения (32 мини-котельные).
Субъект Российской Федерации обязался: установить тарифы в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования, указанными в приложении N 7, с применением метода индексации установленных тарифов; утвердить инвестиционную программу концессионера в соответствии с заданием и основными мероприятиями, приведенными в приложении N 4, плановыми значениями показателей деятельности концессионера, приведенными в приложении N 5; возмещать недополученные доходы, экономически обоснованные расходы концессионера, подлежащие возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.2 концессионного соглашения оно вступает в силу со дня подписания и действует в течение 25 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.07.2019 по делу N А61-1169/2019 концессионное соглашение расторгнуто в связи с ненадлежащим исполнением его условий.
Общество обратилось к правительству и администрации с требованием о возмещении 121 701 540 рублей убытков, 57 168 744 рублей пеней с 01.11.2017 по 01.07.2019 и 1 230 248 390 рублей упущенной выгоды (письмо от 21.08.2019 N 99).
Неисполнение правительством и администрацией данного требования привело к судебному спору о взыскании 105 386 277 рублей 78 копеек убытков и 17 426 674 рублей 31 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
По мнению общества, причиной возникновения убытков послужило неисполнение администрацией и субъектом Российской Федерации предусмотренных концессионным соглашением обязательств в части предоставления обществу в аренду 32 земельных участков, утверждения инвестиционной программы концессионера и установления тарифа в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов.
В обоснование своих требований общество сослалось на судебные акты о взыскании с него 88 325 907 рублей 57 копеек долга за электроэнергию и поставленный газ с октября по декабрь 2017 года и с января 2018 года по июль 2019 года; наличие 175 974 рублей 16 копеек долга по договору технического обслуживания газопроводов и газового оборудования; 10 575 тыс. рублей долга по договору краткосрочного процентного займа от 18.09.2017; на требования ресурсоснабжающих организаций об оплате 706 691 рубля 21 копейки стоимости электроэнергии, потребленной с января по май и с июля по сентябрь 2018 года; на наличие 1 696 268 рублей 40 копеек долга за холодное водоснабжение за январь - март 2018 года по договору N 1/ТС/18; на акты об административном правонарушении от 06.08.2019 N 3279-Р-ВП-З/10.1 и от 29.10.2019 N 1316-З/10.1, составленные Ростехнадзором по Республике Северная Осетия - Алания в отношении общества на 650 тыс. рублей; на договор оказания юридических услуг от 26.09.2017 N 12/17 на 2 090 тыс. рублей; на оплату 23 744 рублей за выдачу актов на дымоходы, 29 900 рублей за проведение предаттестационной подготовки, 6270 рублей за страховой полис и 1 811 799 рублей 11 копеек за оборудование для котельных.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор на основании статей 15, 16, 309, 310, 393, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 15, 18 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктов 3 и 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", а также условий концессионного соглашения.
Суды установили, что по концессионному соглашению общество (концессионер) приняло от администрации (концедент) объекты теплоснабжения, с использованием которых осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя своим абонентам, и получало соответствующую плату за поставленный ресурс. Регулирующим органом обществу установлен тариф на осуществляемый им вид деятельности. Неисполнение администрацией обязательств по передаче обществу абонентской базы не свидетельствует о невозможности получения обществом платы за поставленный потребителям ресурс, поскольку в силу статей 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка тепловой энергии осуществляется на основании соответствующего договора, отсутствие такого договора не освобождает потребителя от оплаты полученного ресурса. Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, не могло не знать объекты, на которые поставляло тепловую энергию, и имело возможность установить потребителей.
Суды обоснованно исходили из того, что предъявленные обществом к взысканию с ответчиков расходы на осуществление деятельности по поставке тепловой энергии не находятся в прямой причинно-следственной связи с действиями (бездействием) ответчиков.
Расходы общества на приобретение электроэнергии и газа, проверку дымоходов, предаттестационную подготовку и страхование обусловлены осуществляемой обществом деятельностью по производству и поставке тепловой энергии. Данные расходы в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, подлежат учету регулирующим органом при утверждении тарифов.
Концедент не несет ответственности за нарушение обществом законодательства при осуществлении деятельности в рамках топливно-энергетического комплекса, поэтому оплаченные обществом административные штрафы не могут быть квалифицированы в качестве убытков последнего.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.
Общество приводит в жалобе доводы, которые указывают на его несогласие с результатами исследования судами обстоятельств и оценки доказательств, которые не входят в процессуальные полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения постановления суда апелляционной инстанции по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А61-5267/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что по концессионному соглашению общество (концессионер) приняло от администрации (концедент) объекты теплоснабжения, с использованием которых осуществляло поставку тепловой энергии и теплоносителя своим абонентам, и получало соответствующую плату за поставленный ресурс. Регулирующим органом обществу установлен тариф на осуществляемый им вид деятельности. Неисполнение администрацией обязательств по передаче обществу абонентской базы не свидетельствует о невозможности получения обществом платы за поставленный потребителям ресурс, поскольку в силу статей 539 - 544 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка тепловой энергии осуществляется на основании соответствующего договора, отсутствие такого договора не освобождает потребителя от оплаты полученного ресурса. Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность, не могло не знать объекты, на которые поставляло тепловую энергию, и имело возможность установить потребителей.
...
Расходы общества на приобретение электроэнергии и газа, проверку дымоходов, предаттестационную подготовку и страхование обусловлены осуществляемой обществом деятельностью по производству и поставке тепловой энергии. Данные расходы в соответствии с Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, подлежат учету регулирующим органом при утверждении тарифов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2021 г. N Ф08-7439/21 по делу N А61-5267/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7439/2021
11.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1619/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5267/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-5267/19