Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Республиканской комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав
от 26 октября 2023 г. N 18-23
Алгоритм деятельности субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае попытки суицида, совершенного несовершеннолетним
Субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении случаев попытки суицида несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасной ситуации, направляют сигнальную карту посредством информационной системы "Учет и мониторинг несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении".
Термины и определения
Суицид (самоубийство) - осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти.
Суицидальная попытка - суицидальный акт, не завершившийся летально.
Суицидальное поведение - вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель - смерть, мотив - разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Муниципальный социально-реабилитационный консилиум (МСРК) - межведомственный коллегиальный орган, созданный по решению муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на базе территориального органа социальной защиты с целью разработки и реализации индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Социальное патронирование - система социального сопровождения и оказания необходимой помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении
Межведомственный патронат - работа с семьями и детьми, находящимся в социально опасном положении с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ведомствами.
Ведомственный патронат - работа с семьями и детьми, находящимся в социально опасном положении одним субъектом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в зависимости от характеристики ситуации неблагополучия.
I. Первичная оценка
Цели первичной оценки:
- оценка предоставленной информации о случае суицидальной попытки с точки зрения неблагополучия семьи или риска неблагополучия;
- выявление признаков семейного неблагополучия и нуждаемости несовершеннолетнего и семьи в оказании помощи;
- выявление признаков интернет-зависимости у несовершеннолетнего и его принадлежности к деструктивным сообществам.
Порядок проведения первичной оценки:
- рассмотрение специалистами отделений (центра) социальной помощи сигнальной карты;
- направление сигнала группе обследования о необходимости выхода в семью;
- посещение семьи, знакомство с ребенком и семьей, разъяснение функций службы социального патроната, составление акта обследования жилищно-бытовых условий, выяснение и предварительное изучение всех аспектов предоставленной источником информации;
- проведение беседы с семьёй, в том числе на предмет интернет активности несовершеннолетнего;
- сбор информации о семье и ребенке в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, органах внутренних дел, опрос соседей, ближайшего окружения;
- оценка принадлежности семьи к категории неблагополучной, оценка причин произошедшего, анализ факторов, ставших причиной случая суицида;
- внесение сведений по результатам проведения первичной оценки в информационную систему "Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в Республике Татарстан" (далее - ИС СОП).
В группу обследования входят специалисты следующих ведомств:
органы внутренних дел;
органы образования;
органы здравоохранения;
органы социальной защиты;
органы опеки и попечительства;
органы молодежной политики.
В состав группы обследования в обязательном порядке должен быть включен психолог (любого ведомства, учреждения, осуществляющего деятельность на территории муниципального образования)
Результаты первичной оценки:
- выявление причин суицида, влияние интернета на суицидальное поведение несовершеннолетнего, определение необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;
- при наличии угрозы жизни и здоровью ребенка (детей) - экстренные действия в соответствии со ст. 77 СК РФ (отобрание ребенка из семьи) определяются специалистом органа опеки и попечительства (указать Ф.И.О. сотрудников).
Документация первичной оценки, информация от органов внутренних дел, здравоохранения, образования, предоставляется на заседание МСРК.
На заседании МСРК:
- заслушивается характеристика социальной ситуации семьи;
- при наличии оснований для признания семьи находящейся в социально опасном положении - осуществляется подготовка проекта индивидуального плана межведомственных мероприятий по реабилитации семьи;
- анализируется ситуация по влиянию интернет среды на поведение несовершеннолетнего;
По итогам заседания МСРК председателем МСРК подается ходатайство в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДНиЗП) о постановке семьи на межведомственный учет и патронат.
КДНиЗП принимает решение о признании несовершеннолетнего или его семьи, находящимся в социально опасном положении, и утверждает индивидуальный план межведомственных мероприятий по реабилитации семьи.
В случае, если несовершеннолетний или его семья не были признаны находящейся в социально-опасном положении, решается вопрос о постановке ее на ведомственный патронат.
Все материалы, рассмотренные на МСРК, направляются в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
II. Организация межведомственной работы по оказанию помощи семье, состоящей на межведомственном патронате по причине попытки детского суицида
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является основанием для организации межведомственного муниципального социального патронирования семьи и детей, находящихся в социально опасном положении.
Цель - преодоление факторов детского неблагополучия и устранение причин, послуживших суицидальному поведению несовершеннолетнего, профилактика повторных попыток суицида.
В состав рабочей группы по реабилитации семьи в обязательном порядке должен быть включен психолог (из организации любой ведомственной принадлежности).
Реабилитация семьи осуществляется в 3 этапа: начальный (длительность от 1 до 3 месяцев), основной (длительность от 3-х месяцев до 1 года), заключительный (длительность от 3-х до 6 месяцев).
При исполнении мероприятий и достижении критериев результативности, сроки этапов могут быть изменены.
Начальный этап предполагает проведение различных диагностик, оказание срочной помощи несовершеннолетнему и членам семьи.
Основной этап предполагает реализацию основных мероприятий реабилитации несовершеннолетнего, совершившего попытку суицида и членов его семьи.
Заключительный этап является постреабилитационным, предполагает деятельность специалистов рабочей группы по наблюдению за ситуацией в семье в новых условиях, изменившихся в ходе проведения реабилитационных мероприятий, подводятся итоги работы с семьей, определяются дальнейшие перспективы семьи.
Задачи на начальном этапе (вид патроната: срочный или экстренный):
- устранение кризисного состояния несовершеннолетнего;
- оказание психологической помощи родителям в преодолении кризисной ситуации, связанной с попыткой суицида ребенка;
- содействие в организации выявления наличия, либо отсутствия психического расстройства у несовершеннолетнего;
- оценка потенциальных трудностей семьи и зоны риска семейного неблагополучия, определение ресурсов семьи.
- при выявлении негативного контента в сети интернет принятие мер по его блокировке через сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР) https://eais.rkn.gov.ru/feedback/.
Задачи на основном этапе (вид патроната: обычный):
- оказание содействия в устранении факторов и причин, способствующих возникновению суицидального поведения;
- организация социально-психологической помощи для создания конструктивных взаимодействий внутри семьи и с социумом;
- организация психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему по восстановлению детско-родительских взаимоотношений, взаимоотношений со сверстниками и др. (в зависимости от степени неблагополучия в семье);
- формирование поддерживающей окружающей среды несовершеннолетних.
Задачи на заключительном этапе (вид патроната: контрольный):
- формирование у несовершеннолетних собственных ценностей и ориентиров;
- развитие устойчивости к негативному влиянию информации;
- повышение уровня социально-психологической адаптации несовершеннолетнего;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей для полноценного развития детей;
- мониторинг динамики семейной ситуации, оценка наличия защитных факторов или ресурсов семьи.
Для формулировки задач реабилитации рекомендуется воспользоваться перечнем основных направлений реабилитации.
Перечень основных направлений реабилитации:
- психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей и родителей;
- формирование жизнестойкости и снижение чувствительности к воздействию триггеров суицидальных попыток;
- преодоление психотравмирующих ситуаций;
- формирование стрессоустойчивости у несовершеннолетних;
- социально-психологическая помощь для преодоления внутрисемейных аутоагрессивных проявлений;
- организация цифрового "детокса";
- информирование родителей о недопущении детей к негативной информации (в интернете, СМИ, на телевидении) и о существующих маркерах (признаках) деструктивного эмоционального состояния ребенка;
- коррекция психолого-педагогической запущенности несовершеннолетних и их законных представителей, испытывающих трудности в социальной адаптации (в соответствии с признаком социальной дезадаптации).
Разработка плана реабилитации
При разработке плана реабилитации рекомендуется определить задачи реабилитации к планируемому этапу. Задачи реабилитации определяются индивидуально для каждой семьи, исходя из выявленных проблем семьи.
Задача реабилитации - это одно из направлений деятельности межведомственной работы по преодолению семейного неблагополучия. Основой для формулировки задач должны стать проблемы семьи, а причины этих проблем - для определения мероприятий.
Мероприятия плана реабилитации семьи определяются в соответствии с определенными задачами реабилитации, с учетом компетенций и возможностей ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
После снятия семьи с межведомственного учета решением КДН и ЗП осуществлять постановку семьи на ведомственный учет одного из субъектов системы профилактики в зависимости от характеристики ситуации неблагополучия
План мероприятий:
1. Начальный этап с __________ по ________ 20__ г.
Вид патроната: срочный или экстренный - длительность от 1 до 3 месяцев
N п/п |
Реабилитационный блок |
Основные мероприятия по реабилитации |
Ответственный исполнитель |
1 |
Социально-правовой |
Разъяснение прав и обязанностей родителей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав и интересов детей. Проведение разъяснительных мероприятий с несовершеннолетними и их родителями по вопросу виктимного поведения и процедуре защиты нарушенных прав. |
Органы внутренних дел, органы управлением образования и подведомственные организации |
Консультации по предоставлению мер социальной поддержки. Консультации по вопросам погашения долга за неуплату ЖКУ и др. |
Отдел социальной защиты, ОСПСД Рабочая группа |
||
При выявлении фактов противоправной деятельности в социальных сетях со стороны третьих лиц в отношении несовершеннолетнего направление информации в правоохранительные органы для привлечения лиц к ответственности |
Рабочая группа, ОМВД |
||
2 |
Социально-медицинский |
Оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетнему Консультирование родителей по социально-медицинским вопросам Организация информирования несовершеннолетних и их родителей об оказании медицинской помощи несовершеннолетним с кризисными состояниями и суицидальным поведением |
Органы и учреждения здравоохранения |
3 |
Социально-педагогический |
Социально-педагогическая диагностика развития детей, родителей с целью выявления негативных установок в воспитательном процессе ребенка в том числе на предмет влияния сети интернет на поведение ребенка. |
ОСПСД Органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства |
Привлечение несовершеннолетних и членов семьи (при необходимости) на коррекционно-реабилитационные мероприятия по направлениям (по итогам диагностики). Проведение педагогической диагностики и обследования личности |
Социальные педагоги учреждений образования, социального обслуживания |
||
Социально-педагогическое консультирование родителей (по вопросам особенностей возрастного и индивидуального развития детей, по вопросам отношений родителей и детей, и др. вопросам) |
Органы и учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения и подведомственные организации |
||
4 |
Социально-психологический |
Оказание экстренной психологической помощи ребенку и членам семьи Кризисная поддержка: установление психотерапевтического контакта, раскрытие переживаний, уменьшение аффективной напряженности Выявление вида суицидального поведения - истинный, демонстративный, аффективный, скрытый Диагностика других членов семьи (в т.ч. обязательно детей) на склонность к совершению суицидальных попыток и выявление возможных причин Определение внутреннего и внешнего ресурса несовершеннолетнего и семьи |
Психологическая служба в муниципальном образовании одного из ведомств (определяется КДНиЗП) |
5 |
Социально-экономический |
Содействие в реализации права на помощь установленных законодательством мер социальной поддержки, в т.ч. на оказание государственной социальной помощи в виде социального контракта, и т.п. |
Отдел (управление) социальной защиты Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) |
Содействие в оказании разовой материальной помощи |
Отдел (управление) социальной защиты, ОСПСД, органы местного самоуправления |
||
Оказание помощи за счет привлеченных средств (организация благотворительных аукционов, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.) |
Отдел (управление) социальной защиты, ОСПСД, органы местного самоуправления |
||
Постановка ребенка из семьи на бесплатное питание (при необходимости) |
Учреждения образования |
||
6 |
Социально-бытовой |
Регулярное осуществление выходов в семью по месту жительства для консультирования по вопросам социально-бытового характера и санитарно-гигиеническим нормам. |
Рабочая группа, органы местного самоуправления |
|
|
Решение вопроса жизнеустройства несовершеннолетнего (помещение при необходимости на реабилитацию в стационарное учреждение) |
Органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, рабочая группа |
Содействие в налаживании социально-бытовых условий проживания семьи |
Рабочая группа, органы местного самоуправления |
||
7 |
Социально-трудовой |
Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам |
ЦЗН, ОСПСД |
|
|
Постановка на чет в ЦЗН в качестве безработного |
ЦЗН |
|
|
Содействие в трудоустройстве |
ЦЗН |
2. Основной этап с _________ по __________ 20__ г.
Вид патроната: обычный - длительность от 3-х месяцев до 1 года
N п/п |
Реабилитационный блок |
Основные мероприятия по реабилитации |
Ответственный исполнитель |
1 |
Социально-правовой |
Консультирование по социально-правовым вопросам Оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав несовершеннолетних Разъяснение прав и обязанностей родителей, а также иных лиц по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних (в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими нормами |
ОМВД, органы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования, социальной защиты (по одному мероприятию - одно ведомство) |
2 |
Социально-медицинский |
Оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетнему |
Органы и учреждения здравоохранения |
Организация санаторно-курортного лечения в соответствии с действующим законодательством |
органы по делам молодежи, здравоохранения |
||
Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи в профильных сменах и оздоровительных стационарных лагерях, пришкольных лагерях |
органы по делам молодежи, образования |
||
Проведение мероприятий по профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде, формированию здорового образа жизни |
Органы образования, Здравоохранения, ПДН, КЦСОН, и др. (одно ведомство на одно мероприятие) |
||
Консультирование по социально-медицинским вопросам |
ОСПСД, органы здравоохранения |
||
Организация и проведение оздоровительных мероприятий, направленных на преодоление физических и психологических проблем, препятствующих полноценной жизни |
органы здравоохранения |
||
Оказание квалифицированной помощи в решении социально-медицинских проблем |
органы здравоохранения |
||
3 |
Социально-педагогический |
Содействие в восстановлении позитивного отношения к образовательной деятельности Вовлечение несовершеннолетнего в клубную работу, кружки, секции и пр. Организация совместного досуга семьи |
Органы образования культуры, по делам молодежи, социальной защиты и подведомственные организации |
|
|
Повышение уровня мотивации к обучению Вовлечение в общественную деятельность коллектива образовательного учреждения Налаживание учебного процесса Профилактика школьной дезадаптации |
Органы и учреждения образования |
|
|
Педагогическая коррекция неадекватных форм поведения родителей и их установок при воспитании детей Коррекция взаимоотношений детей с родителями Коррекция допущенных педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в семье Помощь родителям в вопросах преодоления педагогической запущенности или педагогических ошибок с учетом особенностей возрастного и индивидуального развития детей, их характера и наклонностей |
Органы образования, ОСПСД |
|
|
Содействие в восстановлении статуса в коллективе сверстников, по месту учебы Содействие в организации внешкольного (при необходимости) образования, налаживания учебного процесса |
Органы образования |
|
|
Вовлечение несовершеннолетних в работу волонтерских отрядов |
Органы и учреждения образования, молодежи, социальной защиты |
|
|
Обеспечение социально-культурной адаптации детей: экскурсии, выставки, клубы по интересам и др. |
Учреждения культуры |
|
|
Предоставление дополнительного образования детям в детско-юношеских спортивных школах |
Органы по делам молодежи, спорту |
|
|
Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование |
ОСПСД, органы образования, молодежи |
|
|
Формирование позитивных интересов Консультирование по вопросам ранней профориентации детей |
Органы по делам молодежи, спорту, образования, ОСПСД, учреждения культуры |
Организация педагогического сопровождения несовершеннолетнего в условиях образовательного учреждения, содействие в налаживании учебного процесса Устройство в образовательные учреждения (при необходимости) |
Органы и учреждения образования |
||
|
|
Устройство в организации дополнительного образования |
Учреждения культуры, молодежи, спорта, образования |
|
|
Обеспечение социально-культурной адаптации детей, вовлечение в культурно-досуговые мероприятия (Привлечение несовершеннолетнего к проведению в библиотеках недели "Интернет без зависимости" с организацией книжных выставок "Будем лично общаться!", "Если Вы попали в "паутину" и др.) |
Учреждения культуры |
4 |
Социально-психологический |
Коррекция психологических установок. Психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабления искажений в психическом развитии детей (по итогам результатов диагностики) Психологическое консультирование по налаживанию внутрисемейных взаимоотношений детей и родителей, а также с ближайшим окружением Социально-психологическое консультирование (вопросы взаимоотношений внутри семьи, адаптации к сложившимся условиям и т.д.) Психологическая коррекция нарушений общения у детей или искажений в их психическом развитии Психологические тренинги по снятию психотравмирующих ситуаций в семье, выработке умения и навыков социальной адаптации к сложившейся ситуации Помощь по созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата Привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения |
Психологическая служба в муниципальном образовании одного из ведомств (определяется КДНиЗП) |
|
|
Социально-психологический патронаж |
ОСПСД |
5 |
Социально-экономический |
Содействие в реализации права на помощь установленных законодательством мер социальной поддержки, в т.ч. на оказание государственной социальной помощи в виде социального контракта, и т.п. |
Отдел (управление) социальной защиты Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) |
|
|
Содействие в оказании разовой материальной помощи |
Отдел (управление) социальной защиты, ОСПСД, органы местного самоуправления |
|
|
Оказание помощи за счет привлеченных средств (организация благотворительных аукционов, выставок-продаж бывших в употреблении вещей и т.д.) |
Отдел (управление) социальной защиты, ОСПСД, органы местного самоуправления |
6 |
Социально-бытовой |
Регулярное осуществление выходов в семью по месту жительства для консультирования по вопросам социально-бытового характера и санитарно-гигиеническим нормам. |
Рабочая группа, органы местного самоуправления |
|
|
Содействие в налаживании социально-бытовых условий проживания семьи (содействие в погашении, реструктуризации долга за ЖКУ и другие вопросы) |
Рабочая группа, органы местного самоуправления |
7 |
Социально-трудовой |
Содействие в трудоустройстве |
ЦЗН |
3. Заключительный этап с __________ по _______ 20__ г.
Вид патроната: контрольный - длительность от 3-х до 6 месяцев
N п/п |
Реабилитационный блок |
Основные мероприятия по реабилитации |
Ответственный исполнитель |
1 |
Социально-экономический |
Мониторинг социально-экономического положения семьи |
Орган местного самоуправления ТОСЗ |
2 |
Социально-педагогический |
Контроль за обеспечением полноценного развития и функционирования несовершеннолетних в семье и в социуме |
Органы образования, Отдел по делам молодежи, учреждения культуры |
3 |
Социально-медицинский |
Патронаж несовершеннолетнего с целью контроля за состоянием здоровья |
Органы здравоохранения |
4 |
Социально-психологический |
Мониторинг динамики семейной ситуации, наличия защитных факторов или ресурсов несовершеннолетнего и его семьи |
О(Ц)СПСиД |
5 |
Социально-бытовой |
Контроль за бытовыми условиями проживания несовершеннолетних и санитарно-гигиеническим состоянием жилого помещения |
Органы местного самоуправления, рабочая группа: О(Ц)СПСиД, УВД, органы опеки и попечительства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.