г. Краснодар |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А63-10712/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И. в отсутствие в судебном заседании представителей истца - акционерного общества "Энергоресурсы" (ИНН 2626020720, ОГРН 1022601227659), ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (ИНН 2626012550, ОГРН 1022601224106), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А63-10712/2020, установил следующее.
Акционерное общество "Энергоресурсы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки (далее - комитет) о понуждении к перерасчету арендной платы по договорам от 14.06.2017 N 176-з, от 28.12.2018 N 786-з, от 08.02.2019 N 8-з аренды земельных участков площадью 12 602 кв. м с кадастровым номером 26:30:040203:4130, площадью 1277 кв. м с кадастровым номером 26:30:030114:116, площадью 569 кв. м с кадастровым номером 26:30:090118:1, расположенных по адресам: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 118, ул. Партизанская, 4/3, ул. Новая, 5, относящихся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под котельными N 3, 9, 11 (далее - договоры аренды, земельные участки, объекты систем горячего водо- и теплоснабжения).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2020 в удовлетворении иска отказано по мотиву избрания обществом ненадлежащего способа защиты.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.10.2020 отменено, иск удовлетворен, на комитет возложена обязанность по перерасчету арендной платы по договорам аренды с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельных участков на установленные периоды аренды (с 23.03.2017 по 22.03.2066, с 16.08.2018 по 15.08.2067, с 15.03.2018 по 14.03.2067). Судебный акт мотивирован следующим.
На земельных участках размещены объекты систем горячего водо- и теплоснабжения. Арендная плата за пользование такими участками должна рассчитываться по ставке 0,7 % от их кадастровой стоимости с даты заключения договоров аренды. В судебной практике допускается рассмотрение исков к органам, реализующим полномочия собственников публичных земельных участков, о понуждении к перерасчету арендной платы до нормативно установленной величины. Иной подход влечет сохранение неопределенности в спорном правоотношении. Общество корректно произвело расчет арендной платы и исполнило обязанность по досудебному урегулированию спора.
Комитет, обжаловав постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, привел следующие основания проверки законности судебного акта. Перерасчет арендной платы на уровне муниципального образования не производился ввиду отсутствия для этого оснований. Примененная обществом ставка арендной платы установлена в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Общество не доказало правомерность своего расчета. Методика определения размера арендной платы согласована сторонами в договорах аренды. Изменение условий договоров аренды возможно только в установленном гражданским законодательством порядке. Общество не производило платежи по договорам аренды. В отсутствие подписанного соглашения сторон или судебного акта об изменении условий договоров аренды требования о понуждении к перерасчету размера арендной платы с момента заключения договоров аренды является ненадлежащим способом защиты. Установление ставки арендной платы на весь срок действия договоров аренды не учитывает вероятные изменения законодательства в долгосрочной перспективе.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на необоснованность ее доводов, установление нормативным правовым актом предельной ставки арендной платы для данной категории земельных участков, избрание надлежащего способа защиты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 подлежащим изменению.
Судом апелляционной инстанции установлено, что комитет (арендодатель) и общество (арендатор) 14.06.2017, 28.12.2018 и 08.02.2019 заключили договоры аренды земельных участков на 49 лет соответственно с 23.03.2017 по 22.03.2066, с 16.08.2018 по 15.08.2067, с 15.03.2018 по 14.03.2067 для размещения и эксплуатации объектов горячего водо- и теплоснабжения. Арендную плату предполагалось вносить равными долями не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года, а изменение ее размера допускалось не чаще одного раза в год в соответствии с федеральным и региональным законодательством (пункты 3.4, 3.6). Государственная регистрация договоров аренды в Едином государственном реестре недвижимости осуществлена 21.06.2017, 28.01.2019 и 20.02.2019 (записи с номерами регистрации 26:30:040203:4130-26/005/-2017-6, 26:30:030114:116-26/001/2019-1 и 26:30:090118:1-26/001/2019-3). Расположенные на земельных участка объекты систем горячего водо- и теплоснабжения (котельные N 3, 9, 11) включены в утвержденную схему теплоснабжения в административных границах г. Ессентуки Ставропольского края.
За 2017 и 2018 годы арендная плата рассчитывалась на основании Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29.03.2016 N 112-п, исходя из ставки 2,7 % от кадастровой стоимости земельных участков, а за 2019 год - на основании Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Постановление Правительства Ставропольского края от 26.12.2018 N 601-п, и Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки, утвержденного решением Думы г. Ессентуки от 27.02.2019 N 18, исходя из ставки 3 % от кадастровой стоимости земельных участков.
Комитет сообщил обществу о применении при расчете размера арендной платы с 01.01.2020 по 28.04.2020 ставки 3 % от кадастровой стоимости земельных участков, а с 29.04.2020 по 31.12.2020 - ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельных участков. Общество обратилось в комитет с заявлением от 08.06.2020 N 3755 о перерасчете арендной платы с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельных участков с момента заключения договоров аренды. Письмом от 30.06.2020 N 20-3687/з комитет уведомил общество о принятом решении об отказе в перерасчете арендной платы.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Принимая обжалуемые судебные акты, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что в результате рассмотрения арбитражным судом спора должна быть устранена возникшая в спорном правоотношении неопределенность. Судебной практикой выработан и поддерживается подход о допустимости присуждения органа, представляющего публичного собственника земельного участка, к перерасчету арендной платы за такой участок до нормативно установленной величины.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель), в силу статей 606, 610, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование. Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Закрепленный статьями 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) принцип платности использования земли заключается в том, что использующие земельный участок его собственники, землепользователи, землевладельцы обязаны уплачивать земельный налог, а арендаторы - арендную плату. Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности различных уровней, устанавливается соответствующими органами.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16, 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснил регулируемый характер арендной платы по договору аренды находящегося в публичной собственности земельного участка, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, применимость изменений регулируемой арендной платы (формулы расчета, ее компонентов, ставок арендной платы) к отношениям, возникшим после таких изменений, а также право арендодателя по договору с регулируемой арендной платой требовать ее внесения в установленном на соответствующий период регулирующим органом размере без дополнительного изменения договора.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов систем теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения федерального, регионального или местного значения, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7, подпункт 2 статьи 49 Земельного кодекса в действующей с 01.03.2015 редакции).
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрен расчет арендной платы по утвержденным Минэкономразвития (с 17.09.2020 Росреестром) ставками либо методическим указаниям в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения.
Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 ставка арендной платы в отношении таких земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждена в размере 0,7 % от кадастровой стоимости таких участков.
Данная ставка подлежит применению при определении арендной платы за все публичные земли независимо от правил, установленных региональными или муниципальными нормативными правовыми актами (аналогичный правовой подход приведен в пункте 18 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции вправе был заключить о следующем. Расположением на земельных участка объектов систем горячего водо- и теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения муниципального образования, обусловлена необходимость применения при расчете арендной платы за пользование этими участками ставки арендной платы в размере 0,7 % от кадастровой стоимости участков. Данная ставка подлежала применению в спорных правоотношениях с момента ее утверждения независимо от уровня публичной собственности на земельные участки и содержания региональных и муниципальных нормативных правовых актов, на которых основывает свою позицию в споре комитет. Последний обязан был производить расчет арендной платы с применением названной ставки с начала сроков договоров аренды. Понуждением комитета к проведению соответствующего перерасчета обеспечивается восстановление прав и законных интересов общества. Обществом в этой части избран надлежащий способ защиты нарушенного права.
Вместе с тем, обязав комитет пересчитать арендную плату с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельных участков до окончания сроков договоров аренды (соответственно до 22.03.2066, 15.08.2067 и 14.03.2067), суд апелляционной инстанции не учел, что в столь длительной перспективе вероятно нормативное изменение как самой ставки, так и методики расчета арендной платы за земельные участки, используемые для размещения объектов систем горячего водо- и теплоснабжения, включенных в схему теплоснабжения муниципального образования. В связи с такими изменениями судебный акт может вступить в конфликт с действующей нормативной базой. В целях недопущения такого конфликта из резолютивной части обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции подлежат исключению даты окончания сроков договоров аренды, а установленный судом порядок перерасчета арендной платы подлежит применению до момента указанных изменений.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражному суду кассационной инстанции предоставлено право изменить решение или постановление суда первой или апелляционной инстанции в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А63-10712/2020 изменить, исключив из резолютивной части обжалуемого судебного даты окончания сроков (периодов) аренды.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, предусмотрен расчет арендной платы по утвержденным Минэкономразвития (с 17.09.2020 Росреестром) ставками либо методическим указаниям в отношении земельных участков, предоставленных без проведения торгов для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения.
Приказом Минэкономразвития от 23.04.2013 N 217 ставка арендной платы в отношении таких земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждена в размере 0,7 % от кадастровой стоимости таких участков.
Данная ставка подлежит применению при определении арендной платы за все публичные земли независимо от правил, установленных региональными или муниципальными нормативными правовыми актами (аналогичный правовой подход приведен в пункте 18 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 августа 2021 г. N Ф08-7437/21 по делу N А63-10712/2020