г. Краснодар |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А53-33377/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр "Биомед"" (ИНН 6154082861, ОГРН 1026102576235) - Пуриса Ю.Л. (доверенность от 28.09.2020) и Устинова В.В. (доверенность от 01.02.2019), от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028) - Добряковой К.С. (доверенность от 25.06.2021) и Жуковой Т.Н. (доверенность от 21.06.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр "Биомед"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А53-33377/2020, установил следующее.
ООО "Лечебно-диагностический центр "Биомед"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) с заявлением о признании недействительными пунктов 4, 7, 9 и 10 заключительной части акта внеплановой тематической проверки использования в обществе средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) от 29.05.2020 в части нецелевого расходования 4 640 841 рубля 31 копейки средств ОМС и признании незаконным требования фонда от 11.06.2020 N 24 (далее - требование N 24) в части возложения на общество обязанности возвратить (восстановить) фонду 4 640 841 рубль 31 копейку и уплатить 464 084 рубля 13 копеек штрафа (уточенные требования, принятые судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что оспариваемые пункты заключительной части акта внеплановой тематической проверки использования в обществе средств ОМС от 29.05.2020 (далее - акт от 29.05.2020) в части нецелевого расходования 4 640 841 рубля 31 копейки средств ОМС, а также требование N 24 в части обязания возврата (восстановления) обществом фонду 4 640 841 рубля 31 копейки и уплате 4 640 841 рубля 31 копейки штрафа соответствуют положениям действующего законодательства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить в части нецелевого использования 3 859 545 рублей 21 копейки средств ОМС по пунктам 4 и 7 заключительной части акта от 29.05.2020 и в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества, признав незаконным, в том числе, требование N 24 в части восстановления 3 859 545 рублей 21 копейки ОМС и уплате 3 859 545 рублей 21 копейки штрафа. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество осуществляет один вид деятельности по ОКВЭД 86.21 "общая врачебная практика" и все доходы получает от данного вида деятельности, следовательно, в данном случае не подлежит применению принцип пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования медицинской деятельности. В учетной политике общества закреплено, что средства, полученные в результате деятельности по программе ОМС, включаются в налогооблагаемую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Действующим законодательством и локальными актами общества не установлено требование о пропорциональности расходов при начислении заработной платы, оплаты труда, расходов на заработную плату; данный принцип установлен только в части накладных расходов. Оплата труда соответствует структуре тарифов на оплату медицинской помощи на 2019 год, утвержденной приказом общества от 29.12.2018. Нарушение принципа пропорциональности распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования не является нецелевым использованием средств ОМС, а относится к превышению лимитов расходования. Выплаты единовременных премий работникам общества осуществлены в соответствии с трудовым законодательством, в соответствии с Положением о формировании и использовании резервного фонда директора общества в системе ОМС.
Кассационная жалоба не содержит доводы относительно части пунктов 9 и 10 заключительной части акта от 29.05.2020.
В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 08.05.2020 N 09-216 фонд провел внеплановую проверку использования обществом средств ОМС с 01.01.2019 по 31.12.2019, в ходе которой установил нецелевое использование 4 787 533 рублей 08 копеек средств ОМС. Допущенные обществом финансовые нарушения зафиксированы в акте от 29.05.2020.
С учетом возражений общества от 05.06.2020 фонд уменьшил сумму нецелевого использования средств ОМС до 4 726 284 рублей 29 копеек (уменьшена сумма нецелевого использования средств ОМС в части использования средств ОМС на расходы по приносящей доход деятельности в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования на 58 234 рубля 79 копеек (с 3 906 341 рубля до 3 848 106 рублей 21 копейки), а также в части приобретения обществом витаминного комплекса стоимостью 3014 рублей).
По результатам проверки фонд выставил обществу требование N 24 о необходимости восстановить в бюджете 5 198 912 рублей, в том числе 4 726 284 рубля 29 копеек, использованных не по целевому назначению средств ОМС, и уплатить 472 628 рублей 433 копейки штрафа.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало в арбитражный суд пункты 4, 7, 9 и 10 акта от 29.05.2020 в части нецелевого расходования 4 640 841 рубля 31 копейки средств ОМС и требование N 24 в части возложения на общество обязанности возвратить (восстановить) фонду 4 640 841 рубль 31 копейку и уплатить 464 084 рубля 13 копеек штрафа.
Суды верно исходили из того, что оспариваемый акт проверки носит характер ненормативного правового акта, поскольку содержит властное предписание о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Требование N 24 также является ненормативным актом, подлежащим рассмотрению в арбитражном суде по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При проверке законности оспариваемых обществом ненормативных актов фонда суды руководствовались следующим.
Согласно части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) средства обязательного медицинского страхования, получаемые медицинскими организациями за оказанную медицинскую помощь в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, являются целевыми.
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, влечет уплату медицинской организацией в бюджет территориального фонда штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (пункт 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Суды указали, что по результатам проверки использования обществом средств ОМС установлено нецелевое использование средств ОМС в виде: 1. финансирования структурных подразделений медицинской организации, финансируемых из иных источников, а именно: использование средств ОМС на расходы по приносящей доход деятельности в результате нарушения принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования в размере 3 848 106 рублей 21 копейки (пункт 4 акта от 29.05.2020 с учетом изменений); 2. расходования средств ОМС при отсутствии подтверждающих документов, а именно: выплата премий из резервного фонда директора врачам-специалистам в отсутствие в трудовых договорах (дополнительных соглашениях) права на их получение в размере 11 439 рублей, а также использование средств ОМС на оплату медицинских услуг по УЗИ в рамках исполнения гражданско-правовых договоров в размере 85 442 рублей 98 копеек (всего - 96 881 рубль 98 копеек) (пункты 7, 8 акта от 29.05.2020); 3. оплаты расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, а именно: приобретение гинекологических наборов при отсутствии объемов медицинской помощи по указанному профилю на сумму 22 670 рублей 10 копеек (пункт 9 акта от 29.05.2020); 4. расходование средств ОМС сверх установленных норм, а именно: неправомерное завышение стоимости арендной платы в результате притворной сделки, в размере 758 626 рублей (пункт 10 акта от 29.05.2020).
По эпизоду нецелевого использования 3 848 106 рублей 21 копейки средств ОМС ввиду нарушения обществом формирования структуры общехозяйственных расходов в результате непропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования суды обоснованно поддержали позицию фонда, исходя из следующего.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанным непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы. Таким образом, накладные расходы включаются в состав общехозяйственных расходов.
Как установлено частью 1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Разделом XI приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования" (далее - приказ N 158н), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении правил обязательного медицинского страхования" (далее - приказ N 108н) определена методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС.
Согласно пункту 158 приказа N 158н, пункту 192 приказа N 108н в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги)".
В соответствии с пунктами 158.1, 158.3 приказа N 158н и пунктами 193, 194 и 195 приказа N 108н в состав затрат, не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), включаются затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В силу пункта 1.6 Тарифного соглашения об оплате медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в Ростовской области в 2019 году от 27.12.2018 тарифы на медицинскую помощь (медицинские услуги) являются денежными суммами, обеспечивающими возмещение расходов медицинских организаций по выполнению программы ОМС.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Исходя из установленных по делу обстоятельств и руководствуясь названными нормами, суды сделали обоснованный вывод об обязанности общества осуществлять общехозяйственные расходы пропорционально объему оказываемых им услуг в рамках Территориальной программы ОМС.
Суды указали, что общехозяйственные расходы общества (в том числе заработная плата управленческого персонала), которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты ОМС или приносящей доход деятельности, должны распределяться в общем объеме услуг нарастающим итогом.
Как предусмотрено пунктом 2.5 приложения N 2 к Учетной политике общества, утвержденной приказом от 29.12.2018 N 13, накладные расходы ОМС распределяются в соответствии с расчетом доли ОМС в общем объеме услуг нарастающим итогом с начала года по следующей формуле: реализация по ОМС с начала года/итого доходов с начала года * 100 (раздел II приложения 2 Учетной политики).
Согласно налоговой декларации за 2019 год общая сумма дохода общества составила 57 742 803 рубля, поступления целевых средств ОМС за отчетный год - 32 955 278 рублей (32 955 278 рублей/57 742 803 рублей * 100 = 57%), по приносящей доход деятельности - 43% (24 787 525 рублей).
Общий размер общехозяйственных расходов составил 18 477 293 рублей 72 копеек: оплата труда административно-управленческого персонала и административно-хозяйственного персонала - 14 176 782 рубля 82 копейки; накладные расходы - 4 300 510 рублей 90 копеек.
Суды установили, что в соответствии с процентным соотношением доходов размер общехозяйственных расходов общества за 2019 год между источниками финансирования должен составить: в части средств ОМС - 10 532 057 рублей 42 копейки (57%); в части приносящей доход деятельности - 7 945 236 рублей 30 копеек (43%).
Вместе с тем, фактическое распределение общехозяйственных (в том числе расходы на плату с начислениями работников АУП и АХЧ) и накладных расходов за 2019 год в обществе между источниками финансирования составило: в части средств ОМС - 14 380 163 рублей 63 копейки; в части приносящей доход деятельности - 4 097 130 рублей 09 копеек. Размер накладных расходов и расходов на плату с начислениями работников АУП и АХЧ, произведенных обществом за счет средств ОМС, за 2019 год составил 14 380 163 рубля 63 копейки.
Суды указали, что в результате несоблюдения обществом принципа пропорционального распределения расходов в зависимости от доли источника финансирования, общехозяйственные расходы в части ОМС были завышены и составили 78% вместо 57%, в результате чего допущено нецелевое использование средств ОМС в размере 3 848 106 рублей 21 копейки.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что общество неправомерно оплатило из средств ОМС общехозяйственные расходы на обеспечение деятельности медицинской организации при оказании платных медицинских услуг.
Суды отметили, что законодательно установленным условием для оплаты труда работников, иных общехозяйственных расходов из средств ОМС является непосредственное участие работников в оказании медицинских услуг, предусмотренных территориальной программой ОМС, либо выполнение трудовой функции, связанной с обеспечением медицинской организации в целом при оказании застрахованным гражданам медицинской помощи по ОМС.
Суды критически оценили доводы общества о том, что действующим законодательством не предусмотрено пропорциональное распределение расходов, как противоречащие Правилам ОМС, а также положениям Закона N 326-ФЗ, в том числе, принципу обеспечения за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи (пункт 1 статьи 4, пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Довод кассационной жалобы о том, что доля затрат на оплату труда соответствует структуре тарифов на оплату медицинской помощи на 2019 год, утвержденной приказом общества от 29.12.2018 N 6/0, был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
По эпизоду расходования обществом 11 439 рублей средств ОМС в отсутствие подтверждающих документов, а именно: выплате премий из резервного фонда директора врачам-специалистам при отсутствии в трудовых договорах (дополнительных соглашениях) права на их получение, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно разделу 5 Положения об оплате труда работников общества порядок установления премиальных выплат определен Положением о премировании работников общества, работающих по оказанию платных медицинских услуг, а также Положением о формировании и использовании резервного фонда директора общества в системе ОМС.
На основании приказа от 26.12.2019 N 25-омс о начислении премиальных выплат сотрудникам из резервного фонда директора общества из средств ОМС начислены премии в размере 3 тыс. рублей каждому: врачу УЗИ Силюн Д.А., врачу УЗИ Черниковой Е.В., врачу аллергологу-иммунологу Штанько М.В.
Однако в трудовых договорах (дополнительных соглашениях к ним) указанных работников не установлено право на получение премиальных выплат из резервного фонда директора в системе ОМС.
В подпункте "в" пункта 4.1 трудового договора от 01.11.2019 N 04С/19, заключенного с Черниковой В.Е., установлено право работника на стимулирующие выплаты с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (Положение о формировании распределения доплаты за совокупный объем услуг по ОМС (премиальных выплат) общества). За счет резервного фонда директора выплата данному работнику стимулирующих выплат не предусмотрена.
В подпункте "в" пункта 4.1. трудового договора от 01.10.2019 N 03С/19, заключенного с Силюном Д.А., установлено право работника на стимулирующие выплаты с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (Положение о формировании распределении доплаты за совокупный объем услуг по ОМС (премиальных выплат) общества). За счет резервного фонда директора выплата данному работнику стимулирующих выплат не предусмотрена.
Вместе с тем, согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, среди прочих, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о нецелевом использовании обществом 11 439 рублей средств ОМС на выплаты премий (с учетом начислений).
При таких обстоятельствах суды обосновано отказали обществу в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 4 и 7 заключительной части акта от 29.05.2020 в части нецелевого расходования средств ОМС, а также требования N 24 в части восстановления 3 859 545 рублей 21 копейки ОМС и уплате 3 859 545 рублей 21 копейки штрафа.
Выводы судов по эпизодам пунктов 9, 10 заключительной части акта от 29.05.2020 в суде кассационной инстанции не оспорены.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А53-33377/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды критически оценили доводы общества о том, что действующим законодательством не предусмотрено пропорциональное распределение расходов, как противоречащие Правилам ОМС, а также положениям Закона N 326-ФЗ, в том числе, принципу обеспечения за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи (пункт 1 статьи 4, пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
...
В подпункте "в" пункта 4.1. трудового договора от 01.10.2019 N 03С/19, заключенного с Силюном Д.А., установлено право работника на стимулирующие выплаты с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (Положение о формировании распределении доплаты за совокупный объем услуг по ОМС (премиальных выплат) общества). За счет резервного фонда директора выплата данному работнику стимулирующих выплат не предусмотрена.
Вместе с тем, согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, среди прочих, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 августа 2021 г. N Ф08-8278/21 по делу N А53-33377/2020