г. Краснодар |
|
20 августа 2021 г. |
Дело N А15-202/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Дагестан, от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Клиника ортопедии, спортивной травматологии и медицинской реабилитации "Джамси"" (ИНН 0571014505, ОГРН 1190571006383) - Кадиева А.А. (доверенность от 18.02.2021), в отсутствие заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Дагестан (ИНН 0562059330, ОГРН 1050562000147), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника ортопедии, спортивной травматологии и медицинской реабилитации "Джамси"" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А15-202/2021, установил следующее.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Дагестан (далее - служба) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Клиника ортопедии, спортивной травматологии и медицинской реабилитации "Джамси"" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 23.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2021, общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 4 статьи 14.1 Кодекса, соблюдением процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения размера административного штрафа ниже минимального размера санкции, установленной частью 4 статьи 14.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе службе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что операция пациенту М. проведена в амбулаторных условиях; медицинская карта N 80066 по форме бланка стационарного больного на пациента М. открыта ошибочно. Эндотрахеальная анестезия с подключением аппарата искусственной вентиляции легких проведена после операции гистероскопии ввиду резкого ухудшения состоянии пациента М. Суды не учли, что в условиях пандемии в I полугодии 2020 года общество не могло в полном объеме проводить мероприятия по внутреннему контрою качества и безопасности медицинской деятельности; общество наладило внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности 01.01.2021.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Министерством здравоохранения Республики Дагестан обществу выдана лицензия от 20.01.2020 N ЛО-05-01-002311 на осуществление медицинской деятельности по соответствующим видам работ (услуг), в том числе при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: акушерскому делу, анестезиологии и реаниматологии; при оказании специализированной медицинской помощи по акушерству и гинекологии в условиях дневного стационара) по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Манташева, 132.
На основании приказа от 23.12.2020 N 529 в целях проверки фактов, изложенных в обращении гражданина В., поступившего из прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы по факту оказания некачественной медицинской помощи гражданке М., с 28.12.2020 по 14.01.2021 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности, в ходе которой установлено следующее: в нарушение подпункта "и" пункта 4 и подпункта "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании), Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.06.2019 N 381, и Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н (далее - Порядок создания и деятельности врачебной комиссии), отсутствует организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (отсутствует приказ о создании комиссий, протоколы, журналы и т. д.); в нарушение подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 919н (далее - Порядок N 919) и Инструкции по применению компонентов крови, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.11.2002 N 363, не соблюден порядок оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" и порядок определения группы крови; в нарушение статьи 96 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и статьи 64 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" не налажено взаимодействие с Дагестанским центром мониторинга безопасности лекарственных средств и медицинских изделий, для направления информации обо всех случаях нежелательных побочных реакций, возникших при применении лекарственных препаратов и медицинских изделий, которые стали известны по роду их профессиональной деятельности.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 14.01.2021.
По результатам проверки в отношении общества служба составила протокол от 14.01.2021 N 01/с, выдала обществу предписание от 14.01.2021 N 02 и в соответствии со статьями 202 и 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)
Суды правомерно удовлетворили заявление службы, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") относится к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Пунктом 6 Положения о лицензировании установлено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения о лицензировании, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ (в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан).
Подпунктами "б", "и" пункта 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: соблюдение порядков оказания медицинской помощи; соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (подпункты "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании).
В соответствии со статьей 90 Закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Пунктом 4 статьи 10 Закона N 323-ФЗ установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В соответствии со статьей 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Порядка N 919 медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" может оказываться в том числе: амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Суды установили, что при оказании медицинской помощи пациенту М. общество в полной мере не обеспечило соблюдение Положения о лицензировании и Порядка N 919, порядок проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а именно: не организован внутренний контроль качества медицинской деятельности (отсутствуют документы об организации внутреннего контроля, приказы, протоколы, акты и др.); медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" осуществлялась в условиях стационара, тогда как в выданной обществу лицензии не заявлен вид работ (услуг) по профилю "анестезиология и реаниматология" в условиях стационара. Такой вид медицинских услуг в лицензии указан лишь при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Суды критически оценили доводы общества о том, что проведенная пациенту М. операция относится к видам медицинского вмешательства, оказываемым в амбулаторных условиях, отметив, что в медицинской карте N 8006, посмертном эпикризе из истории болезни N 8006, разборе летального случая истории болезни N 8006 указано, что пациентка М. госпитализирована 23.11.2020 и находилась на стационарном лечении. На это же указывает и характер проведенного ей оперативного вмешательства - (полипэктомия) с применением эндотрахеальной анестезии.
Суды указали, что на момент проверки 28.12.2020 общество документально не подтвердило соблюдение требований подпункта "и" пункта 4, подпунктов "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании при осуществлении медицинской деятельности в части отсутствия организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и оказания не заявленных в лицензии услуг по профилю "анестезиология и реаниматология" в условиях дневного стационара.
При постановке вывода о виновных действиях общества, выраженных в отсутствии организации внутреннего контроля качества медицинской деятельности (на момент проверки отсутствуют документы об организации внутреннего контроля, приказы, протоколы, акты и др.) суды также учли зафиксированные в разделе 5 протокола об административном правонарушении от 14.01.2021 N 01/с пояснения представителя общества Кадиева М.В. о том, что выявленные нарушения будут устранены.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что допущенные обществом нарушения лицензионных требований являются грубыми и подлежат квалификации по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды проверили процедуру привлечения общества к административной ответственности и не установили существенных процессуальных нарушений.
Вместе с тем, суды не учли, что медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" в условиях стационара оказана пациенту М. 23.11.2020, соответственно, вмененное обществу правонарушение по данному эпизоду совершено 23.11.2020 и на момент вынесения судом решения от 23.03.2021 предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности по данному эпизоду истек.
Однако, ошибочные выводы судов в этой части не привели к принятию неправильных судебных актов, поскольку исключение одного эпизода (нарушение порядка оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология": медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" осуществлялась в условиях стационара, тогда как в выданной обществу лицензии не заявлен такой вид работ (услуг)) в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности само по себе не влияет на квалификацию иного эпизода и не может служить основанием для отмены судебных актов при наличии установленного судами нарушения, выраженного в отсутствии организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и квалифицируемого по части 4 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наказание назначено в минимальном размере санкции части 4 статье 14.1 Кодекса.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учли разъяснения, содержащиеся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", и исходя из установленной по делу совокупности обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для замены административного штрафа на предупреждение, ни для уменьшения административного штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией части 4 статьи 14.1 Кодекса.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2021 по делу N А15-202/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.