г. Краснодар |
|
22 августа 2021 г. |
Дело N А32-38112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от ответчика - сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего заготовительного снабженческо-сбытового кооператива "Ферма настоящих продуктов" (ИНН 2370002609, ОГРН 1132370000817) - Зинченко У.В. (доверенность от 02.08.2021), в отсутствие истца - министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего заготовительного снабженческо-сбытового кооператива "Ферма настоящих продуктов" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А32-38112/2020, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего заготовительного снабженческо-сбытового кооператива "Ферма настоящих продуктов" (далее - кооператив) 19 532 280 рублей гранта.
Решением суда от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.04.2021, требования удовлетворены, с кооператива в пользу министерства взыскано 19 532 280 рублей, а также 12 661 рубль 40 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета. Судебные акты мотивированы нарушением кооперативом условий получения гранта.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился кооператив с кассационной жалобой и дополнением к ней, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что кооператив не обязан проводить государственную экспертизу проектной документации, так как площадь построенных ангаров - до 1500 кв. м; государственная экспертиза сметной стоимости проводится либо одновременно, либо после утверждения государственной экспертизы проектной документации; представление государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости на объекты строительства невозможно, так как это противоречит действующему законодательству. Приложение N 2 к соглашению о предоставлении гранта от 12.12.2017 N 2170 представлено кооперативу после подписания соглашения и завершения строительства. Кооператив не относится к начинающим сельскохозяйственным потребительским кооперативам; согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные кооперативы, юридически лица - получатели грантовой поддержки не относятся к участникам бюджетного процесса. Доказательства расходования средств гранта на цели, не связанные с развитием материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, не представлены. Документы, представленные кооперативом в обоснование несения расходов, отвечают принципам относимости, допустимости и достоверности. Приказ министерства от 03.10.2017 N 328 "О конкурсном отборе участников мероприятия на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" относится к порядку проведения конкурсного отбора участников и не подлежит применению к кооперативу, так как кооператив прошел отбор. Суды не исследовали вопрос целевого использования гранта. При расчете размера исковых требований министерство вышло за рамки действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя кооператива, считает, что судебные акты надлежит отменить, дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" министерство и кооператив заключили соглашение от 12.12.2017 N 2170 о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - соглашение N 2170), согласно которому кооператив включен в состав участников мероприятия и ему определен грант на развитие материально-технической базы в размере 19 532 280 рублей.
Подпунктом 3 пункта 3.2.13 соглашения N 2170 предусмотрена обязанность кооператива как грантополучателя предоставлять в министерство копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива согласно приложению N 2 к соглашению N 2170, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (предоставляются по мере реализации плана расходов).
Пунктом 4.4 соглашения N 2170 установлено, что в случае нарушения грантополучателем условий, целей и порядка предоставления гранта, полученный грант подлежит возврату.
Средства гранта в размере 9 240 тыс. рублей израсходованы кооперативом на строительство двух ангаров для хранения зерновых культур с твердым покрытием пола (далее - спорные объекты).
По результатам проверки представленной кооперативом информации министерство установило непредставление кооперативом положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости на спорные объекты за счет средств гранта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления кооперативу требования от 03.06.2020 N 206-0306-5450/2020 о возврате гранта в полном объеме в течение 60 календарных дней с даты получения требования.
В письме от 26.06.2020 N 59 кооператив уведомил министерство о невозможности возврата средств гранта в связи с выполнением в полном объеме условий при получении и освоении гранта.
Неисполнение кооперативом требования о возврате 19 532 280 рублей гранта послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили исковые требования министерства в полном объеме, исходя из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Согласно абзацу 2 пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем 1 пункта 7 статьи 78 Кодекса, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Вместе с тем, по смыслу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии), а также при нецелевом использовании средств субсидирования.
Иные основания для отказа в предоставлении и возврате субсидии федеральный законодатель не предусмотрел.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Данная мера обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю субсидии на определенных нормативными правовыми актами и (или) соглашениями (договорами) условиях.
Как установлено Порядком предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках мероприятия "Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.10.2012 N 1285 (далее - Порядок N 1285), грантополучатель должен предоставлять в министерство копии документов по перечню, утвержденному приказом уполномоченного органа, подтверждающие целевое использование гранта по перечню документов, утвержденному уполномоченным органом, подтверждающих целевое использование гранта, заверенные грантополучателем (подпункт 3 пункта 23 Порядка N 1285, в редакции, действующей на момент заключения соглашения N 2170).
Согласно пункту 25 Порядка N 1285 не предоставление или неполное предоставление в министерство документов, предусмотренных пунктом 23 Порядка N 1285, влечет за собой возврат гранта в краевой бюджет.
Перечень документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержден приказом министерства от 03.10.2017 N 328 "О конкурсном отборе участников мероприятия на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия"" (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем для подтверждения целевого использования средств гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в министерство предоставляется, в том числе, копия положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта (предоставляется в случае проведения работ по строительству, реконструкции или техническому сооружению).
Суды указали, что средства гранта в размере 9 240 тыс. рублей израсходованы кооперативом на строительство спорных объектов. Основанием для обращения министерства в суд с иском о возврате 19 532 280 рублей гранта послужило нарушение кооперативом подпункта 3 пункта 3.2.13 соглашения N 2170, подпункта 1 пункта 1 Перечня, а именно: непредставление кооперативом положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости на построенные объекты за счет средств гранта. При этом частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения N 2170) установлено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее не превышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Суды поддержали позицию министерства о том, что непредставление кооперативом положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости на спорные объекты за счет средств гранта свидетельствует о нарушении кооперативом условий получения гранта и является основанием для возврата 19 532 280 рублей гранта в бюджет Краснодарского края.
Вместе с тем, суды не учли, что согласно пункту 25 Порядка N 1285 возврат гранта осуществляется в следующем порядке: уполномоченный орган в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет грантополучателю требование о возврате гранта в случаях, предусмотренных пунктом 25 Порядка N 1285; после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственного финансового контроля - в объеме выявленных нарушений; после представления заявителем годового отчета о достижении показателей результативности - в объеме, рассчитанном по формуле: Vвозврата = Vгранта х k х m / n.
Грантополучатель производит возврат гранта в объеме выявленных нарушений в течение 60 календарных дней со дня получения от уполномоченного органа требования о возврате гранта.
Таким образом, из положений пункта 25 Порядка N 1285 следует, что возврат гранта осуществляется в объеме выявленных нарушений или в объеме, рассчитанном по формуле на основании акта проверки или после представления годового отчета о достижении показателей результативности.
Однако акт проверки в материалы дела не представлен, суды его не оценили, как не исследовали и цели программы, на основании которой произведено субсидирование, и достигнуты ли данные цели кооперативом.
Суды не учли, что само по себе нарушение получателем субсидии обязательств по предоставлению отчетности в отношении спорных объектов (на строительство которых израсходовано 9 240 тыс. рублей гранта) не является достаточным и безусловным основанием для истребования всей суммы гранта (19 532 280 рублей), при условии доказанности целевого использования субсидии в остальной части.
Кроме того, суды не установили, что собой представляют спорные объекты и не проверили доводы кооператива о том, что в силу действующего законодательства на такие объекты не требуется положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения их сметной стоимости, в том числе, с учетом того, что приложение N 2 к соглашению N 2170 кооператив получил от министерства после подписания соглашения N 2170, и ни на дату подписания соглашения N 2170, ни на момент начала осуществления строительных работ не был ознакомлен с условиями приложения N 2.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела суды неправильно применили нормы материального права, неполно установили обстоятельства по делу и неполно исследовали доказательства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А32-38112/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что средства гранта в размере 9 240 тыс. рублей израсходованы кооперативом на строительство спорных объектов. Основанием для обращения министерства в суд с иском о возврате 19 532 280 рублей гранта послужило нарушение кооперативом подпункта 3 пункта 3.2.13 соглашения N 2170, подпункта 1 пункта 1 Перечня, а именно: непредставление кооперативом положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости на построенные объекты за счет средств гранта. При этом частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения N 2170) установлено, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее не превышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 августа 2021 г. N Ф08-6299/21 по делу N А32-38112/2020