г. Краснодар |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А32-9120/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Мазуровой Н.С. Сидоровой И.В., при участии в заседании представителей от заявителя - администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района - Волошина А.И. (доверенность от 21.01.2021), от заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея - Возжикова А.А. (доверенность от 29.12.2020), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Ясенева Михаила Александровича, в отсутствие третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Федерального агентства лесного хозяйства, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А32-9120/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение от 27.12.2019 N 2301-05/22517 об отказе в безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:33:0102001:68, площадью 15000 кв. м, расположенного по адресу: 352844, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Бжид, ул. Газовиков, 17 "А", в муниципальную собственность Джубгского городского поселения Туапсинского района;
- возложить обязанность принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:33:0102001:68 площадью 15000 кв. м, расположенного по адресу: 352844, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Бжид, ул. Газовиков, 17"А", безвозмездно из федеральной собственности в собственность Джубгского городского поселения Туапсинского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021, в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы и заявленных требований отказано.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты нижестоящих судов. Администрация указывает, что судами при разрешении спора не были учтены нормы о приоритете сведений из ЕГРН, а также необоснованно отказано в назначении по делу судебной экспертизы.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил судебные акты нижестоящих судов отменить.
Третье лицо поддержало доводы жалобы.
Представитель управления возражал против доводов жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, кассационная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:33:0102001:68, площадью 15000 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Джубгское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, квартал 20Б, часть выдела 20.
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края и Ясенев М.А. заключили договор аренды данного земельного участка от 15.06.2012 N 10-04а-019-1 для осуществления рекреационной деятельности сроком с 15.06.2012 по 21.04.2059.
В связи с переводом земельного участка с кадастровым номером 23:33:0102001:68 из земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в целях приведения условий заключенного договора аренды в соответствие действующему земельному законодательству, а также на основании обращения Ясенева М.А. от 07.12.2018 N 28651 было заключено дополнительное соглашение от 19.03.2019 N 01-09/4075 к договору аренды от 15.06.2012 N 10-04а-09-1 данного земельного участка.
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 21.05.2019 N 212 земельному участку с кадастровым номером 23:33:0102001:68 присвоен адрес: 352844, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Бжид, ул. Газовиков, 17 "А".
Согласно Правилам землепользования и застройки Джубгского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края (в ред. от 25.01.2019) земельный участок с кадастровым номером 23:33:0102001:68, расположенный по адресу: 352844, Краснодарский край, Туапсинский район, с. Бжид, ул. Газовиков, 17 "А", находится в территориальной жилой зоне в подзоне (Ж1) "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".
09 декабря 2019 года администрация Джубского городского поселения Туапсинского района обратилась в Межрегиональное территориальное управление с заявлением N 1785 о передаче из федеральной собственности в собственность Джубгского городского поселения Туапсинский район земельного участка с кадастровым номером 23:33:0102001:68 площадью 15 000 кв. м.
В письме от 27.11.2019 N 23-01-05/22517 заявителю отказано в передаче из федеральной собственности в собственность Джубгского городского поселения Туапсинского района земельного участка с кадастровым номером 23:33:0102001:68 площадью 15000 кв. м со ссылкой на то, что земельный участок обременен правами аренды. В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) арендодателем земельного участка, находящегося в федеральной собственности, может быть только собственник (уполномоченный орган исполнительной власти).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
В силу требований статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении спора в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса в предмет доказывания входит установление фактов несоответствия этого действия (бездействия) либо решения закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и интересов подателя жалобы.
Предметом настоящего спора согласно требованиям администрации поселения выступает отказ управления в передаче из федеральной собственности в собственность городского поселения спорного земельного участка.
Основанием для оспариваемого отказа послужило наличие обременения в виде арендного соглашения.
Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные сторонами доказательства, а также руководствуясь положениями пунктов 1-2 статьи 39.30, статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пришли к обоснованному выводу, что законодателем не установлено такое основание для отказа в передаче земельного участка из федеральной в муниципальную собственность.
Суды правомерно не приняли решение о незаконности оспариваемого отказа по следующим основаниям.
Реализация права на безвозмездную передачу земельного участка из федерального уровня собственности в муниципальный возможна в случае законного включения соответствующих участков в границы муниципального образования.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Решением Краснодарского краевого суда от 04.10.2019 по делу N 3а-1224/2019 признано недействующим со дня принятия решение Совета муниципального образования Туапсинский район сессии 7 от 31.01.2014 N 64 "Об утверждении генерального плана Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края" в части включения в границы населенных пунктов Джубского городского поселения Туапсинского района Краснодарского края.
Разрешая спор, суд общей юрисдикции исходил из того, что земли лесного фонда в силу закона отнесены к федеральному уровню собственности, с учетом положений статьи 8 Земельного кодекса обоснованно заключил, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменение границ населенных пунктов является переводом земельного участка. Суд установил, что Правительство Российской Федерации соответствующий нормативный акт не принимало, равно как и уполномоченный орган (Рослесхоз) не осуществлял согласование.
Таким образом, вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции установлена незаконность включения спорного земельного участка, ранее относившегося к землям лесного фонда, в границы населенного пункта, поэтому у администрации поселения отсутствуют правовые основания на безвозмездную передачу спорного земельного участка из федерального уровня собственности в муниципальный.
Суды пришли к верным выводам о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что согласование генерального плана городского поселения в части включения спорного участка в границы населенного пункта не осуществлялось с федеральным собственником земель лесного фонда. Доказательства, подтверждающие волеизъявление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, не представлены, следовательно, перевод земельных участков, не согласованный Рослесхозом, нарушает права и интересы Российской Федерации на земли лесного фонда.
Доводы кассационной жалобы об обратном направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств настоящего спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах приведенные в жалобе доводы юридически незначимы, оснований для назначения по делу судебной экспертизы у суда не имелось.
В силу изложенного суд округа приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса, являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А32-9120/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные сторонами доказательства, а также руководствуясь положениями пунктов 1-2 статьи 39.30, статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), пришли к обоснованному выводу, что законодателем не установлено такое основание для отказа в передаче земельного участка из федеральной в муниципальную собственность.
...
Разрешая спор, суд общей юрисдикции исходил из того, что земли лесного фонда в силу закона отнесены к федеральному уровню собственности, с учетом положений статьи 8 Земельного кодекса обоснованно заключил, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменение границ населенных пунктов является переводом земельного участка. Суд установил, что Правительство Российской Федерации соответствующий нормативный акт не принимало, равно как и уполномоченный орган (Рослесхоз) не осуществлял согласование."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2021 г. N Ф08-6894/21 по делу N А32-9120/2020