Во исполнение пункта 4 Протокола о проведении согласованной макроэкономической политики (приложение N 14 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), приняв к сведению отчет о реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2022 - 2023 годы, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 27 мая 2022 г. N 7 (прилагается в качестве информационного материала), Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Одобрить проект решения Высшего Евразийского экономического совета "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы" (прилагается) и представить его для рассмотрения Высшим Евразийским экономическим советом.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
М. Григорян
От Республики Беларусь
И. Петришенко
От Республики Казахстан
С. Жумангарин
От Кыргызской Республики
А. Касымалиев
От Российской Федерации
А. Оверчук
Проект
Решение Высшего Евразийского экономического совета
"Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы"
Высший Евразийский экономический совет решил:
1. Утвердить прилагаемые основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы.
2. Рекомендовать правительствам и национальным (центральным) банкам государств - членов Евразийского экономического союза учитывать при проведении макроэкономической политики утвержденные настоящим Решением основные ориентиры макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы.
3. Евразийской экономической комиссии проводить анализ мер, реализуемых государствами - членами Евразийского экономического союза в области макроэкономической политики, и оценивать соответствие таких мер основным ориентирам макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы, утвержденным настоящим Решением.
4. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения |
|
От Республики Беларусь |
|
От Республики Казахстан |
|
От Кыргызской Республики |
|
От Российской Федерации |
|
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от __________ 20__ г. N ___
Основные ориентиры
макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы
Настоящий документ разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и определяет наиболее важные для экономик государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) кратко- и среднесрочные задачи, а также содержит рекомендации по их решению.
Настоящий документ ориентирован на достижение основных целей Союза, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, и целей, установленных Основными направлениями экономического развития Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 28, а также на реализацию Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12.
I. Основные тенденции развития мировой экономики
Экономическое развитие государств-членов в 2022 - 2023 годах происходило в условиях резких изменений состояния мировой экономики. Восстановительный рост после пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 оказался кратковременным и неустойчивым. Важным фактором, повлиявшим на изменение динамики развития мировой экономики, стало усиление влияния геополитических аспектов на глобальные экономические процессы.
Введение в отношении некоторых стран экономических санкций и ограничений, создающих ущерб для всей системы международной торговли, повлияло на усиление несбалансированности торговых и финансовых связей в мировой экономике. В свою очередь, разбалансировка международных производственно-логистических цепочек и перенаправление инвестиционных и производственных потоков снизили для многих стран возможность доступа к товарам, услугам, финансам и технологиям и усилили диспропорции экономического развития в глобальном масштабе.
В результате прирост мирового ВВП, показав оптимистичную восстановительную динамику в 2021 году, снизился в 2022 году до 3,4 процента, а в 2023 году, по оценкам международных организаций, замедлится до 2,8 процента с дальнейшей стабилизацией значения этого показателя на уровне 3 процентов.
Разбалансировка геоэкономических процессов сопровождалась глобальным ростом цен. В 2022 году, по данным международных организаций, инфляция в мире достигла 8,7 процента, что стало самым высоким значением с начала XXI века. Перебои в цепочках поставок, глобальные изменения в структуре мировых энергетических рынков и рост трансакционных и логистических издержек оказали сдерживающее влияние на объемы производства и привели к повышению стоимости товаров и услуг, в то время как окончание периода действия коронавирусных ограничений вызвало динамичное восстановление спроса. В совокупности с формированием избыточной ликвидности вследствие продолжавшегося длительное время количественного смягчения денежно-кредитной политики ведущих национальных (центральных) банков мира и стимулирующих бюджетных мер в большинстве крупнейших экономик это создало условия для критического усиления дисбалансов спроса и предложения как на мировых, так и на локальных рынках и роста инфляции до рекордно высоких значений. Во второй половине года на фоне снижения объемов стимулирования и принятия антиинфляционных мер динамика потребительских цен замедлилась. По итогам 2023 года ожидается снижение глобального роста потребительских цен до 7 процентов.
Рынки сырьевых ресурсов и продовольствия были отмечены высокой волатильностью и рекордными ценами, что было особенно характерно для энергетических ресурсов. Пик роста цен на них пришелся на середину 2022 года и был связан с переформатированием сырьевых рынков под воздействием геополитических шоков и санкционных ограничений. В дальнейшем на фоне формирования новых торговых связей и переориентации потоков энергетических ресурсов цены на них снизились и стали менее волатильными. Поддержанию цен на энергетические ресурсы способствовали снижение рисков рецессии в мировой экономике, рост деловой активности в Китайской Народной Республике (Китай), а также достигнутые договоренности о снижении добычи нефти в рамках ОПЕК+.
Продовольственные цены в течение 2 последних лет находятся выше долгосрочного тренда. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, цены на продовольствие достигли пика в марте 2022 г., начав затем постепенное снижение. Наряду с ростом производственных и логистических издержек значительное влияние на цены оказала ограниченность доступности ряда продовольственных товаров на фоне воздействия геополитических шоков. Рынок продовольствия, как и ряд других сырьевых рынков, столкнулся с применением некоторыми странами ограничительных и протекционистских мер в международной торговле, что дополнительно снижает продовольственную безопасность в наиболее нуждающихся странах.
Основным драйвером роста мировой экономики по-прежнему остаются страны Юго-Восточной Азии. В 2022 году китайская экономика под действием продолжающихся коронавирусных ограничений не достигла запланированных темпов роста, ограничившись 3 процентами, однако уже с начала 2023 года рост ВВП Китая ускорился под влиянием реализации отложенного спроса, динамичного ускорения сферы услуг и целевой государственной поддержки строительного сектора и высокотехнологичных производственных компаний. На 2023 год Народный банк Китая прогнозирует прирост ВВП на уровне 5 процентов, что соответствует поставленной Правительством Китайской Народной Республики цели. Индийская экономика, показав в 2021 году темп роста, близкий к двузначному, в 2022 году замедлилась до 7,2 процента, однако ВВП этой страны по-прежнему растет темпами, существенно превышающими среднемировое значение. Этому способствуют целевое стимулирование ключевых отраслей производства и реализация масштабных инфраструктурных проектов. На 2023 - 2024 финансовый год Резервный банк Индии прогнозирует рост ВВП на уровне 6,5 процента.
В отличие от азиатских стран, темпы роста экономик европейских и североамериканских стран оказались ниже среднемировых значений. Во II квартале 2023 г. экономика Европейского союза показала нулевой рост, что вызвано снижением чистого экспорта на фоне слабой динамики государственных расходов и расходов домохозяйств. В экономике Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии так же, как и в предыдущем квартале, наблюдался рост, близкий к нулевому значению, поддержанный положительным вкладом от потребления домохозяйств и государственных расходов. В этот же период положительный темп роста экономики Соединенных Штатов Америки поддерживался в основном за счет потребительских расходов. Сокращение бюджетных стимулов и повышение процентных ставок ведущими национальными (центральными) банками значительно охладили глобальный спрос и оказали сдерживающее влияние на темпы экономического роста как в крупнейших европейских и североамериканских странах, так и в развивающихся странах.
По оценкам международных организаций, экономический рост в развивающихся странах в среднесрочной перспективе стабилизируется на уровне около 4 процентов. В 2022 году инфляция в группе этих стран выросла до 9,8 процента, что стало максимальным значением за последние 2 десятилетия. Высокая доля импортных товаров на рынках развивающихся стран в совокупности с нестабильностью их национальных валют привели к повышению уровня потребительских цен по причине импорта инфляции как через ввоз товаров конечного потребления, так и через использование в национальном производстве импортных компонентов. При этом ужесточение условий кредитования в крупнейших экономиках мира ведет к росту стоимости внешнего финансирования для развивающихся экономик и оттоку капитала, создавая в наиболее уязвимых странах экономическую ситуацию, характеризующуюся одновременно высокой инфляцией, снижением устойчивости долга и медленным ростом ВВП.
По мере развития нового технологического уклада во всем мире возрастает роль высокотехнологичных производств, основанных на применении нано-, биоинженерных, информационных, цифровых и аддитивных технологий. Если период пандемии был отмечен ускоренным ростом фармацевтической и медицинской промышленности, телекоммуникационных услуг, видео- и компьютерной техники, систем управления базами данных, электронной торговли и удаленной занятости, то в 2022 - 2023 годах особую значимость стало приобретать широкое внедрение искусственного интеллекта, беспилотных транспортных средств, робототехнических устройств, аэрокосмических систем, развитие средств и способов передачи данных, а также медиатехнологий. Переход к новому технологическому укладу и активизация "зеленой" повестки ведут к изменению структуры энергопотребления в пользу возобновляемых источников энергии и повышают востребованность технологий энергосбережения и энергоэффективности. Снижение климатических рисков и экологизация экономики становятся важной составляющей стратегий развития большинства стран мира и международных организаций.
Таким образом, в последние годы мировая экономика развивалась в условиях действия ряда взаимоусиливающихся шоков: пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, нарастание геополитической напряженности, продовольственный и энергетический кризисы, резкий рост инфляции. В этих условиях замедление темпов глобального роста наряду с повышенной инфляцией и ростом долговой уязвимости осложняют для многих стран достижение Целей устойчивого развития ООН, снижая потенциал инвестирования в стратегически важные сферы, способные стать основой для дальнейшего устойчивого экономического развития в мировом масштабе. Это требует усиления международного сотрудничества и совместных усилий правительств, национальных институтов и международных организаций для обеспечения экономического благополучия в средне- и долгосрочной перспективе.
II. Развитие экономик государств-членов в 2022 - 2023 годах
В 2022 - 2023 годах экономическая динамика в государствах-членах была разнонаправленной. Рост геополитической напряженности и усиление санкционного давления в отношении отдельных государств-членов привели к снижению ВВП в целом по Союзу по итогам 2022 года на 1,6 процента. В 2022 году в Республике Армения темпы экономического роста увеличились с 5,8 до 12,6 процента, в Кыргызской Республике - с 5,5 до 6,3 процента, замедлился рост в Республике Казахстан с 4,3 до 3,2 процента. Спад экономической активности зафиксирован в Республике Беларусь - на 4,7 процента и в Российской Федерации - на 2,1 процента. В I полугодии 2023 г. экономическая динамика в Республике Армения и Кыргызской Республике несколько замедлилась (до 10,5 и 3,9 процента соответственно), в Республике Казахстан - ускорилась до 5 процентов. Экономики Республики Беларусь и Российской Федерации имеют тенденцию к восстановлению, динамика ВВП в этих государствах-членах в I полугодии 2023 г. вышла в область положительных значений и составила 2,0 и 1,6 процента соответственно.
Производство продукции сельского хозяйства в рамках Союза в 2022 году увеличилось на 9,4 процента за счет позитивной динамики во всех государствах-членах. Объем выполненных строительных работ вырос на 5,1 процента, пассажирооборот - на 4,1 процента. В то же время выпуск промышленной продукции в Союзе сократился на 0,6 процента, а грузооборот - на 2,7 процента за счет снижения этих показателей в ряде государств-членов, обусловленного внешними факторами.
За I полугодие 2023 г. промышленное производство в целом по Союзу выросло на 2,4 процента, в первую очередь за счет позитивной динамики в обрабатывающем секторе. На фоне формирования новых производственных связей, расширения альтернативных каналов поставок и развития импортозамещающих производств активизировалось производство пищевых продуктов, одежды и обуви, машин и оборудования, компьютеров, электрического оборудования, транспортных средств.
Инфляционный фон в государствах-членах в 2022 году оставался повышенным. Основной вклад в рост цен в большинстве государств-членов, за исключением Российской Федерации, внесла продовольственная инфляция. Во всех государствах-членах в периоды пиков инфляция достигала двузначных уровней. Для сдерживания динамики роста потребительских цен государства-члены принимали меры, направленные на его ограничение, а также на смягчение воздействия инфляции на уровень благосостояния населения. Принятые меры способствовали макроэкономической стабилизации, сдерживанию последствий распространения внешних шоков и защите сбережений населения. В результате принятых мер в I полугодии 2023 г. инфляционные процессы во всех государствах-членах существенно замедлились.
Инвестиции в основной капитал в 2022 году в рамках Союза выросли на 4,3 процента в годовом выражении, что почти в 2 раза меньше, чем годом ранее. Это произошло в условиях нарастающего оттока финансовых средств. По оценке Евразийской экономической комиссии, вывоз капитала частным сектором из Союза по итогам 2022 года вырос более чем в 2,5 раза в сравнении с 2021 годом и превысил 200 млрд долл. США.
Динамика инвестиций в основной капитал в государствах-членах была разнонаправленной. Рост инвестиционной активности в 2022 году наблюдался в Республике Армения, Республике Казахстан и Кыргызской Республике, что преимущественно обеспечивалось за счет внутренних источников финансирования. Позитивная динамика в этих государствах-членах сохраняется и в 2023 году. В Российской Федерации в 2022 году зафиксировано замедление годового прироста инвестиций с 8,6 до 4,6 процента, а в Республике Беларусь сокращение инвестиций в основной капитал достигло 19,1 процента от объема предыдущего года. Вместе с тем выбывшие финансовые средства из иностранных источников в указанных государствах-членах были в основном замещены за счет внутренних ресурсов и взаимных инвестиций из других государств-членов. В I полугодии 2023 г. в Республике Беларусь инвестиционная активность перешла в область положительных значений, составив 7,1 процента, а в Российской Федерации ускорилась до 7,6 процента.
Масштабное влияние финансовых и экономических ограничений потребовало от государств-членов, затронутых их воздействием, увеличения размера бюджетного импульса для поддержки экономической активности, а также объемов финансирования, направленных на содействие структурной перестройке экономик. Миграция капитала и рабочей силы из Российской Федерации и Республики Беларусь внесла вклад в улучшение макроэкономических показателей в других государствах-членах, поскольку это положительно сказалось на повышении деловой активности и динамике налоговых поступлений. Несмотря на избежание негативного развития ситуации в бюджетном секторе, в 2023 году риски в бюджетной сфере отдельных государств-членов продолжают сохраняться. Во всех государствах-членах бюджет на 2023 год запланирован дефицитным. Приоритетами бюджетной политики государств-членов остаются социальная сфера, инфраструктурные проекты, поддержка малого и среднего предпринимательства, инновационное и технологическое развитие.
По итогам 2022 года в большинстве государств-членов, за исключением Кыргызской Республики, улучшилось состояние счета текущих операций в условиях высоких цен на экспортируемые товары. Благоприятная ценовая конъюнктура компенсировала негативное воздействие на показатели внешней торговли государств-членов от замедления роста мировой экономики, а также от введения торговых и ограничительных мер в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации. В I полугодии 2023 г. профицит торгового баланса в Республике Казахстан и Российской Федерации снизился относительно сопоставимого периода 2022 года. В Республике Беларусь сальдо торгового баланса перешло к дефициту, а в Республике Армения и Кыргызской Республике его дефицит расширился. Решающий вклад в динамику внесло увеличение импорта товаров во всех государствах-членах, поддерживаемое ростом экономической активности в Союзе. Дополнительным фактором в Республике Казахстан и Российской Федерации было снижение мировых цен на биржевые товары, экспортируемые этими государствами-членами. В части географической структуры внешней торговли наблюдается переориентация отдельных торговых потоков из государств-членов на перспективные быстрорастущие рынки стран Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Прирост поставок товаров государств-членов на рынки Китая и Республики Индии практически компенсировал сокращение товарооборота с западными странами.
Положительная динамика взаимной торговли была обеспечена перенаправлением торговых потоков на внутренний рынок Союза. В январе - июне 2023 г. объем взаимной торговли между государствами-членами увеличился более чем на 13 процентов. Доля оборота взаимной торговли во внешнеторговом обороте Союза за год увеличилась с 13 до 18 процентов, что отражает рост значимости внутреннего рынка Союза.
Государства-члены в 2022 - 2023 годах столкнулись с рядом беспрецедентных внешних шоков, оказавших влияние на их экономическое развитие. Макроэкономическая политика государств-членов в этот период была направлена на обеспечение ценовой, бюджетной и финансовой стабильности и адаптацию экономик к изменившимся условиям. В среднесрочной перспективе основные риски для экономического развития государств-членов связаны с нарастанием технологического отставания государств-членов от ведущих стран мира на фоне недостаточных темпов роста инвестиций в основной капитал, высокой доли импорта технологий и недостаточных объемов капиталовложений в сферу исследований, разработок и инноваций.
III. Основные ориентиры макроэкономической политики государств-членов на 2024 - 2025 годы и рекомендуемые меры по их достижению
По оценкам международных организаций, глобальная экономическая динамика в среднесрочной перспективе будет сдержанной. Согласно данным международных организаций, мировой экономический рост в 2024 - 2025 годах составит около 3 процентов ежегодно.
В Союзе с учетом постепенного снижения влияния внешних шоков на экономики государств-членов, адаптации населения и бизнеса к новым условиям хозяйствования, нормализации инфляционных процессов и восстановления внутреннего спроса, а также исходя из прогнозируемых данных государств-членов ожидается постепенное повышение темпов экономического роста до 2,4 процента в 2024 году и 3,0 процента в 2025 году. Экономический рост в Республике Армения и Кыргызской Республике несколько замедлится с учетом постепенного снижения влияния положительных трансграничных эффектов, связанных с миграционным притоком и увеличением объема денежных переводов. В Республике Армения рост экономики в среднесрочном периоде прогнозируется на уровне 7 процентов, в Кыргызской Республике - 4,7 - 5,0 процента. В Республике Казахстан на фоне снижения инфляции, смягчения денежно-кредитных условий и положительной динамики инвестиций ожидается повышение темпов экономического роста, который в 2024 - 2025 годах составит 5,0 - 5,6 процента. По мере структурной трансформации финансовых и торговых связей в Республике Беларусь и Российской Федерации идет процесс поступательного восстановления деловой и потребительской активности, однако снижение стоимости и объемов экспорта, умеренная динамика доходов населения и риски ужесточения санкций могут оказать понижательное давление на экономические перспективы в среднесрочном периоде. Согласно прогнозным данным, в Республике Беларусь рост экономики ускорится до 3,8 процента в 2024 году и 6,0 процента в 2025 году, в Российской Федерации составит 2,3 процента ежегодно. В результате экономическое развитие в рамках Союза в 2024 - 2025 годах будет достаточно сдержанным и подверженным влиянию внешних факторов.
В среднесрочном периоде ожидается постепенная нормализация мировых инфляционных процессов. Предполагается, что глобальный рост цен в 2024 году составит 4,9 процента, а в 2025 году - 3,9 процента. В силу опасений относительно финансовой стабильности ведущие национальные (центральные) банки перешли к более осторожному пересмотру процентных ставок. При этом базовая инфляция в большинстве стран мира все еще остается на повышенном уровне.
В сфере глобальных финансов основные риски связаны с наращиванием объемов заимствований в сочетании с ужесточением доступа к финансированию и высокими процентными ставками, что усилит факторы макроэкономической уязвимости и может оказать негативное влияние на бюджетную и долговую устойчивость в странах с высоким уровнем долга. В государствах-членах в случае реализации рисков усиления давления на доходную составляющую государственного бюджета при сохранении высокого уровня расходов и ухудшении конъюнктуры долгового рынка может потребоваться принятие мер в сфере поддержания бюджетной сбалансированности и управления долгом, направленных в том числе на снижение стоимости заимствований.
Обеспечение макроэкономической устойчивости является важнейшим условием для бесперебойной и эффективной работы экономической системы. Для активизации процессов экономического развития государств-членов критически важно ориентировать макроэкономическую политику на создание благоприятных условий для укрепления экономического потенциала, роста инвестиций и расширения производства товаров и услуг, что в свою очередь станет основой для достижения долгосрочной макроэкономической стабильности.
Важнейшим фактором, который будет влиять на динамику экономических процессов в Союзе в среднесрочной перспективе, станет масштаб притока инвестиций в производственный сектор экономики. На фоне значительного оттока капитала из Союза, а также снижения доступности внешних финансовых ресурсов особую значимость приобретают внутренние источники финансирования экономики и взаимные инвестиции государств-членов. В последние годы поддержку инвестициям в основном обеспечивает сохранение позитивного бюджетного импульса в отдельных государствах-членах, однако возможности для дальнейшего наращивания государственных расходов ограничены. Дальнейшие перспективы использования бюджетных средств находятся в плоскости повышения эффективности и результативности государственных инвестиций.
Снижению зависимости национальных финансовых систем от негативных внешних факторов будет способствовать сохранение тенденции к увеличению расчетов между субъектами государств-членов в национальных валютах.
В условиях возрастания демографических рисков важно и далее способствовать развитию единого рынка трудовых ресурсов в рамках Союза, формируя комфортные условия для сохранения и притока в государства-члены инновационно мыслящих, высококвалифицированных кадров.
Государствам-членам необходимо объединить усилия по укреплению своей производственной базы и развитию реального сектора экономики. Во всех государствах-членах степень износа основных фондов находится на уровне около 40 процентов и выше и продолжает увеличиваться, при этом в государствах-членах имеется существенный потенциал развития, связанный с обновлением и дозагрузкой производственных мощностей. Первостепенной задачей должно стать налаживание изготовления собственного технологического оборудования, на базе которого станут возможными обновление, расширение и модернизация производства в ключевых сферах, что позволит повысить производительность труда и создаст значимый мультипликативный эффект для экономик государств-членов.
Развитие кооперационных связей в промышленной, агропромышленной, инфраструктурной сферах должно обеспечить государства-члены высокотехнологичной и современной продукцией, производимой в рамках Союза. В настоящее время в Союзе создается механизм, предусматривающий поддержку промышленных инициатив и оказание финансового содействия при реализации государствами-членами совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности. Предполагается, что данный механизм начнет действовать в 2024 году. Вместе с тем после апробации разработанного механизма предлагается рассмотреть возможность более широкого внедрения его в практику, увеличивая количество совместных производств и качество производимой в рамках Союза продукции.
Использование преимуществ кооперации и внедрение новых технологических решений на основе консолидации усилий государств-членов позволят сделать продукцию, производимую в рамках Союза, конкурентоспособной и востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Учитывая возросшую значимость обеспечения функционирования внутреннего рынка Союза, важно направить усилия на его динамичное развитие, устранение барьеров и максимальное сокращение ограничений и изъятий, выстраивание новых логистических схем и ликвидацию "узких мест" в инфраструктуре. Необходимо развивать различные формы продажи и доставки товаров от производителя к потребителю для расширения рынков сбыта, включая электронную и организованную (биржевую) торговлю, оптовые и логистические центры, позволяющие сократить время доставки и оптимизировать цены на внутреннем товарном рынке. Представляется особо актуальным задействовать потенциал развития единого рынка услуг в рамках Союза, который позволит сократить издержки бизнеса, снизить стоимость и повысить качество услуг для населения государств-членов.
На международном уровне необходимо выстраивать новые производственные, логистические и торговые связи, используя благоприятное географическое положение государств-членов и возможности налаживания и укрепления равноправных и взаимовыгодных отношений с третьими странами по перспективным направлениям.
В 2024 - 2025 годах решение задач по улучшению макроэкономической среды, наращиванию инвестиций в развитие производства, повышению научно-технологического и производственного потенциала, реализации евразийских кооперационных проектов, а также по расширению возможностей внутреннего рынка Союза и развитию международного экономического сотрудничества создаст условия для выхода в перспективе на траекторию ежегодного прироста ВВП Союза темпами, превышающими темпы развития мировой экономики.
В предстоящий период государствам-членам для решения поставленных задач рекомендуется направить усилия на реализацию следующих мер.
Создание благоприятных макроэкономических условий для наращивания объемов инвестиций, в том числе:
поддержание стабильности цен;
развитие использования национальных валют государств-членов для осуществления расчетов во взаимной торговле;
обеспечение прямых взаимных котировок национальных валют и повышение ликвидности биржевых валютных рынков государств-членов;
проведение бюджетной консолидации, в том числе путем оптимизации бюджетных расходов и направления бюджетных средств в пользу расходов с наибольшим социально-экономическим эффектом;
привлечение для финансирования бюджетного дефицита средств в национальной валюте государств-членов для минимизации валютных рисков;
развитие кооперации путем реализации совместных кооперационных проектов, в том числе модернизации и (или) расширения существующего производства, посредством использования инструментов финансирования, предусмотренных правом Союза;
продолжение работы по развитию механизмов снижения рисков для розничных инвесторов и потребителей финансовых услуг, в том числе путем повышения финансовой грамотности и развития информационного взаимодействия между финансовыми организациями, операторами связи и органами государственной власти.
Развитие научно-технологического потенциала Союза, в том числе:
проведение совместных исследований государств-членов в сфере научно-технологического и инновационного развития на основе совместно определяемых приоритетов научно-технического прогресса;
разработка и реализация стратегической программы научно-технического развития Союза, имеющей рамочный характер;
создание и реализация государствами-членами совместных масштабных высокотехнологичных проектов, способных стать символами евразийской интеграции;
объединение усилий по локализации высокотехнологичных производств на территориях государств-членов в приоритетных для государств-членов направлениях;
развитие цифровых технологий в отраслях экономик государств- членов, цифровой трансформации рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
реализация программы повышения квалификации исследователей (включая магистрантов, аспирантов) посредством взаимных стажировок в научных организациях и вузах государств-членов в соответствии с Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 августа 2023 г. N 18;
проработка вопросов, касающихся сближения квалификационных требований по наиболее востребованным профессиям на рынке труда Союза и порядка подтверждения профессиональных квалификаций.
Укрепление производственной базы государств-членов и развитие кооперации в реальном секторе, в том числе:
создание условий для развития промышленного сотрудничества между государствами-членами в соответствии с основными направлениями промышленного сотрудничества, утверждаемыми Евразийским межправительственным советом;
развитие кооперационных связей промышленных комплексов государств-членов, формирование евразийских производственных цепочек, расширение участия в них малых и средних промышленных компаний;
развитие сотрудничества с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями в части применения в рамках Союза наилучших мировых практик, развития международной производственной и научно-технической кооперации, создания условий для продвижения промышленных товаров на рынки третьих стран;
содействие установлению деловых связей между научно-исследовательскими организациями, институтами развития и промышленными предприятиями государств-членов;
развитие сотрудничества государств-членов в сфере цифровой трансформации промышленности;
развитие высокотехнологичных секторов агропромышленного комплекса, существенно снижающих зависимость от поставок из третьих стран;
унификация законодательства государств-членов в сферах испытания сортов и семеноводства сельскохозяйственных растений в соответствии с перечнем мер, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 мая 2021 г. N 7;
продолжение работы по развитию взаимодействия государств-членов в области энергосбережения, повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии по направлениям, представляющим взаимный интерес;
реализация мероприятий, направленных на эффективное использование транзитного потенциала и координацию развития транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров;
продолжение работы по установлению в технических регламентах Союза требований к продукции, основанных на передовых международных и региональных стандартах (с учетом достаточных переходных периодов, необходимых для подготовки промышленности к переходу на такие требования, и особенностей государств-членов), создающих условия и возможности для производства конкурентоспособной, высокотехнологичной и инновационной продукции.
Развитие внутреннего рынка Союза и расширение экспортных возможностей, в том числе:
устранение барьеров, сокращение изъятий и ограничений, а также недопущение возникновения новых барьеров на внутреннем рынке Союза;
подготовка и согласование проекта положения о разработке, финансировании и реализации совместных проектов Союза;
продолжение формирования общего биржевого (организованного) рынка товаров в рамках Союза;
формирование общего электроэнергетического рынка, общего рынка газа, общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза;
продолжение работы по созданию общего рынка транспортных услуг и формированию единого транспортного пространства в рамках Союза;
проработка вопроса определения целесообразности расширения номенклатуры товаров для формирования индикативных балансов спроса и предложения по отдельным сельскохозяйственным товарам и продовольствию;
активизация формирования в рамках Союза единого рынка услуг; создание благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Союза;
продолжение работы по интенсификации торгово-экономического сотрудничества с третьими сторонами с целью расширения экспортных возможностей;
обеспечение функционирования Евразийской перестраховочной компании;
проработка возможности участия государств - наблюдателей при Союзе в отдельных инициативах в рамках Союза;
выстраивание системного диалога с ключевыми региональными экономическими объединениями, международными и региональными организациями в целях налаживания взаимовыгодного сотрудничества и продвижения интересов Союза на мировом рынке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 24 ноября 2023 г. N 126 "О проекте решения Высшего Евразийского экономического совета "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2024 - 2025 годы"
Вступает в силу с 29 декабря 2023 г.
Опубликование:
правовой портал Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (docs.eaeunion.org) 29 ноября 2023 г.