г. Краснодар |
|
30 августа 2021 г. |
Дело N А32-44393/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Интерьер"" (ИНН 2320003082, ОГРН 1022302934081), ответчиков: администрации города Сочи, департамента имущественных отношений администрации города Сочи, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи и департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А32-44393/2020, установил следующее.
ООО "Фирма "Интерьер"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация), департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) о заключении дополнительного соглашения от 05.08.2020 к договору аренды от 23.03.2020 N 4900011022, изложив его пункт 3.2 в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за участок составляет: кадастровая стоимость земельного участка - 8 877 675 рублей, налоговая ставка - 0,5% (8 877 675 рублей х 0,5% = 44 388 рублей 40 копеек), который установлен в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила, постановление N 582). Арендная плата за земельный участок изменяется с изменением его кадастровой стоимости".
Решением от 01.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2021, иск удовлетворен в полном объеме, распределены судебные расходы. Судебные акты мотивированы тем, что обществу по договору аренды от 23.03.2020 N 4900011022 предоставлен земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости (нежилые здания производственного цеха и складов). Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184 находится во второй зоне округа санитарной охраны курорта. Руководствуясь подпунктом 11 пункта 1 статьи 2 решения Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 N 231 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования город-курорт Сочи" (далее - решение N 231) и подпунктом "г" пункта 3 Правил, суды указали, что в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости земельного участка, и размер арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, не должен превышать размер земельного налога.
В кассационной жалобе администрация и департамент просят решение от 01.03.2021 и апелляционное постановление от 27.04.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие оснований для внесения изменений в договор аренды от 23.03.2020 N 4900011022. Подписывая указанный договор, общество как арендатор согласилось со всеми его существенными условиями, включая размер арендной платы.
В отзыве на кассационную жалобу истец просил оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные, отметив, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184 расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта, следовательно, ограничен в обороте. Установление арендной платы, рассчитанной от кадастровой стоимости земельного участка - 8 877 675 рублей и налоговой ставки 0,5% (что составляет 44 388 рублей 40 копеек), обеспечит достижение баланса интересов сторон договора.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
От истца поступило ходатайство о проведении судебного разбирательства в его отсутствие. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный р-он, ул. Пластунская, 102-а: нежилое здание - производственный цех площадью 806,1 кв. м, кадастровый номер 23:49:0205006:1788; нежилые здания - склады: площадью 176,6 кв. м, кадастровый номер 23:49:0205006:1786; площадью 59,1 кв. м, кадастровый номер 23:49:0205006:1783; площадью 67 кв. м, кадастровый номер 23:49:0205006:1785.
Администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 23.03.2020 N 4900011022, в силу пункта 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять земельный участок общей площадью 1500 кв. м с кадастровым номером 23:49:0205009:184, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный р-он, ул. Пластунская, 102-а, категория земель - земли населенных пунктов, для обеспечения эксплуатации цеха (литера А) и складов (литеры Б, В, Г, Д). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.07.2020 (т. 1, л. д. 23 - 31).
Согласно пункту 3.1 договора исчисление арендной платы устанавливается с 10.03.2020 по 10.03.2069. Размер годовой арендной платы за участок определен в соответствии с отчетом об оценке величины (размера) годовой арендной платы от 20.03.2020 N 203-2020 и составляет 456 960 рублей (пункт 3.2).
В адрес администрации общество для подписания направило дополнительное соглашение от 05.08.2020 к договору аренды от 23.03.2020 N 4900011022, указав, что за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184, ограниченный в гражданском обороте (так как входит во вторую зону округа горно-санитарной охраны курорта), на котором расположены объекты производственного цеха и складов общества, арендная плата определена в нарушение действующего законодательства (в соответствии с отчетом об оценке величины (размера) годовой арендной платы от 20.03.2020 N 203-2020).
Неурегулирование возникшего спора в досудебном порядке послужило основанием предъявления иска в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором (статья 450 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли в Российской Федерации осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции) плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, относится к категории регулируемых цен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531 (далее - постановление N 531) внесены изменения в постановление N 582: подпункт "г" пункта 3 Правил изложен в редакции, согласно которой в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в данном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 1,5% в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - принципы) дополнены принципом N 7 (учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения), в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В пункте 30 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, изданного во исполнение пункта 4 постановления N 582, разъяснено, что в целях применения основного принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки.
В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации; далее - Налоговый кодекс).
Таким образом, размер платы (арендной платы) за пользование ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса) земельным участком, находящимся в государственной собственности, на котором расположены здания или сооружения принадлежащие лицу, являющемуся пользователем (арендатором) земельного участка с 12.08.2017 (дата вступления в силу постановления N 531) определяется в размере не выше земельного налога, рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах (Налоговый кодекс) в отношении такого земельного участка.
Правовым основанием применения основного принципа N 7 является наличие двух условий: а) земельный участок должен быть отнесен законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте (пункт 5 статьи 27 Земельного кодекса);
б) на земельном участке должен быть расположен объект недвижимого имущества (здание и (или) сооружение), принадлежащий на праве собственности арендатору земельного участка.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184 находится в административных границах муниципального образования город-курорт Сочи, во второй зоне округа санитарной охраны курорта, следовательно, ограничен в обороте. На данном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу (производственный цех и три склада).
На основании изложенного суды правомерно указали, что размер годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184, с учетом подлежащих применению подпункта "г" пункта 3 Правил и основного принципа N 7, утвержденных постановлением N 582 (в редакции постановления N 531), не может превышать размер земельного налога.
Согласно положениям главы 31 Налогового кодекса земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка, установленной в соответствии с требованиями земельного законодательства, и ставкой земельного налога.
В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения N 231, в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184, исходя из подлежащих применению подпункта "г" пункта 3 Правил и основного принципа N 7, утвержденных постановлением N 582 (в редакции постановления N 531), должен быть выполнен следующим образом: 8 877 675 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,5% (ставка налога на землю) = 44 388 рублей 40 копеек (размер годовой арендной платы за земельный участок).
Коллегия суда округа считает правильным вывод судебных инстанций о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы материального права.
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Администрация и департамент освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 по делу N А32-44393/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 2 "налоговые ставки" решения N 231, в отношении земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий и строений, ставка земельного налога установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 23:49:0205009:184, исходя из подлежащих применению подпункта "г" пункта 3 Правил и основного принципа N 7, утвержденных постановлением N 582 (в редакции постановления N 531), должен быть выполнен следующим образом: 8 877 675 рублей (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,5% (ставка налога на землю) = 44 388 рублей 40 копеек (размер годовой арендной платы за земельный участок).
...
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 августа 2021 г. N Ф08-6608/21 по делу N А32-44393/2020