г. Краснодар |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А20-2740/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Карданова С.В. (доверенность от 29.04.2021), от заинтересованного лица - Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244) - Никитенко К.И. (доверенность от 18.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А20-2740/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.08.2020 N 08-33/15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде 500 тыс. рублей штрафа; о признании недействительными протоколов испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертного заключения ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н.
Определением от 10.11.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае".
Решением от 25.01.2021 (с учетом дополнительного решения от 08.02.2021), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2021, суд прекратил производство по делу в части требований общества о признании недействительными протоколов испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертного заключения ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н. В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований, суд отказал. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.43 Кодекса, соблюдением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения в качестве малозначительно и применения статьи 2.9 Кодекса.
Прекращая производство по делу в части требований общества о признании недействительными протоколов испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертного заключения ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н, суды исходили из того, что протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертное заключение от 10.07.2020 б/н не обладают признаками ненормативных правовых актов, поскольку не носят властного, обязывающего характера, не содержат обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, и не ограничивают права и законные интересы общества, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления от 07.08.2020 N 08-33/15, судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса, соблюдением управлением порядка и срока привлечения общества к административной ответственности.
В кассационной жалобе общество просит отменить указанные судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применил нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению общества, оспариваемое постановление управления противоречит основополагающим принципам Кодекса, в части обязательных требований установления вины лица, привлекаемого к административной ответственности. Суд первой инстанции неправомерно прекратил производство по делу в части требований о признании недействительными протоколов испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертное заключение от 10.07.2020 б/н.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращениями граждан, в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, на основании приказа от 15.06.2020 N 01-30/446, управление провело внеплановую проверку общества, в ходе которой была проверена электроэнергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного тока частотой 50 Гц по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, с. Атажукино, ул. Молова, в домах N 24 и N 19. Измерения проводились непрерывно в течение семи суток с 30.06.2020 по 06.07.2020. Установка и измерение оформлены актом отбора образцов от 29.06.2020, составлены протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20 и N 031-20.
На основании протоколов от 10.07.2020 N 030-20, 030-21, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" составлено экспертное заключение от 10.07.2020, согласно которому качество электроэнергии, поставляемой обществом по договору оказания услуг по передаче электроэнергии для реализации бытовым потребителям, в точках испытания не соответствует обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.07.2013 N 400-ст (далее - ГОСТ 32144-2013) по показателям: положительные, отрицательные отклонения напряжения; медленные изменения напряжения. Отклонения напряжения от допустимых значений показателей качества электроэнергии может вызвать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электроприборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой и другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Зафиксировав выявленные нарушения в акте от 23.07.2020 N 08-36/23, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 23.07.2020 N 08-29/15 и постановлением от 07.08.2020 N 08-33/15 привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса в виде 500 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление административного органа, протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20, N 031-20 и экспертное заключение ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н, являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Прекращая производство по делу в части требований о признании недействительными протоколов испытаний от 10.07.2020 N 030-20, 031-20 и экспертного заключения ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н, судебные инстанции исходили из того, что протоколы испытаний и экспертное заключение носят информационный характер, в них излагаются установленные при проведении проверки обстоятельства. Данные документы не порождают какие-либо права и обязанности для общества, не содержат распорядительно-властных предписаний и не обладают признаками ненормативных правовых актов. Заключение по своему содержанию представляет собой документ, в котором зафиксированы результаты экспертизы о соответствии электрической энергии требованиям ГОСТа 32144-2013, сделанные на основании протоколов испытаний качества электрической энергии. Каких-либо властных предписаний в отношении заявителя и, соответственно, обязанности по совершению заявителем определенных действий данные акты не содержат и не устанавливают, не изменяют, не прекращают правовые отношения.
Суд кассационной инстанции с учетом положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4.2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 N 6-П, считает правомерными выводы судебных инстанций о том, что протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20, 031-20 и экспертное заключение от 10.07.2020 б/н не обладают признаками ненормативных правовых актов, подлежащих оспариванию в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с федеральными законами.
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом N 35-ФЗ, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Качество поставляемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или требования, предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно отвечать требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам N 354, согласно пункту 10 которого, напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 13109-97 и ГОСТ 29322-92); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) на субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями возложена обязанность по обеспечению на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 30 Основных положений установлено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, устанавливающий обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяющий свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
В соответствии с пунктом 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 минуты) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети. Показателями качества электрической энергии, относящимися к медленным изменениям напряжения электропитания, являются отрицательное и положительное отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального/согласованного значения: в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 Вольт (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырех проводных трехфазных систем) и 10 380 Вольт (между фазными проводниками для трех- и четырех проводных трехфазных систем).
Для указанных показателей качества электрической энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю (примечание - установленные нормы медленных изменений напряжения электропитания относятся к 1008 интервалам времени измерений по 10 минут каждый).
Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы проверки в отношении общества, протокол об административном правонарушении от 23.07.2020 N 08-29/15, постановление от 07.08.2020 N 08-33/15, акт проверки от 23.07.2020 N 08-36/23, протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20, 031-20, экспертное заключение ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н и, установив факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим передачу электрической энергии.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТом 32144-2013, подтвержден в ходе контрольно-надзорных мероприятий; несоответствие реализуемой электроэнергии требованиям, определенным ГОСТом 32144-2013, подтверждено материалами дела и обществом документально не опровергнуто. Поставкой некачественной и несертифицированной электроэнергии нарушено законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Общество не представило доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. Действия (бездействие) общества (несоблюдение норм качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения) создавали реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Довод общества о недействительности результатов исследований, проведенных управлением (протоколы испытаний и экспертное заключение) был предметом исследования судебных инстанций и получил надлежащую правовую оценку.
Вывод судов о соблюдении управлением порядка привлечения общества к административной ответственности основан на исследовании представленных в материалы дела доказательств. На момент вынесения управлением оспариваемого постановления, установленный статьей 4.5 Кодекса годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса, не истек.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 25.01.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2021 по делу N А20-2740/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали и оценили, в том числе в совокупности с иными доказательствами по делу материалы проверки в отношении общества, протокол об административном правонарушении от 23.07.2020 N 08-29/15, постановление от 07.08.2020 N 08-33/15, акт проверки от 23.07.2020 N 08-36/23, протоколы испытаний от 10.07.2020 N 030-20, 031-20, экспертное заключение ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском Крае" от 10.07.2020 б/н и, установив факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013, сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, поскольку общество не обеспечило выполнение требований законодательства, предъявляемых к организациям, осуществляющим передачу электрической энергии.
При этом суды обоснованно исходили из того, что факт несоответствия электрической энергии, поставляемой обществом своим потребителям, требованиям, предусмотренным ГОСТом 32144-2013, подтвержден в ходе контрольно-надзорных мероприятий; несоответствие реализуемой электроэнергии требованиям, определенным ГОСТом 32144-2013, подтверждено материалами дела и обществом документально не опровергнуто. Поставкой некачественной и несертифицированной электроэнергии нарушено законодательство в области технического регулирования, регулирующее отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно: защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2021 г. N Ф08-8298/21 по делу N А20-2740/2020