г. Краснодар |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А32-30721/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" (ИНН 2312216672, ОГРН 1142312007199) - Богачевой Ю.Н. (доверенность от 14.07.2021), в отсутствие ответчиков: Департамента транспорта и дорожного хозяйства г. Краснодара (ИНН 2310133029, ОГРН 1082310016580) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТрансСтрой" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А32-30721/2020, установил следующее.
ООО "ТрансСтрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства г. Краснодара (далее - департамент) о признании недействительной сделки по расторжению договора от 27.03.2015 N 4, выраженной в письмах Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) от 24.01.2020 N 60-07-800/20 и от 29.01.2020 N 60-07-1029/20, признании недействительным пункта 2 дополнительного соглашении от 21.05.2019 N 5, заключенного обществом, министерством и департаментом (уточненные требования).
Министерство привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Решением от 25.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2021, в иске отказано. Суды исходили из того, что оспариваемое соглашение соответствует требованиям законодательства и принципу свободы договора; обществом пропущен срок исковой давности по требованию о признании соглашения недействительным. Уведомления министерства о расторжении договора не являются сделками, поэтому основания для признания их недействительными отсутствуют.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, оспариваемое соглашение нарушает положения Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств" (далее - Закон N 2508-КЗ). Общество не имело возможности отказаться от подписания данного соглашения, поскольку лишилось бы возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Фактически, включение в соглашение оспариваемого условия, привело к тому, что министерству перешли права по договору в большем объеме. Договор от 27.03.2015 N 4 не предусматривает возможности его одностороннего расторжения. Министерство ввело общество в заблуждение о том, что названный договор является расторгнутым. Сообщение министерства не повлекло правовых последствий, договор является действующим. В нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) министерство не прекратило аналогичные взаимоотношения по тождественным договорам с иными организациями. Общество узнало о нарушении своих прав только после расторжения министерством договора (24.01.2020), следовательно, требование предъявлено в пределах срока исковой давности.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 27.03.2015 Департамент транспорта Краснодарского края (уполномоченный орган) в соответствии с Законом N 2508-КЗ заключил с обществом (уполномоченная организация) бессрочный договор N 4 о выполнении работ по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки.
Дополнительным соглашением от 26.09.2017 N 3 уполномоченный орган по договору (Департамент транспорта Краснодарского края) заменен на департамент.
Дополнительным соглашением от 21.05.2019 N 5 департамент заменен на министерство. Утверждена новая редакция пункта 5.1 договора, согласно которой договор действует до заключения договора(ов) по результатам торгов (аукциона на понижение ) на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и (или) хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках и возврату на территории муниципального образования город Краснодар (пункт 2 соглашения).
В письме от 13.12.2019 общество обратилось к департаменту с претензией об исключении пункта 2 из текста дополнительного соглашения N 5.
В письмах от 24.01.2020 и 29.01.2020 министерство уведомило общество о заключении договора на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств на специализированные стоянки и, соответственно, об окончании с 27.01.2020 срока действия заключенного с обществом договора от 27.03.2015 N 4 в отношении территории муниципального образования г. Краснодар.
По мнению общества, дополнительное соглашение от 21.05.2019 N 5 заключено с нарушением Закона N 2508-КЗ и Закона о защите конкуренции, поскольку ограничивает его права на осуществление предпринимательской деятельности по сравнению с иными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор на основании статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положении раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), Закона N 2508-КЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 2508-КЗ деятельность по перемещению задержанных транспортных средств и (или) маломерных судов на специализированные стоянки и (или) их хранению и возврату осуществляется уполномоченной организацией (исполнителем услуг) на основании соответствующего договора на осуществление деятельности по перемещению задержанных транспортных средств и (или) маломерных судов на специализированные стоянки и (или) хранению задержанных транспортных средств и (или) маломерных судов на специализированных стоянках и их возврату, заключенного по результатам торгов (аукциона на понижение цены) с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения.
Договор на осуществление указанной деятельности заключается на пять лет.
Организация и проведение торгов (аукциона на понижение цены) на право заключения названных договоров осуществляются в порядке и на условиях, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения.
По условиям оспариваемого соглашения срок действия договора определен сторонами до заключения уполномоченным органом соответствующего договора по результатам торгов (аукциона на понижение). В силу пункта 8 дополнительного соглашения его условия распространяются на правоотношения сторон на территории муниципального образования г. Краснодар.
Согласно договору от 27.03.2015 N 4 общество осуществляет спорную деятельность на территории городов Анапы, Геленджика, Новороссийска и Туапсинского района. Право осуществления такой деятельности на территории г. Краснодара обществу не предоставлено.
Установив названные обстоятельства и отсутствие у общества возражений при подписании оспариваемого дополнительного соглашения, суды пришли к выводу о том, что данное соглашение не нарушает требований законодательства и прав общества.
Суды пришли к выводу об обращении общества 17.07.2020 с иском в суд по истечении срока исковой давности (21.06.2020), исчисляемого с даты заключения оспариваемого дополнительного соглашения (21.05.2019).
Суды правомерно отклонили довод общества о том, что о нарушении своих прав оно узнало только из письма министерства от 24.01.2020. Обращение общества 13.12.2019 к департаменту с требованием об исключении оспариваемого условия из дополнительного соглашения опровергает данное утверждение. Условия данного соглашения не допускают его двусмысленного толкования, общество не могло не осознавать последствий его заключения.
Ссылка общества на заключение указанного дополнительного соглашения с нарушением требований главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации получила надлежащую оценку судов и обоснованно отклонена. Переход к министерству по соглашению прав в большем объеме, чем имелось у департамента, противоречит условиям соглашения.
Министерство в письме от 29.01.2019 разъяснило обществу, что срок действия договора прекращен только в отношении деятельности, осуществляемой на территории г. Краснодара, поэтому уведомление министерства носит информационный характер о прекращении срока действия договора в части и не влечет последствий в виде его одностороннего расторжения.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций по спору соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат нормам материального права.
При изложенных обстоятельствах основания для изменения или отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2021 по делу N А32-30721/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, оспариваемое соглашение нарушает положения Закона Краснодарского края от 04.06.2012 N 2508-КЗ "О перемещении задержанных транспортных средств на специализированные стоянки на территории Краснодарского края, об их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение и о возврате транспортных средств" (далее - Закон N 2508-КЗ). Общество не имело возможности отказаться от подписания данного соглашения, поскольку лишилось бы возможности заниматься предпринимательской деятельностью. Фактически, включение в соглашение оспариваемого условия, привело к тому, что министерству перешли права по договору в большем объеме. Договор от 27.03.2015 N 4 не предусматривает возможности его одностороннего расторжения. Министерство ввело общество в заблуждение о том, что названный договор является расторгнутым. Сообщение министерства не повлекло правовых последствий, договор является действующим. В нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) министерство не прекратило аналогичные взаимоотношения по тождественным договорам с иными организациями. Общество узнало о нарушении своих прав только после расторжения министерством договора (24.01.2020), следовательно, требование предъявлено в пределах срока исковой давности.
...
Суды первой и апелляционной инстанций рассмотрели спор на основании статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о защите конкуренции, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положении раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25), Закона N 2508-КЗ.
...
Ссылка общества на заключение указанного дополнительного соглашения с нарушением требований главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации получила надлежащую оценку судов и обоснованно отклонена. Переход к министерству по соглашению прав в большем объеме, чем имелось у департамента, противоречит условиям соглашения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф08-8337/21 по делу N А32-30721/2020