Распоряжение Правительства Смоленской области от 29 ноября 2023 г. N 291-рп
"Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях реализации ответственной долговой политики Смоленской области и повышения ее эффективности:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Смоленской области от 07.12.2022 N 1790-р/адм "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Смоленской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2024 года.
Губернатор |
В.Н. Анохин |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Смоленской области
от 29.11.2023 N 291-рп
Основные направления
государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Основные положения
Управление государственным долгом Смоленской области (далее также - государственный долг) - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития Смоленской области заимствований, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых денежных средств.
Управление государственным долгом является одним из важнейших элементов финансовой политики Правительства Смоленской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению государственных гарантий Смоленской области (далее также - государственные гарантии), контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
Государственная долговая политика Смоленской области является частью бюджетной политики, проводимой Правительством Смоленской области, и управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом.
2. Итоги реализации долговой политики
За последние 3 года динамика показателей долговой политики сложилась следующим образом:
Наименование показателя |
На 01.01.2021 |
На 01.01.2022 |
На 01.01.2023 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем государственного долга (млрд. руб.) |
29,3 |
25,2 |
23,1 |
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций (млрд. руб.) |
11,4 |
5,2 |
1,3 |
Объем государственного долга в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета |
80,6 |
55,4 |
45,4 |
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета |
31,3 |
11,5 |
2,6 |
3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики
Планирование долговых обязательств Смоленской области (далее также - долговые обязательства) состоит из следующих этапов:
- планирование расходов на обслуживание государственного долга и исполнение государственных гарантий Смоленской области;
- планирование привлечения государственных заимствований Смоленской области (далее также - государственные заимствования);
- планирование предоставления государственных гарантий.
При планировании расходов на погашение и обслуживание долговых обязательств оценивается возможность осуществления данных расходов за счет доходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
При планировании вновь привлекаемых государственных заимствований Смоленской области и принятии новых обязательств по государственным гарантиям должны быть соблюдены ограничения на объемы обязательств и на величину расходов по их обслуживанию и погашению, установленные федеральным и областным законодательством.
Планирование долговых обязательств осуществляется с учетом следующей информации:
- прогноза доходов областного бюджета;
- прогноза поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Смоленской области;
- прогноза расходов областного бюджета, прогнозируемых на очередной финансовый год и плановый период;
- прогноза потребности в бюджетных инвестициях, определяемой на основе приоритетов инвестиционной политики Смоленской области;
- информации о существующих долговых обязательствах.
На основе указанной информации Правительство Смоленской области определяет на очередной финансовый год и плановый период:
- необходимые и возможные объемы привлечения государственных заимствований с учетом их влияния на долговую нагрузку;
- предельный объем обязательств по государственным гарантиям;
- структуру государственного долга;
- объем расходов на обслуживание государственного долга.
Государственные заимствования привлекаются на покрытие дефицита областного бюджета, а также на погашение долговых обязательств.
Привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета в областной бюджет осуществляется в соответствии с правилами их предоставления, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Результатами планирования долговых обязательств являются:
- программы государственных внутренних заимствований Смоленской области на очередной финансовый год и плановый период;
- программы государственных гарантий Смоленской области на очередной финансовый год и плановый период.
Решение о привлечении государственных заимствований принимается Правительством Смоленской области или исполнительным органом Смоленской области, уполномоченным осуществлять заимствования от имени Смоленской области, на основании программы государственных внутренних заимствований Смоленской области на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4. Цели и задачи долговой политики
Реализация государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов осуществляется в соответствии со следующими целями:
- стабильное обслуживание долговых обязательств Смоленской области;
- прогнозирование и предотвращение рисков, связанных со структурой государственного долга;
- равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;
- совершенствование учета и мониторинга государственного долга.
В процессе управления государственным долгом приоритетными являются следующие задачи:
- обеспечение сбалансированности областного бюджета при недостаточности собственных источников финансирования дефицита областного бюджета;
- поэтапное сокращение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений;
- снижение дефицита областного бюджета;
- привлечение государственных заимствований в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до объема, необходимого для обеспечения исполнения принятых бюджетных обязательств;
- достижение эффективного и целевого использования заемных средств;
- учет и регистрация долговых обязательств;
- обеспечение раскрытия информации о государственном долге.
Решение указанных задач направлено на достижение следующих результатов:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- соблюдение условий соглашений о предоставлении областному бюджету из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Смоленской области;
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Смоленской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Смоленской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
- обеспечение выполнения условий предоставления, использования и возврата бюджетного кредита, полученного в 2021 году из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Смоленской области по рыночным заимствованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";
- обеспечение выполнения условий предоставления, использования и возврата бюджетного кредита, полученного в 2022 году из федерального бюджета для погашения долговых обязательств Смоленской области по рыночным заимствованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2022 N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год";
- привлечение краткосрочных заемных средств в целях поддержки ликвидности областного бюджета;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
- сокращение стоимости обслуживания долговых обязательств.
Выполнению поставленных задач будут способствовать:
- реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики Смоленской области на очередной финансовый год и плановый период;
- реализация областной государственной программы "Управление государственными финансами Смоленской области", утвержденной постановлением Правительства Смоленской области от 22.10.2013 N 797.
В соответствии с целями и задачами государственной долговой политики Смоленской области определены критерии оценки реализации государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее также - критерии оценки).
Реализация государственной долговой политики Смоленской области заключается в анализе соответствия текущих значений критериев оценки значениям критериев оценки.
Критерии оценки реализации государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
(по бюджету на 2024 год)
Наименование показателя |
На 01.01.2024 |
На 01.01.2025 |
На 01.01.2026 |
На 01.01.2027 |
Объем государственного долга (млрд. руб.) |
24,9 |
24,7 |
20,0 |
15,9 |
Объем долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций (млрд. руб.) |
0,0 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
Объем государственного долга в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета |
не более 46 |
не более 46 |
не более 46 |
не более 46 |
Объем долговых обязательств по рыночным заимствованиям субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в процентном соотношении от налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Смоленской области |
не более 25 |
не более 25 |
не более 25 |
не более 25 |
5. Инструменты реализации долговой политики
Долговая политика реализуется посредством:
- рыночных инструментов (кредиты, привлеченные от кредитных организаций, государственные ценные бумаги Смоленской области);
- нерыночных инструментов (бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета).
Привлечение кредитных ресурсов планируется осуществлять с учетом складывающейся на рынке конъюнктуры, в том числе в форме возобновляемых кредитных линий, что позволит в случае нехватки бюджетных средств привлекать и погашать кредитные ресурсы в кратчайшие сроки, а также обеспечит экономию бюджетных средств на обслуживании государственного долга.
В целях определения оптимального набора инструментов заимствований, а также благоприятных для привлечения заемных ресурсов моментов выхода на рынок необходимы анализ рисков и определение предполагаемой стоимости заимствований.
Важная роль отводится ответственному планированию долговых обязательств, а также расходов, связанных с их привлечением и обслуживанием.
Правительство Смоленской области осуществляет государственную долговую политику Смоленской области, направленную:
- на снижение уровня долговой нагрузки областного бюджета;
- на повышение качества прогнозирования государственных внутренних заимствований, параметров государственного долга и расходов на его обслуживание для решения поставленных социально-экономических задач;
- на планирование объемов заимствований, достаточных для обеспечения финансовой устойчивости областного бюджета;
- на осуществление контроля рисков неисполнения долговых обязательств в зависимости от факторов, влияющих на их изменение.
Привлечение кредитов от кредитных организаций должно осуществляться исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.
Аналогичная норма установлена и для муниципальных образований Смоленской области в Порядке предоставления, использования, возврата муниципальными образованиями Смоленской области бюджетных кредитов, полученных из областного бюджета, утвержденном постановлением Правительства Смоленской области от 10.03.2015 N 90, предусматривающем возможность привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых, в случае предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета.
6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Смоленской области
Финансовые риски представляют собой возможность финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий, которые не могут быть заранее предсказаны.
Для областного бюджета возможны следующие финансовые риски:
- рыночный риск - отрицательное влияние повышения процентных ставок;
- риск рефинансирования - отсутствие рефинансирования или его возможность только по высоким процентным ставкам;
- риск ликвидности - отсутствие в областном бюджете средств для полного исполнения обязательств в срок, в том числе недостаток денежных средств для своевременных долговых платежей;
- юридические риски - изменение федерального законодательства, необходимость отстаивания своих интересов в судебных инстанциях, накопление большого объема обязательств по государственным гарантиям;
- кредитный риск (риск наступления гарантийного случая) - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Правительством Смоленской области;
- операционный риск - технические сбои, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры по исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
К финансовым рискам, возникновение которых зависит от деятельности Правительства Смоленской области и которые могут быть уменьшены ее действиями, относятся:
- рыночный риск - постоянная работа по изменению структуры государственного долга;
- риск ликвидности - повышение качества бюджетного планирования;
- кредитный риск - требование залога при выдаче государственной гарантии, стоимость которого должна быть не ниже объема гарантируемого обязательства; анализ финансового состояния принципалов на этапе предоставления государственной гарантии, а также систематический анализ финансового состояния принципалов на протяжении всего срока действия государственной гарантии;
- юридические риски (кроме изменения федерального законодательства) - проведение детальной юридической экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью детализации всех условий контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Смоленской области от 29 ноября 2023 г. N 291-рп "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Смоленской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
-
Распоряжением Правительства Смоленской области от 4 декабря 2024 г. N 2020-РП настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2025 г.