г. Краснодар |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А61-1425/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Садовникова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожонковой А.А. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания, от истца - Управления Федеральной антимонопольной службы России по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148) - Сабановой А.А. (доверенность от 18.09.2020), от ответчика - государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (ИНН 1502045871, ОГРН 1031500252772) - Хасцаевой Л.В. (доверенность от 28.06.2021), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Малрус" (ИНН 0608014688, ОГРН 1100608000371), третьих лиц: Министерства строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания, Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания, Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А61-1425/2020, установил следующее.
УФАС России по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском ГКУ "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - учреждение) и ООО "Малрус" (далее - общество) со следующими требованиями:
- признать недействительной и отменить закупку от 22.04.2020 работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в с. Хурикау Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания на сумму 6 004 600 рублей путем заключения государственного контракта N 01 с единственным подрядчиком - обществом;
- применить последствия недействительности сделки в виде возложения на общество обязанности вернуть учреждению денежные средства и возложения на учреждение обязанности возместить обществу фактически понесенные расходы от исполнения недействительного контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания; Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство здравоохранения); Правительство Республики Северная Осетия - Алания; Министерство строительства и архитектуры Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Постановлением апелляционного суда от 07.05.2021 решение от 19.08.2020 отменено, исковые требования управления удовлетворены. Суд признал недействительным государственный контракт от 22.04.2020 N 01, заключенный учреждением и обществом, обязал общество возвратить учреждению 6 004 596 рублей 80 копеек, уплаченных за выполнение работ по государственному контракту.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить апелляционное постановление и оставить в силе решение суда. Заявитель указывает, что объективная возможность для проведения закупки у учреждения появилась лишь с 31.03.2020. Апелляционный суд не учел, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы. Суд также не учел назначение фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, которые обеспечивают забор и хранение биоматериала.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установили суды, 22.04.2020 учреждение (заказчик) и общество (подрядчик) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключили государственный контракт N 01 (далее - контракт), по условиям которого на подрядчика возложена обязанность выполнить по заданию заказчика работы по объекту "Строительство фельдшерского пункта в с. Хурикау, Моздокский район" в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1) и передать их заказчику, а на заказчика - принять и оплатить выполненные работы в порядке и размере, установленном контрактом (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и составляет 6 004 600 рублей (пункт 2.1 контракта).
Выполнение работ осуществляется в срок с 22.04.2020 до 31.07.2020 (пункт 3.1 контракта). Работы выполняются иждивением подрядчика (пункт 3.3 контракта).
27 апреля 2020 года в управление поступило уведомление учреждения от 24.04.2020 о заключении 22.04.2020 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракта с единственным подрядчиком (обществом) на выполнение работ по строительству фельдшерско-акушерского пункта в с. Хурикау Моздокского района на сумму 6 004 600 рублей.
В качестве основания для осуществления закупки у единственного поставщика в уведомлении указано, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 данная ситуация является обстоятельством непреодолимой силы, поэтому в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика; заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции COV1D-19 на территории Российской Федерации в соответствии с названной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки; распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
Управление провело внеплановую камеральную проверку, по результатам которой пришло к выводу о том, что контракт, заключенный учреждением с единственным подрядчиком (обществом), противоречит требованиям части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 и пункта 9 части 1 и части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, является ничтожной сделкой, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд руководствовался следующим.
В силу статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Апелляционный суд установил, что учреждение, являясь государственным заказчиком, заключая и исполняя государственные контракты, действует в публичных интересах от имени Республики Северной Осетии - Алания.
Выделение денежных средств Республике Северная Осетия - Алания осуществлялось в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населённых пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек".
Таким образом, учреждение обязано принять меры к организации конкурсных процедур для реализации программы строительства фельдшерско-акушерских пунктов на территории Республики Северная Осетия - Алания с момента финансирования строительства в январе 2020 года.
Статьей 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены условия закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в пункт 9 части 1 статьи 93 N 44-ФЗ внесены изменения и указанный пункт изложен в следующей редакции: осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Апелляционным судом установлено отсутствие в материалах дела доказательств объявления чрезвычайной ситуации на территории Республики Северная Осетия - Алания в спорный период.
В пункте 2 письма Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 разъяснено, что распространение коронавирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы, в такой период заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых в связи с возникновением данных обстоятельств. При этом должна быть причинно-следственная связь между объектом закупки и возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
Федеральная антимонопольная служба в письме от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавируса на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при условии наличия причинно-следственной связи между совершением указанных действий и предметом закупки.
Таким образом, при распространении коронавирусной инфекции важным условием для возможности осуществления закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ является наличие причинно-следственной связи между совершением действий, направленных на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции, и объектом закупки.
Приказом министерства здравоохранения от 28.03.2020 N 255 о/д "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Республике Северная Осетия-Алания" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.03.2020 N 710-р, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространению новой коронавирусной инфекции COVID19", приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.03.2020 N 246н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19" для организации специализированного лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 определены следующие медицинские организации III и II уровня:
- ГБУЗ "Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи" М3 РСО-Алания;
- ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" М3 РСО-Алания;
- Родильное отделение ГБУЗ "Правобережная центральная районная клиническая больница" М3 РСО-Алания.
Поскольку данным приказом установлен исчерпывающий перечень организаций лечения граждан с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в республике, имеющих соответствующие лицензии на оказание медицинской помощи, отделения анестезиологии-реаниматологии, инфекционные отделения, оснащенные в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и круглосуточным дежурством врачей-анестезиологов- реаниматологов, а также круглосуточные лабораторно-диагностические службы, апелляционный суд отклонил доводы ответчиков и министерства строительства и архитектуры об отнесении к таким организациям фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населенных пунктов.
Апелляционный суд также указал, что фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты не отнесены к тем медицинским учреждениям, в которых может быть оказана помощь населению для лечения новой коронавирусной инфекции в связи с недостаточной площадью этих помещений, отсутствием квалифицированного медицинского персонала и надлежащего оборудования. Приказ Министерства здравоохранения N 772о/д, которым фельдшерский пункт определен в качестве медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению в условиях распространения новой коронавирусной инфекции до периода стабилизации эпидемиологической ситуации, не может являться таким доказательством, поскольку принят лишь 18.09.2020, то есть спустя месяц после вынесения решения суда первой инстанции.
Исследовав представленные в дело доказательства и установив, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах предусмотрено Государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 N "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населённых пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек" (в связи с чем были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета) и признав отсутствие необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд сделал вывод о нарушении законодательства о закупках, удовлетворил требования в части признания недействительным (ничтожным) государственного контракта, заключенного с обществом, и взыскания с него денежных средств, уплаченных за выполнение работ по строительству фельдшерского пункта.
Поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (статья 10 Гражданского кодекса).
Доводы учреждения были предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, и по существу направлены на переоценку доказательств и установление иных обстоятельств по делу, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу пределов компетенции, установленных статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 по делу N А61-1425/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в дело доказательства и установив, что строительство фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных населенных пунктах предусмотрено Государственной программой, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1732 N "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2019 - 2020 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях создания и замены фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий для населённых пунктов с численностью населения от 100 до 2 тыс. человек" (в связи с чем были предприняты заблаговременные меры к выделению денежных средств из федерального бюджета) и признав отсутствие необходимости срочного строительства конкретных медицинских организаций (фельдшерских пунктов) в минимально короткие сроки в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции, апелляционный суд сделал вывод о нарушении законодательства о закупках, удовлетворил требования в части признания недействительным (ничтожным) государственного контракта, заключенного с обществом, и взыскания с него денежных средств, уплаченных за выполнение работ по строительству фельдшерского пункта.
Поставка товара, выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд при отсутствии государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 N 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона N 44-ФЗ (статья 10 Гражданского кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф08-7960/21 по делу N А61-1425/2020