Заслушав и обсудив информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма А.В. Джеуса о ходе реализации Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае проводят работу по сохранению зеленых насаждений на территориях муниципальных образований Краснодарского края.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обеспечивает сбор и систематизацию информации о вновь создаваемых и существующих территориях в Краснодарском крае, занятых зелеными насаждениями, путем взаимодействия со всеми муниципальными образованиями Краснодарского края.
По сведениям, представленным администрациями муниципальных образований Краснодарского края в министерство природных ресурсов Краснодарского края, в настоящее время в муниципальных образованиях насчитывается 2154 территории, занятые зелеными насаждениями общей площадью около 3985 га, из которых на государственный кадастровый учет поставлено 2115 территорий (98,2 процента от общей численности) общей площадью 3765,08 га.
В 43 муниципальных образованиях Краснодарского края все территории, занятые зелеными насаждениями, поставлены на государственный кадастровый учет.
При этом необходимо отметить, что наибольшее количество и самые большие площади территорий, занятых зелеными насаждениями, находятся в следующих муниципальных образованиях края: городской округ город-курорт Сочи - 335 территорий общей площадью 123,6 га; город Новороссийск - 187 территорий общей площадью 410,27 га; Туапсинский район - 120 территорий общей площадью 148,28 га; город Краснодар - 110 территорий общей площадью 314,66 га; Крымский район - 102 территории общей площадью 92,07 га.
Не завершены работы по постановке на государственный кадастровый учет территорий, занятых зелеными насаждениями, в муниципальном образовании Ейский район. Согласно информации муниципального образования Ейский район в настоящее время из 86 территорий, занятых зелеными насаждениями, на государственный кадастровый учет поставлено 47 территорий общей площадью 304,46 га. Подлежит постановке на государственный кадастровый учет 39 территорий общей площадью около 220 га.
Также содействие органам местного самоуправления в Краснодарском крае в работе по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований, местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки муниципальных образований, консультативная и методическая помощь при осуществлении полномочий в сфере градостроительной деятельности оказывается департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (далее также - департамент).
В рамках государственного контроля департаментом при участии прокуратуры Краснодарского края проведены 57 проверочных мероприятий соблюдения законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления в Краснодарском крае, из них 31 плановая проверка, 26 внеплановых проверок.
Департаментом проведен анализ соблюдения требований части 3 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации о соответствии территориальных зон, указанных в правилах землепользования и застройки, функциональному зонированию действующих генеральных планов муниципальных образований, в частности функциональному зонированию озелененных территорий, а также проведен анализ градостроительных регламентов на предмет соответствия видов разрешенного использования земельных участков требованиям градостроительного законодательства, в том числе части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 (ранее - приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540), в части отнесения в состав зон рекреационного назначения зон парков, скверов, зеленых насаждений общего пользования, особо охраняемых природных территорий местного значения, природных ландшафтов и других зон, застройка которых способствует сокращению зеленого фонда.
В результате было установлено 160 фактов несоответствия территориальных зон, указанных в правилах землепользования и застройки, функциональному зонированию озелененных территорий, определенных генеральными планами, и 185 фактов несоответствия видов разрешенного использования земельных участков, установленных градостроительными регламентами для зон рекреационного назначения.
Наибольшее количество фактов нарушений в части несоответствия территориальных зон, указанных в правилах землепользования и застройки, функциональному зонированию озелененных территорий, определенных генеральными планами, установлены в муниципальных образованиях город-курорт Анапа (21), город Горячий Ключ (33), Апшеронский район (13), Усть-Лабинский район (12), Ленинградский район (13), Выселковский район (13), Ейский район (16).
Наибольшее количество фактов нарушений в части несоответствия видов разрешенного использования земельных участков требованиям градостроительных регламентов для зон рекреационного назначения установлены в муниципальных образованиях Ейский район (53), Мостовский район (16), Усть-Лабинский район (11), Отрадненский район (12), Ленинградский район (12), Выселковский район (10), Староминский район (10), Апшеронский район (8).
Данные нарушения могут способствовать сокращению зеленого фонда, не отвечают целям создания и эксплуатации зеленых зон, предусмотренных документами территориального планирования.
По результатам государственного контроля в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края направлено 47 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, исполнение которых находится на постоянном контроле департамента.
На территории Краснодарского края в целях создания и поддержания благоприятной для человека окружающей среды реализация Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" осуществляется администрациями поселений и городских округов с 2014 года.
В соответствии с Законом перед вырубкой (уничтожением) зеленых насаждений субъект хозяйственной и иной деятельности должен получить порубочный билет и внести в качестве платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений в местный бюджет средства, за счет которых администрациями поселений, городских округов Краснодарского края будет произведено в дальнейшем компенсационное озеленение.
Компенсационное озеленение производится на том же земельном участке, на котором были уничтожены зеленые насаждения. При невозможности компенсационного озеленения на том же земельном участке, на котором были уничтожены зеленые насаждения, компенсационное озеленение производится на земельном участке, определенном органом местного самоуправления поселения, городского округа. В этом случае компенсационное озеленение производится в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
В целях реализации Закона администрациями поселений, городских округов были приняты муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны зеленых насаждений, в том числе определяющие порядок ведения учета зеленых насаждений местной администрацией и размещение реестра озелененных территорий на официальном сайте администрации муниципального района, городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По информации о ходе реализации Закона Краснодарского края "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае", предоставленной муниципальными образованиями Краснодарского края за трехлетний период 2020 - 2022 годов, а также первое полугодие 2023 года, установлено следующее.
Общее количество порубочных билетов, выданных за период с 2020 по 1 июля 2023 года на территории муниципальных образований Краснодарского края, составило 30819, из них с внесением платы за компенсационное озеленение - 1155 порубочных билетов, что составляет 3,7 процента, без внесения платы - 29664 порубочных билета, или 96,3 процента.
При этом в ряде муниципальных образований края за рассматриваемый период при выдаче порубочных билетов плата за проведение компенсационного озеленения не взималась, а порубочные билеты выдавались без внесения платы за компенсационное озеленение, то есть только в случаях чрезвычайных ситуаций либо проведения санитарной, формовочной, омолаживающей рубки. В их числе - Брюховецкий, Калининский, Красноармейский, Павловский, Староминский, Тбилисский и Успенский районы. Вместе с тем необходимо отметить, что по данным, представленным муниципальным образованием Белоглинский район, за рассматриваемый период действия Закона порубочные билеты, в том числе для вырубки аварийных насаждений, не выдавались, плата за компенсационное озеленение в местный бюджет не вносилась. На основании чего можно сделать вывод о том, что на территории указанного муниципального образования вырубка (обрезка) зеленых насаждений осуществлялась без соблюдения требований Закона.
Общее количество вырубленных зеленых насаждений за период с 2020 года по 1 июля 2023 года на территории муниципальных образований Краснодарского края составило 231079 единиц, количество высаженных зеленых насаждений - 343482 единицы. То есть в целом по краю высажено деревьев в рамках проведенного компенсационного озеленения в 1,5 раза больше, чем вырублено.
Необходимо отметить отдельные муниципальные образования края, в которых количество высаженных зеленых насаждений в рамках компенсационного озеленения значительно превышает количество вырубленных. Так, например, в городе-курорте Геленджик за рассматриваемый период выдано 412 порубочных билетов, вырублено 1698 зеленых насаждений, при этом высажено 13511 зеленых насаждений, в муниципальном образовании Каневской район выдано 125 порубочных билетов, вырублено 632 зеленых насаждения, при этом высажено 59369 зеленых насаждений, в муниципальном образовании Гулькевичский район выдано 27 порубочных билетов, вырублено 30 зеленых насаждений, высажено 2346 зеленых насаждений.
Вместе с тем в ряде муниципальных образований установлены факты, когда при осуществлении компенсационного озеленения количество высаженных зеленых насаждений значительно меньше по сравнению с количеством вырубленных. Например, в городе Краснодар вырублено 71361 зеленое насаждение, высажено - 6511, городе-курорте Анапа вырублено 3752 дерева, высажено - 2408. Аналогичная ситуация в муниципальном образовании Темрюкский район - вырублено 8730 зеленых насаждений, высажено - 398, в муниципальном образовании Туапсинский район вырублено 15387 деревьев, высажено - 3429, в муниципальном образовании Динской район вырублено 11434 дерева, высажено - 7870, в муниципальном образовании Мостовский район вырублено 1560 деревьев, высажено - 415.
Анализируя в целом ситуацию по расходованию денежных средств, собранных от уплаты компенсационной стоимости вырубленных зеленых насаждений, можно сделать вывод о том, что средства местных бюджетов, поступившие от платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений, не в полном объеме направляются на компенсационное озеленение территорий.
Так, объем денежных средств, поступивших в местные бюджеты от уплаты компенсационной стоимости вырубленных зеленых насаждений, за период с 2020 года по 1 июля 2023 года, по данным органов местного самоуправления, представивших информацию, - более 2745,1 млн. рублей, объем денежных средств, затраченных из местных бюджетов на проведение компенсационного озеленения, - порядка 616,5 млн. рублей.
Например, объем денежных средств, поступивших в местный бюджет муниципального образования город Краснодар от уплаты компенсационной стоимости вырубленных зеленых насаждений за период с 2020 года по 1 июля 2023 года, составил 311,1 млн. рублей, объем денежных средств, затраченных из бюджета муниципального образования город Краснодар на проведение компенсационного озеленения за указанный период, составил 32,7 млн. рублей, в рамках компенсационного озеленения за указанный период было высажено 6511 деревьев вместо 71361 вырубленного дерева.
Согласно информации, представленной администрацией муниципального образования Гулькевичский район, в местный бюджет за период с 2020 года по 1 июля 2023 года поступила плата за компенсационное озеленение в размере 75,7 млн. рублей, но денежные средства на проведение компенсационного озеленения не направлялись. Аналогичная ситуация в муниципальном образовании Каневской район.
За время действия Закона на территориях муниципальных образований Краснодарского края выявлялись несанкционированные вырубки (уничтожение) зеленых насаждений, повреждения деревьев и кустарников (в том числе обрезки).
Например, за период с 2020 года по 1 июля 2023 года факты незаконных вырубок и повреждений зеленых насаждений выявлены в муниципальном образовании город Краснодар - 231, в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи - 123. В муниципальном образовании город-курорт Геленджик в 2023 году выявлены 23 факта незаконных вырубок и повреждений зеленых насаждений.
Таким образом, изучение представленных муниципальными образованиями Краснодарского края материалов о ходе реализации Закона позволяет сделать вывод о неэффективном исполнении Закона для пополнения доходной части местного бюджета с целью озеленения территорий отдельных муниципальных образований.
В части работы местных администраций по ведению учета зеленых насаждений и реестров озелененных территорий необходимо отметить следующее.
По утвержденным форме и порядку реестры озелененных территорий ведутся и размещаются на официальных сайтах администраций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующими муниципальными образованиями: город Армавир, городской округ город-курорт Сочи, Выселковский район, Ейский район, Гулькевичский район, Кавказский район, Калининский район, Кореновский район, Крымский район, Курганинский район, Кущевский район, Лабинский район, Мостовский район, Северский район, Славянский район, Староминский район, Темрюкский район, Тимашевский район, Тихорецкий район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район.
Некоторые муниципальные образования не выполняют требования статьи 6 Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" в части ведения реестров озелененных территорий либо информация о ведении данных реестров отсутствует в представленных ими в Законодательное Собрание Краснодарского края материалах. Это город-курорт Анапа, Белоглинский район, Белореченский район, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Динской район, Красноармейский район, Крыловский район, город Новороссийск, Новопокровский район, Отрадненский район, Павловский район, Тбилисский район, Успенский район, Щербиновский район.
Не окончена работа по составлению реестров озелененных территорий. В городе Краснодар и Каневском районе указанные реестры ведутся не всеми поселениями, в Абинском районе на сайте администрации района размещен реестр озелененных территорий за 2020 год.
Одним из выявленных нарушений требований Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" является действие до настоящего времени муниципальных правовых актов, принятых в соответствии с положением Закона, которое было признано утратившим силу в 2018 году.
Так, в муниципальных образованиях город Краснодар, городской округ город-курорт Сочи, Выселковский район, Приморско-Ахтарский район, Темрюкский район, Ейский район приняты и действуют муниципальные правовые акты, которыми утверждены отдельные перечни древесных пород, требующих особой охраны, произрастающих на территориях соответствующих муниципальных образований.
В связи с вышеизложенным необходимо отметить, что выводы, сделанные в результате подготовки постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 16 июля 2019 года N 1219-П "О мерах, принимаемых органами местного самоуправления в Краснодарском крае по сохранению зеленых зон, и о ходе исполнения Закона Краснодарского края "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае", о неэффективном применении Закона органами местного самоуправления муниципальных образований края, в том числе путем пополнения доходной части местного бюджета с целью озеленения территорий, не были учтены и не использовались в работе.
Также в ходе работы с материалами, представленными большинством муниципальных образований, отмечены их некачественная подготовка и неполнота содержащихся в них сведений.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию председателя комитета Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма А.В. Джеуса о ходе реализации Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" принять к сведению.
2. Признать неудовлетворительной работу органов местного самоуправления муниципальных образований Абинский район, город-курорт Анапа, Апшеронский, Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Выселковский районы, город-курорт Геленджик, город Горячий Ключ, Динской, Кавказский, Каневской, Красноармейский, Крыловский районы, город Краснодар, город Новороссийск, Курганинский, Кущевский, Ленинградский, Мостовский, Новокубанский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Тбилисский, Темрюкский, Успенский, Щербиновский районы в части реализации Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае".
3. Рекомендовать департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края:
1) продолжить работу в части государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления в Краснодарском крае законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности;
2) оказывать содействие органам местного самоуправления в Краснодарском крае в дальнейшей работе по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований, местных нормативов градостроительного проектирования, правил землепользования и застройки муниципальных образований;
3) продолжить работу по оказанию консультативной и методической помощи органам местного самоуправления в Краснодарском крае по вопросам осуществления ими полномочий в сфере градостроительной деятельности.
4. Рекомендовать министерству природных ресурсов Краснодарского края продолжить работу по оказанию консультативной и методической помощи органам местного самоуправления в Краснодарском крае в части ведения ими реестров озелененных территорий и размещения их на официальных сайтах администраций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в рамках реализации Закона.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) не допускать сокращения территорий зеленого фонда муниципальных образований Краснодарского края;
2) продолжить работу по сохранению зеленых насаждений;
3) активизировать работу по исполнению Закона Краснодарского края от 23 апреля 2013 года N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждения в Краснодарском крае";
4) средства местных бюджетов, поступивших от платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений, в полном объеме направлять на компенсационное озеленение территорий муниципальных образований.
6. Муниципальному образованию Ейский район до 1 июля 2024 года закончить работу по внесению сведений о территориальных зонах рекреационного назначения, территориях, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, в государственный кадастр недвижимости.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
23 ноября 2023 года
N 713-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23 ноября 2023 г. N 713-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае"
Вступает в силу с 11 декабря 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 30 ноября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru) 1 декабря 2023 г. N 2300202312010004