г. Краснодар |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А53-34068/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от заявителя - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Мещеряковой О.В. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517, ОГРН 1026103280060) - Конькова С.А. (доверенность от 28.06.2019), в отсутствие третьих лиц - Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия (ИНН 0606013456, ОГРН 1040600284999), общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Пятигорск" (ИНН 2632082700, ОГРН 1062632033760), общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Назрань" (ИНН 0608042967, ОГРН 1160608052714), Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (ИНН 6164229665, ОГРН 1046164044827), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А53-34068/2020, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - казначейство) от 08.07.2020 N 58-05-14/05-6170 в возврате исполнительного листа от 02.03.2011 АС N 001399855 (далее - исполнительный лист N 001399855).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Межрайонное отделение по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Ингушетия (далее - МО УФССП по РИ), ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", ООО "Газпром межрегионгаз Назрань", Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - УФССП по РО).
Решением суда от 18.03.2021 признан незаконным отказ казначейства от 08.07.2020 N 58-05-14/05-6170 в возврате исполнительного листа N 001399855, на казначейство возложена обязанность возвратить исполнительный лист N 001399855 взыскателю ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск". Судебный акт мотивирован истечением срока для предъявления к исполнению исполнительного листа N 001399855.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.07.2021 решение суда от 23.03.2021 отменено, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что по состоянию на 26.06.2015, то есть на дату поступления исполнительного листа N 001399855 на исполнение в казначейство, срок для предъявления его к исполнению не истек; обжалуемый отказ казначейства не нарушает права и интересы учреждения, не возлагает на учреждение дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось учреждение с кассационной жалобой, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда. По мнению подателя жалобы, нахождение исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета учреждения, в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов не может быть признано уважительной причиной пропуска срока предъявления исполнительного документа к исполнению, тем более, что взыскатель не обращался в суд с заявлением о его восстановлении. С момента выдачи исполнительного листа N 001399855 (02.03.2011) по 26.06.2015 (дата подачи заявления в казначейство о принятии к исполнению исполнительного документа) ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не проявило должной осмотрительности и добросовестности и не приняло меры к подаче исполнительного документа в соответствующий орган. Исполнительный лист N 001399855 предъявлен взыскателем к исполнению без приложения копии судебного акта о процессуальном правопреемстве; ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" не обладает правом требования по исполнительному листу N 001399855, соответственно, исполнительный документ подлежит возврату взыскателю.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации казначейство, МО УФССП по РИ, ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", ООО "Газпром межрегионгаз Назрань", УФССП по РО не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, представитель казначейства просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность постановления суда апелляционной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.06.2010 по делу N А18-262/2010 с федерального государственного учреждения "Троицкая КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кавказрегионгаз" взыскано 2 948 798 рублей 92 копейки задолженности и 47 513 рубля 03 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2011 по делу N А18-262/2010 решение суда от 18.06.2010 оставлено без изменения, произведена замена взыскателя - ООО "Кавказрегионгаз" на ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск".
02 марта 2011 года ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" выдан исполнительный лист N 001399855, который принят к производству МО УФССП по РИ, в связи с чем возбуждено исполнительное производство от 01.06.2011 N 1574/11/19.
Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.01.2013 по делу N А18-262/2010 произведена замена должника - ФГУ "Троицкая КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации на учреждение.
12 августа 2014 года в арбитражный суд поступило заявление ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" о выдаче дубликата исполнительного листа N 001399855 в связи с его утратой службой судебных приставов.
Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.11.2014 по делу N А18-262/2010 ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" отказано в удовлетворении заявления о выдаче дубликата исполнительного листа N 001399855.
26 июня 2015 года ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обратилось в казначейство с заявлением об исполнении исполнительного листа N 001399855.
Уведомлением от 02.07.2015 N 58-124-09/419 казначейство сообщило учреждению о поступлении исполнительного документа (исполнительного листа N 001399855), приложив копию заявления взыскателя, исполнительный документ и судебный акт, на основании которого он выдан.
Письмом финансово-расчетного пункта N 1 федерального казенного учреждения "Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - ФКУ "УФО по ЮВО") от 02.07.2015 N 1/УРМ/688 учреждение извещено о поступлении уведомления казначейства от 02.07.2015 N 58-124-09/419 и приложенных к нему документов для отражения в бюджетном учете.
Учреждение обратилось в казначейство с заявлением от 16.06.2020 N 141/3/9-69330 о возврате взыскателю - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" исполнительного листа N 001399855, указав на истечение срока для его предъявления взыскателем.
Письмом от 08.07.2020 N 58-05-14/05-6170 казначейство уведомило учреждение об отсутствии правовых оснований для возврата взыскателю исполнительного листа N 001399855.
Полагая незаконным отказ казначейства в возврате исполнительного листа N 001399855, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление учреждения, сделав вывод о том, что ошибочное направление исполнительного листа N 001399855 для исполнения в МО УФССП по РИ не прерывает срок предъявления исполнительного документа к исполнению, поэтому по состоянию на 26.06.2015 срок предъявления исполнительного документа истек.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 18.03.2021 и отказал учреждению в удовлетворении требований, обоснованно исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон 229-ФЗ) Закон N 229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Частью 1 статьи 5 Закона 229-ФЗ установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Общие положения исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлены статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 которой содержит перечень оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возвращения взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Как предусмотрено частью 3 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
Суды установили, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.06.2010 по делу N А18-262/2010 вступило в законную силу 11.01.2011, соответственно, трехлетний срок для предъявления исполнительного листа N 001399855 к исполнению истекал 10.01.2014.
Предметом исполнения по исполнительному листу N 001399855 с учетом замены должника и взыскателя является взыскание с учреждения в пользу ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" 2 948 798 рублей 92 копейки задолженности и 47 513 рублей 03 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суды указали, что в данном случае исполнительный лист N 001399855 подлежал предъявлению в казначейство, однако, предъявлен для исполнения в службу судебных приставов и принят к производству МО УФССП по РИ, в связи с чем возбуждено исполнительное производство от 01.06.2011 N 1574/11/19.
Согласно отметке судебного-пристава исполнителя исполнительный лист N 001399855 возвращен взыскателю 26.11.2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ по заявлению взыскателя, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Суды установили, что после устранения нарушений, допущенных взыскателем при двух первоначальных направлениях исполнительного листа N 001399855 и его возвращении казначейством (15.01.2015 и 02.06.2015) с заявлением об исполнении исполнительного листа N 001399855 ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" обратилось в казначейство 26.06.2015.
Уведомлением от 02.07.2015 N 58-124-09/419 казначейство сообщило учреждению о поступлении исполнительного документа (исполнительного листа N 001399855), приложив копию заявления взыскателя, исполнительный документ и судебный акт, на основании которого он выдан. Поступивший в казначейство исполнительный лист N 001399855 и приложенные к нему документы соответствует требованиям действующего законодательства.
Поддержав позицию казначейства, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что Федеральная служба судебных приставов и Федеральное казначейство являются уполномоченными органами на принудительное исполнение исполнительного документа. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.06.2010 по делу N А18-262/2010 предусмотрено обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам учреждения, соответственно, МО УФССП по РИ не уполномочено исполнять судебное решение, однако получив исполнительный лист N 001399855, не возвратило его взыскателю, лишив его возможности направить исполнительный лист N 001399855 в казначейство.
При этом суд апелляционной инстанции также учел, что в период подачи исполнительного листа N 001399855 в МО УФССП по РИ подлежало применению совместное письмо Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства от 01.03.2011 N 12/01-4162-АП/42-7.4-05/9.3-137 (далее - письмо N 12/01-4162-АП/42-7.4-05/9.3-137), которым определен порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства при исполнении судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федеральных бюджетных учреждений.
Согласно письму N 12/01-4162-АП/42-7.4-05/9.3-137 при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджетного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае: непредставления взыскателем документа, подтверждающего возврат исполнительного документа органом Федерального казначейства ввиду отсутствия лицевого счета бюджетного учреждения в органах Федерального казначейства; отсутствия отметки в исполнительном документе о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органах Федерального казначейства. Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Установив предъявление исполнительного листа N 001399855 специализированному органу по принудительному исполнению исполнительных документов (МО УФССП по РИ), а также наличие взаимодействия между уполномоченными органами по принудительному исполнению исполнительных документов, суд апелляционной инстанции сделал мотивированный вывод о том, что в период нахождения исполнительного документа на исполнении в службе судебных приставов (с 01.06.2011 по 26.11.2014) течение срока предъявления к исполнению исполнительного листа N 001399855 прерывалось предъявлением исполнительного документа к исполнению, соответственно, по состоянию на 26.06.2015, то есть на дату поступления исполнительного листа N 001399855 на исполнение в казначейство, срок его предъявления к исполнению не истек.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания незаконным оспариваемого отказа казначейства в возврате исполнительного листа N 001399855, поскольку отказ казначейства, формализованный в письме от 08.07.2020 N 58-05-14/05-6170, не нарушает права и законные интересы учреждения, не возлагает на учреждение каких-либо дополнительные обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления суда апелляционной инстанции (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2021 по делу N А53-34068/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно письму N 12/01-4162-АП/42-7.4-05/9.3-137 при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджетного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае: непредставления взыскателем документа, подтверждающего возврат исполнительного документа органом Федерального казначейства ввиду отсутствия лицевого счета бюджетного учреждения в органах Федерального казначейства; отсутствия отметки в исполнительном документе о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в органах Федерального казначейства. Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф08-8567/21 по делу N А53-34068/2020