г. Краснодар |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А32-60109/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Никитина Василия Терентьевича (паспорт), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Никитина Василия Терентьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2021 по делу N А32-60109/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление, орган регистрации прав) с требованиями о признании отказа управления, изложенного в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, незаконным, нарушающим права заявителя, возложить на управление обязанность по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:21:0501003:1707, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, станица Прочноокопская, ул. Первомайская, 139, с указанием, что судебный акт является основанием для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Решением от 25.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2020, производство по делу в части требования о возложении обязанности на управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501003:1707, с указанием, что судебное решение является основанием для снятия данного участка с государственного кадастрового учета, прекращено, так как аналогичные требования явились предметом рассмотрения в деле N А32-52781/2019; в удовлетворении требований о признании незаконным отказа управления, изложенного в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием возможности аннулирования сведений о земельном участке (23:21:0501003:1707) со статусом "учтенный", исключения данного земельного участка из государственного кадастра недвижимости по обращению администрации в орган регистрации прав. Позиция заявителя о необходимости снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит положениям части 3 статьи 6, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17.09.2020 решение от 25.03.2020 и постановление апелляционного суда от 25.06.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Окружной суд указал, что в соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" (далее - письмо от 13.04.2010 N Д23-1342) земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, судам надлежало принять во внимание отсутствие иного способа, позволяющего заявителю защитить свое нарушенное право. Кроме того, спор затрагивает права и законные интересы физического лица Никитина В.Т., чей земельный участок явился предметом перераспределения с соседним земельным участком, муниципальная собственность на который не разграничена.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никитин В.Т.
Решением от 11.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2021, признан незаконным отказ управления, изложенный в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060. Суд обязал управление снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501003:1707, указав, что документ-основание постановки данного участка на кадастровый учет (постановление администрации) отменено в порядке самоконтроля. Управление как орган, осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН. Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В кассационной жалобе управление просит решение от 11.02.2021 и постановление апелляционного суда от 20.06.2021 отменить, в удовлетворении части требования о признании незаконным письма от 20.09.2019 N 13-303/39060 отказать. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что письмо от 20.09.2019 N 13-303/39060 не является отказом, не содержит указание на то, что заявителю отказано в осуществлении регистрационных действий. В рассматриваемых правоотношениях уведомление о приостановлении не издавалось, т.к. заявитель не обращался за осуществлением государственного кадастрового учета. Заявитель ненадлежащим образом обратился в орган регистрации прав в нарушение статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), положений Приказа Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883. Письмо администрации от 02.09.2019 N И/129-6361/02-06 не является заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.
В кассационной жалобе Никитин В.Т. также просит решение от 11.02.2021 и постановление апелляционного суда от 20.06.2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований администрации. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что спорный земельный участок образован и поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, поскольку перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых невозможно законное образование самостоятельного земельного участка. Спорный земельный участок образован из участка Никитина В.Т. (1956 кв. м) и части публичных земель (1 тыс. кв. м), который не может быть образован в силу своих характеристик и места расположения. Доступ на муниципальный земельный участок возможен только с территории домовладений Никитина В.Т. Администрация согласилась сформировать новый земельный участок (23:21:0501003:1707), принято постановление от 11.12.2017 N 1509 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории". Данное постановление соответствует требованиям земельного законодательства, поэтому, вывод о том, что перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых невозможно законное образование самостоятельного земельного участка, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Администрация уклоняется от подписания соглашения о перераспределении земельных участков, ссылаясь на судебное разбирательство по рассматриваемому делу. Никитин В.Т. не давал согласия на снятие земельного участка (23:21:0501003:1707) с государственного кадастрового учета, администрация с таким требованием к собственнику участка не обращалась; отказ регистрирующего органа является законным.
В судебном заседании Никитин В.Т. поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что они удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации от 11.12.2017 N 1509 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0501003, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, ст. Прочноокопская, ул. Первомайская, 139" на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок (кадастровый номер 23:21:0501003:1707).
В дальнейшем администрация издала постановление от 28.08.2019 N 1144 "Об отмене постановления администрации муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края от 11.12.2017 N 1509 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, в кадастровом квартале 23:21:0501003, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Прочноокопское сельское поселение, станица Прочноокопская, ул. Первомайская, 139"".
Сведения о наличии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0501003:1707, а также основания для разграничения права собственности на данный земельный участок отсутствуют.
В связи с отменой документа-основания постановки земельного участка (23:21:0501003:1707) администрация обратилась в управление с заявлением о снятии него с государственного кадастрового учета.
Решением, изложенным в письме от 20.09.2019 N 13-303/39060, управление отказало заявителю в снятии земельного участка (кадастровый номер 23:21:0501003:1707) с государственного кадастрового учета, мотивируя тем, что данный участок имеет статус "учтенный". Земельные участки, учтенные до 01.03.2008 в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях. Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:21:0501003:1707 не имеет статуса "временный", не является преобразуемым либо учтенным до 01.03.2008, - он не подпадает ни под одно из оснований, предусмотренных Законом N 218-ФЗ, соответственно, не подлежит снятию с государственного кадастрового учета по заявлению собственника.
Считая отказ органа регистрации прав в снятии с кадастрового учета спорного земельного участка незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Закону N 218-ФЗ, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных данным Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
На основании части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и(или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельных участков содержится в Законе N 218-ФЗ. Если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета. Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823).
В соответствии с письмом от 13.04.2010 N Д23-1342 земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота в реализации права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Повторно исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на кадастровом учете стоят два земельных участка (с кадастровым номером 23:21:0501003:381 площадью 1956 кв. м и 23:21:0501003:1707 площадью 2956 кв. м). В то же время документ-основание постановки земельного участка 23:21:0501003:1707 на кадастровый учет (постановление администрации) отменено в порядке самоконтроля в целях приведения границ земельного участка в соответствие действующему законодательству, в частности, статье 39.29 Земельного кодекса. Основанием для отмены постановления от 11.12.2017 N 1509 послужила невозможность заключения соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку такое перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка. Поскольку причиной отмены постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка явилось его формирование в нарушение требований статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса, суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для сохранения сведений о данном объекте в ЕГРН.
Коллегия суда кассационной инстанции поддерживает позицию судов обеих инстанций, считает удовлетворение заявленных требований обоснованным.
Доводы кассационных жалоб аналогичны доводам жалоб апелляционных, были предметом изучения суда второй инстанции, основаны на неверном толковании заявителями норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем (Никитин В.Т.) в федеральный бюджет при ее подаче (чек-ордер от 29.07.2021 N 42).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2021 по делу N А32-60109/2019 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что на кадастровом учете стоят два земельных участка (с кадастровым номером 23:21:0501003:381 площадью 1956 кв. м и 23:21:0501003:1707 площадью 2956 кв. м). В то же время документ-основание постановки земельного участка 23:21:0501003:1707 на кадастровый учет (постановление администрации) отменено в порядке самоконтроля в целях приведения границ земельного участка в соответствие действующему законодательству, в частности, статье 39.29 Земельного кодекса. Основанием для отмены постановления от 11.12.2017 N 1509 послужила невозможность заключения соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку такое перераспределение предусматривалось за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка. Поскольку причиной отмены постановления об утверждении схемы расположения спорного земельного участка явилось его формирование в нарушение требований статей 39.28, 39.29 Земельного кодекса, суды правомерно указали на отсутствие правовых оснований для сохранения сведений о данном объекте в ЕГРН."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф08-6678/20 по делу N А32-60109/2019
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6678/20
20.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5740/2021
11.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60109/19
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6678/20
25.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6785/20
25.03.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-60109/19