г. Краснодар |
|
09 сентября 2021 г. |
Дело N А15-3580/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (ИНН 0562044341, ОГРН 1020502625615), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зайтиновой Написат Набиевны (ИНН 050705760122, ОГРН 313050715500023) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562043725, ОГРН 1020502632941), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А15-3580/2019, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к главе КФХ Зайтиновой Н.Н. (далее - предприниматель) о взыскании 9 млн рублей гранта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФК по Республике Дагестан.
Решением от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных министерством требований. Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для удовлетворения заявленных министерством требований, ввиду соответствия предпринимателя требованиям порядка предоставления гранта на создание семейной животноводческой фермы и представления предпринимателем исчерпывающего пакета документов для целей предоставления гранта.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного министерством требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды недостаточно исследовали выявленное УФК по Республике Дагестан обстоятельство о наличии в составе документов, представленных предпринимателем для участия в конкурсе по отбору получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм, не зарегистрированного в Управлении Росреестра по Республике Дагестан, дополнительного соглашения от 02.03.2017 N 1 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016. Предприниматель не отрицает факт отсутствия регистрации в Управлении Росреестра по Республике Дагестан дополнительного соглашения от 02.03.2017 N 1 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016, что подтверждает факт представления конкурсной комиссии по отбору получателей грантов на развитие семейных животноводческих ферм заведомо недостоверного ничтожного документа, не имеющего юридической силы. Суды не дали должную оценку доводам министерства со ссылкой на положения заключенного с предпринимателем Соглашения от 08.06.2017 N 0334 о предоставлении гранта.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в 2017 году предприниматель обратился в министерство с заявкой на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, представив необходимые документы для получения гранта, в том числе договоры аренды и субаренды земельных участков.
08 июня 2017 года министерство и предприниматель заключили Соглашение N 0334 (далее - Соглашение) предметом которого является предоставление предпринимателю в 2017 году гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 9 млн рублей на цели, указанные в плане расходов, предлагаемых к софинансированию за счет средств гранта, утвержденном соглашением (приложение N 1).
Платежным поручением от 14.06.2017 N 245797 министерство перечислило предпринимателю сумму гранта в полном объеме (9 млн рублей ).
В 2018 году УФК по Республике Дагестан провело плановую проверку министерства на предмет использования средств из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", в ходе которой посчитало, что предпринимателю неправомерно предоставлен грант в размере 9 млн рублей на развитие семейной животноводческой фермы, в связи с выявленными нарушениями положений подпункта "б" пункта 2 и Порядка предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 15.05.2012 N 159 (далее - Порядок N 159), пункта 2 статьи 164, пункта 1 статьи 450 и пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: из представленной выписки из ЕГРИП следует, что срок деятельности КФХ не превысил 24 месяцев с даты подачи заявки (подпункт); на конкурсную комиссию представлены документы не в полном объеме и содержат неполные сведения (дополнительное соглашение от 02.03.2017 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016 не зарегистрировано в ЕГРН; договор аренды от 18.11.2017 N 141 с дополнениями шариковой ручкой в тексте о пролонгации договора - без письменного заверенного соглашения со стороны арендодателя).
По итогам проверки УФК по Республике Дагестан вынесло и направило министерству представление от 18.10.2018 N 103-21-08/4788 и предписание от 18.10.2018 N103-21-08/4781 о принятии в срок не позднее 180 рабочих дней со дня получения предписания мер по возврату в доход федерального бюджета денежных средств, неправомерно предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе, предпринимателю.
21 марта 2019 года министерство направило предпринимателю претензию N 12-04/1-10-940/19 с предложением возвратить средства гранта в течение пятнадцати дней со дня получения претензии, которая оставлена предпринимателем без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя спорной суммы гранта.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного министерством требования. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 Бюджетного кодекса определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими (пункт 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановления Правительства Республики Дагестан от 15.05.2012 N 159 утвержден Порядок N 159, регламентирующий предоставление средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм в целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556.
Согласно пункту 1 Порядка N 159 главным распорядителем направляемых на предоставление грантов средств республиканского бюджета Республики Дагестан, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, является министерство.
Отбор крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав КФХ (далее - КФХ) для получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм осуществляется на конкурсной основе в виде открытого конкурса, проводимого министерством (пункт 2 Порядка N 159).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Порядка N 159 заявку на участие в конкурсе может подать КФХ, срок деятельности которого на дату подачи заявки на конкурс превышает 24 месяцев с даты регистрации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 6 Порядка N 159 для участия в конкурсном отборе КФХ (далее - заявитель) представляет, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия свидетельства о праве собственности или пожизненного наследуемого владения, выписка из ЕГРН, копия договора аренды или субаренды), которые представляются по инициативе заявителя, или реквизиты этих документов в случае их регистрации в ЕГРН, по которым министерством по системе межведомственного электронного взаимодействия запрашивается данный документ.
Согласно пункту 14 Порядка N 159 в случае выявления фактов неправомерного получения или необоснованного (нецелевого) расходования гранта, представления заявителем недостоверной информации, а также в случае неисполнения получателем гранта обязательств, предусмотренных условиями соглашения о предоставлении гранта, министерством принимается решение о возврате средств гранта в республиканский бюджет Республики Дагестан: в полном объеме - в случае установления фактов неправомерного получения гранта, а также неисполнения заявителем обязательств, предусмотренных условиями соглашения о предоставлении гранта; частично, в объеме выявленных нарушений - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта.
Установив, что датой регистрации КФХ предпринимателя является - 04.06.2013, в то время как УФК по Республике Дагестан и министерство ошибочно посчитали в качестве даты регистрации КФХ предпринимателя 15.07.2016 (дата внесения в ЕГРИП записи о главе хозяйства), суды сделали правильный вывод о том, что доводы министерства о нарушении требований подпункта "б" пункта 2 Порядка N 159 противоречит фактическим обстоятельствам данного дела.
Суды установили, что в целях получения гранта предприниматель представил в министерство договор субаренды земельного участка от 17.11.2016 (площадь земельного участка 50 га, срок договора - 10 лет), заключенный с ООО "Агро-М" и зарегистрированный в установленном законом порядке 16.02.2017, а также согласие Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (собственника земельного участка).
Согласно дополнительному соглашению от 02.03.2017 N 1 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016, площадь земельного участка с кадастровым номером 05:01:000096:0001, предоставленного в субаренду ООО "Агро-М", увеличилась на 180 га.
Вместе с тем дополнительное соглашение от 02.03.2017 N 1 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016 не было зарегистрировано в установленном законом порядке, поскольку Комитет по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (собственник земельного участка) отказал в выдачи разрешения на предоставление предпринимателю земельного участка в субаренду, о чем предпринимателю стало известно после подачи в министерство заявки на получение гранта с приложением соответствующих документов. Узнав об отказе Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в выдаче разрешения на предоставление земельного участка с кадастровым номером 05:01:000096:0001 в субаренду на основании дополнительного соглашения от 02.03.2017 N 1 к договору субаренды земельного участка от 17.11.2016, предприниматель представил в министерство договор аренды земельного участка от 26.04.2017, площадью 154,5 га и 341,5 га, заключенный с СПК "Алхаджикентский" сроком менее чем на 1 год, который в силу действующего законодательства не подлежал государственной регистрации и внесению в ЕГРН, а также договор аренды земельного участка от 18.01.2017 N 141, заключенный с администрацией сельского поселения муниципального образования "село Татаюрт" Бабаюртовского района Республики Дагестан, согласно которому предпринимателю передан в аренду земельный участок площадью 200 га на срок менее года, с условием пролонгации договора при согласии арендатора.
Суды проверили и обоснованно отклонили довод министерства о том, что срок договора аренды от 18.11.2017 N 141 с дополнениями изменен ручкой в тексте без письменного заверенного соглашения со стороны арендодателя, поскольку из представленной в материалы дела копии договора усматривается, что ручкой вписаны не только условие о пролонгации договора, а также фамилии лиц, подписавших данный договор, период предоставления земельного участка в аренду, размер арендной паты, размер площади земельного участка. Суды оценили представленное в материалы дела письму главы администрации сельского поселения муниципального образования "село Татаюрт" Бабаюртовского района Республики Дагестан, согласно которому пункт 2.3 договора аренды от 18.11.2017 N 141, содержащий условие пролонгации договора, вписан собственноручно главой сельского поселения во все три экземпляра договора с согласия предпринимателя.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что выводы министерства о нарушении предпринимателем положений порядка N 159 опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Судебные инстанции также установили, что предусмотренные государственной программой цели получения гранта достигнуты предпринимателем. Доказательства нецелевого использования предпринимателем средств гранта в материалах дела отсутствуют. Доказательства обратного министерство не представило.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 25.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу N А15-3580/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановления Правительства Республики Дагестан от 15.05.2012 N 159 утвержден Порядок N 159, регламентирующий предоставление средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в виде грантов на развитие семейных животноводческих ферм в целях реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.12.2013 N 673, в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556.
...
Суды установили, что в целях получения гранта предприниматель представил в министерство договор субаренды земельного участка от 17.11.2016 (площадь земельного участка 50 га, срок договора - 10 лет), заключенный с ООО "Агро-М" и зарегистрированный в установленном законом порядке 16.02.2017, а также согласие Комитета по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан (собственника земельного участка)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 сентября 2021 г. N Ф08-8144/21 по делу N А15-3580/2019