г. Краснодар |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А32-8096/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурма Н.А. (доверенность от 15.12.2020), от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Деревенца И.В. (доверенность от 19.05.2021), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А32-8096/2020, установил следующее.
ОАО "РЖД" (далее - истец, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании 609 607 рублей 20 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, 34 069 рублей 18 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 04.05.2019 по 20.02.2020 и процентов за пользование чужими денежными средствами с 21.02.2020 по день фактической уплаты долга.
Решением от 16.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.06.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что истцом представлены все необходимые документы, которые подтверждают прибытие вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки (копии дорожных ведомостей), нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования в периоды, за которые начислена плата (ведомости подачи и уборки вагонов), нарушение сроков доставки (акты общей формы). Вручение актов и извещений ответчику с задержкой не опровергает их обоснованность. Обществом соблюдены все условия для начисления платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава.
В отзыве порт просил оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 общество и порт заключили договор N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск.
Согласно договору обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца подача и уборка вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования Восточного пути владельца примыкают к путям N 6, 8 парка "Восточный", Западного пути - к путям N 6, 4 парка "Портовый".
Технологический срок оборота вагонов - 13 часов (пункт 11 договора).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях, по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
Как указывает общество, в феврале - марте 2019 года в адрес порта на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой.
Остановка в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
В подтверждение задержки истец представил дорожные ведомости, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов.
За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 609 607 рублей 20 копеек.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 39, 119 Устава, пунктом 4.7 Правил N 26, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что в силу статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26 плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки.
Основанием для спорного взыскания при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него.
Таким образом, железная дорога при взимании платы должно доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования в связи с невозможностью их подачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своего требования, им не доказаны.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от ответчика, и задержка вагонов на железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик. Между тем такие доказательства материалы дела не содержат.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Неисполнение железной дорогой предусмотренной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, на которых она основывает свои требования, послужили основанием для правильного вывода судов об отказе в иске.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2021 по делу N А32-8096/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 39, 119 Устава, пунктом 4.7 Правил N 26, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что в силу статьи 39 Устава и пункта 4.7 Правил N 26 плата за пользование вагонами подлежит взысканию при наличии одновременно следующих условий: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия станцией назначения и действием (бездействием) грузополучателя, владельца железнодорожных путей, в том числе нарушением технологических сроков обработки вагонов; "бросание" подвижного состава по обстоятельствам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей, повлекло нарушение сроков доставки.
...
Грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф08-9142/21 по делу N А32-8096/2020