г. Краснодар |
|
14 сентября 2021 г. |
Дело N А32-29795/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калуцких Р.Г., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г. при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Сопиной Д.Р. (доверенность от 25.03.2021), от ответчика - закрытого акционерного общества "Гримел" - Ревенко А.А. (доверенность от 17.08.2020), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А32-29795/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Гримел" (далее - общество) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-1 в размере 367 830 рублей 39 копеек, по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-2 в размере 22 807 рублей 05 копеек, по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-5 в размере 730 рублей 88 копеек.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, министерство обратилось в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты по настоящему делу и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о пропуске срока давности, считает доказанным наличие неосновательного обогащения на стороне ответчика ввиду неправильного применения коэффициента приближенности участка.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просило в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы кассационной жалобы, просил судебные акты нижестоящих судов отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества возражал против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебные акты оставить в силе.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятия обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что департамент лесного хозяйства Краснодарского края и ЗАО "Гримел" заключили договоры аренды лесных участков сроком на 49 лет от 10.01.2012 N 11-01а-067-1, от 10.01.2012 N 11-01а-067-2, от 10.01.2012 N 11-01а-067-5, по условиям которых в пользование обществу переданы участки с местоположением: квартал 14А, выдела 1-16, 18-21, 23, 26 части выделов 17, 22, 24, 25 квартал 15А, выдела 1-15, 17, 18, 20, 21, части выделов 16, 19, 22 площадью 71,266 га, Елизаветинского участкового лесничества, Краснодарского лесничества, в целях осуществления рекреационной деятельности; с местоположением: квартал 14А, части выделов 17, 22, 24, 25 квартал 15А, части выделов 16, 19, 22 площадью 3,495 га, Елизаветинского участкового лесничества, Краснодарского лесничества, в целях осуществления рекреационной деятельности; с местоположением: квартал 15А, части выделов 19 площадью 0,112 га, Елизаветинского участкового лесничества, Краснодарского лесничества, в целях осуществления рекреационной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с таблицей 11 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности" к постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310) ставка платы за гектар в год в Краснодарском лесничестве составляет 3 850 рублей.
Как указал истец, к договору аренды подлежал применению коэффициент приближенности участка к дорогам общего пользования 3,5, вместо -2,5, в связи с чем неприменение повышающего коэффициента привело к недополученному доходу в федеральный бюджет: по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-1 в размере 367 830 рублей 39 копеек, по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-2 в размере 22 807 рублей 05 копеек, по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-5 в размере 730 рублей 88 копеек.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора 22.10.2019 в адрес ответчика была направлена претензия о неполном расчете с бюджетом и требованием оплатить сумму задолженности в федеральный бюджет, неисполнение требований которой послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суды двух инстанций, отказывая министерству в удовлетворении заявленных исковых требований пришли к выводу, что каких-либо изменений и дополнений в договоры относительно размера арендной платы (порядка ее начисления) не вносились, доказательств примыкания дороги общего пользования к лесным участкам на момент заключения договоров аренды лесных участков не представлено, а истечения сроков исковой давности в отношении договоров аренды лесных участков N 11-01-а-067-2 от 01.11.2012 г., N 11-01-а-067-5 от 01.11.2012 г.
Суд округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
Как было указано выше, министерство обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по трем договорам аренды лесных участков, заключенных с обществом: 1) от 10.01.2012 N 11-01а-067-1 в размере 367 830 рублей 39 копеек;
2) от 10.01.2012 N 11-01а-067-2 в размере 22 807 рублей 05 копеек; 3) от 10.01.2012 N 11-01а-067-5 в размере 730 рублей 88 копеек.
Соглашениями о расторжении договоров аренды лесных участков от 30.04.2015, зарегистрированных в установленном законом порядке 20.05.2015, по соглашению сторон были расторгнуты договоры от 01.11.2012 N 11-01-а-067-2 и от 01.11.2012 N 11-01-а-067-5
В ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком было заявлено о пропуске срока давности по расторгнутым договорам аренды.
Согласно статьям 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункты 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса).
На основании вышеизложенного, суды пришли к правомерному выводу о пропуске министерством срока исковой давности в отношении обязательств по договорам от 01.11.2012 N 11-01-а-067-2 и от 01.11.2012 N 11-01-а-067-5, о восстановлении которого не заявлено.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 10.01.2012 N 11-01а-067-1, суды двух инстанций обоснованно руководствовались следующим.
В силу части 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено данным кодексом.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 Гражданского кодекса).
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 74 Лесного кодекса.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются согласно пункту 4 статьи 73 Лесного кодекса соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из приведенных норм права следует, что расчет арендной платы должен осуществляться в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 73 Лесного кодекса и постановлением N 310.
Исходя из целевого назначения и фактического использования арендуемого участка, при расчете арендной платы надлежит применять ставки платы, приведенные в таблице N 11 к постановлению N 310, также поправочные коэффициенты, указанные в примечаниях к таблице.
Суды установили, что согласно материалам лесоустройства и сведений публичной кадастровой карты, участки лесного фонда, Краснодарский край, г. Краснодар, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество, квартал 14А, выдела 1-26, квартал 15А, выдела 1-22 кадастровый номер 23:43:0134001:988, переданного в аренду по договорам аренды от 10.01.2012 N 11-01а-067-1, N 11-01а-067-2, N П-01а-067-5 ЗАО "Гримел" имеют примыкание к дороге общего пользования г. Краснодар ул. Пашковский перекат. Однако на момент заключения договоров аренды лесных участков в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, утвержденном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 сентября 2011 года N 6993, улица Пашковский перекат отсутствовала.
В этой связи с учетом норм статей 71,73 Лесного кодекса, а также постановления N 310 оснований для применения коэффициента 3,5 на момент заключения спорного договора аренды не имелось.
Кроме того, порядок внесения арендной платы, в том числе изменение арендной платы, предусмотрено разделом 2 договора (пункты 2.7 и 2.8), заключенного по результатам торгов, однако материалы дела доказательств соблюдения истцом установленной процедуры по изменению арендной платы, равно как и наличие дополнительных соглашений к договорам, не содержат.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и фактических обстоятельств, в связи с этим не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределы его компетенции.
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу о том, что материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, содержащиеся в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Основания для изменения обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А32-29795/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Р.Г. Калуцких |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что согласно материалам лесоустройства и сведений публичной кадастровой карты, участки лесного фонда, Краснодарский край, г. Краснодар, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество, квартал 14А, выдела 1-26, квартал 15А, выдела 1-22 кадастровый номер 23:43:0134001:988, переданного в аренду по договорам аренды от 10.01.2012 N 11-01а-067-1, N 11-01а-067-2, N П-01а-067-5 ЗАО "Гримел" имеют примыкание к дороге общего пользования г. Краснодар ул. Пашковский перекат. Однако на момент заключения договоров аренды лесных участков в Перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Краснодар, утвержденном постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 сентября 2011 года N 6993, улица Пашковский перекат отсутствовала.
В этой связи с учетом норм статей 71,73 Лесного кодекса, а также постановления N 310 оснований для применения коэффициента 3,5 на момент заключения спорного договора аренды не имелось."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 сентября 2021 г. N Ф08-7697/21 по делу N А32-29795/2020