Заключение
Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 345101-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год"
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 345101-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда за 2002 год происходило в условиях реформирования пенсионной системы. С 1 января с 2002 года в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал и осуществлен перерасчет всех видов пенсий исходя из норм нового пенсионного законодательства.
Начиная с 2002 года часть страховых взносов (в сумме 37,9 млрд. рублей, или 4,6% от доходов Фонда) была выведена из распределительной составляющей в средства пенсионных накоплений для последующего инвестирования.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2002 год исполнен по доходам в сумме 815 476,14 млн. рублей, что составляет 104,1% к утвержденным доходам, по расходам в сумме 789 621,08 млн. рублей или 106,8% к утвержденным расходам.
Исполнение основных показателей доходной части бюджета Фонда в 2002 году осуществлялось в условиях улучшения макроэкономической ситуации в стране. Фонд заработной платы в стране по отчету за 2002 год составил 2641 млрд. рублей против 2380 млрд. рублей принятого в бюджетных проектировках для расчета поступлений в бюджет Фонда.
В бюджет Фонда за 2002 год из федерального бюджета перечислено средств единого социального налога, включая суммы недоимки, пеней и штрафов (в части ЕСН) в сумме 331,6 млрд. рублей, что составляет 117,9% к объему, установленному бюджетом 2002 года.
За 2002 год на счета Пенсионного фонда Российской Федерации поступило страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии 260,5 млрд. рублей, что составляет 105,8% к объему, установленному бюджетом 2002 года.
Страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии поступило 37,62 млрд. рублей или 107,2% к объему, установленному бюджетом 2002 года.
Что касается поступления страховых взносов в виде фиксированного платежа, то по ряду причин поступление его осуществлялось начиная со второй половине# отчетного года и в минимальном размере. В результате полученные суммы оказались существенно ниже запланированного объема.
Оказалось также невыполненным годовое задание по мобилизации просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 года. При годовом плане 35,0 млрд. рублей поступило 10,1 млрд. рублей, а также погашены векселя на сумму 0,9 млрд. рублей (учтены в прочих доходах). В целом, остаток указанной задолженности по состоянию 1 января 2003 года по данным форм налоговой отчетности составляет 122,0 млрд. рублей.
В 2002 году в бюджет Фонда перечислено пеней и финансовых санкций на сумму 4,04 млрд. рублей, из них по страховым взносам на страховую и накопительную части трудовой пенсии 0,2 млрд. рублей.
В 2002 году органами Фонда продолжалась работа по передаче налоговым органам актов сверки расчетов плательщиков страховых взносов с Фондом по итогам 2000 года. По состоянию на 1 января 2003 года, в органы МНС России переданы акты сверки расчетов плательщиков страховых взносов на общую сумму задолженности, включая пени и штрафы, 501,3 млрд. рублей.
Средства из федерального бюджета на 2002 год, предусмотренные в сумме 49,49 млрд. рублей, передаваемые Фонду в соответствии с законодательством, были полностью перечислены. Однако фактические расходы Фонда на финансирование текущих выплат в соответствии с действующим пенсионным законодательством и другими законодательными актами и Указами Президента Российской Федерации в 2002 году составили 45,76 млрд. рублей при предусмотренных и перечисленных 44,0 млрд. рублей. В результате образовалась некомпенсированная задолженность федерального бюджета перед Фондом в сумме 1,76 млрд. рублей погашение которой предусмотрено проектом бюджета Фонда на 2004 год.
Практика показывает, что сложившаяся# порядок взаиморасчетов федерального бюджета и бюджета Фонда по текущим платежам требует корректировки, поскольку Фонд зачастую вынужден авансировать выплату пенсий и пособий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
В 2002 году погашена задолженность федерального бюджета перед Фондом за 2000 год в сумме 842,14 млн. рублей и возмещены расходы, произведенные Фондом в 2001 году по выплате пенсий, в сумме 4626,6 млн. рублей.
Прочие поступления в 2002 году составили 1,3 млрд. рублей, из них погашение векселей, принятых в счет погашения задолженности по взносам в Фонд в сумме 0,88 млрд. рублей и средств в сумме 93,13 млн. рублей от реализации гуманитарной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1999 года N 130 "О поставках и порядке реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, поступающих в 1999 году в соответствии с соглашениями с Правительством Соединенных Штатов Америки и Европейским союзом".
Расходная часть бюджета Фонда за 2002 год была исполнена в сумме 789,6 млрд. рублей, или 106,8% к утвержденным бюджетом; расходы на финансирование обязательного пенсионного обеспечения граждан, включая дополнительное обеспечение отдельных категорий с учетом затрат на доставку пенсий направлено 661,7 млрд. рублей или 83,8% от общих расходов бюджета Фонда (в 2001 г. 84,6%).
Расходы Фонда на выплату трудовых пенсий составили 604,7 млрд. рублей, или 96,9% к утвержденным показателям на 2002 год. Невыполнение утвержденных показателей по расходам на выплату трудовых пенсий связано с меньшими размерами базовой и страховой частей трудовой пенсии (на 51 рубль и 14 рублей соответственно), чем это первоначально планировалось бюджетом Фонда.
Как уже отмечалось, Фондом была осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года посредством их конвертации в расчетный пенсионный капитал и перерасчет всех видов пенсий исходя из норм нового пенсионного законодательства.
В результате с 1 января 2002 года около 12 млн. пенсионеров или каждый третий получили прибавку к пенсии, которая в среднем составила 346 рублей.
Были пересчитаны пенсии работающим пенсионерам с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Средний размер пенсии у них увеличился на 455 рублей. Также увеличился размер пенсии другим категориям пенсионеров.
Индексация размеров пенсий в 2002 году произведена дважды с 1 февраля на 6,5%; с 1 августа на 9% против 7%, предусмотренных бюджетом, при годовой инфляции 15,8 процента.
Суммарные затраты Фонда на проведение мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения в соответствии с нормами нового пенсионного законодательства составили 107,6 млрд. рублей.
На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов в 2002 году было направлено 16,4 млрд. рублей, что составило 71,9% к бюджетным назначениям и 2,1% в общих расходах Фонда.
Основная экономия средств на текущее содержание органов Фонда вызвана тем обстоятельством, что в ряде отделений Фонда формирование единой пенсионной службы проводилось не с начала финансового года, а в I полугодии и в IV квартале 2002 года.
Несмотря на заключенные соглашения о полном или частичном финансировании единых пенсионных служб из средств региональных бюджетов, финансирование их фактически осуществлялось за счет средств Фонда. Так, субъектами Российской Федерации в 2002 году было возмещено всего 9,17 млн. рублей.
В 2002 году была# продолжены работы по регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также по сбору, обработке и внесению в лицевые счета застрахованных лиц сведений об их стаже и заработке.
Всего на 1 января 2003 года в информационной базе персонифицированного учета значилось 107,4 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (увеличение информационной базы по количеству индивидуальных лицевых счетов за 2002 год составило свыше 10,2 млн. единиц).
В 2002 году осуществлено финансирование расходов на улучшение условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения на сумму 2,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств, полученных в результате мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых взносов, 1,0 млрд. рублей и за счет сумм пеней и иных финансовых санкций - 1,3 млрд. рублей.
На оказание адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам в 2002 году направлено 0,35 млрд. рублей.
Кроме того, Фондом было выделено 333,8 млн. рублей на оказание помощи регионам пострадавшим от паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного административного округа.
В 2002 году Фондом произведены, не предусмотренные бюджетом, прочие расходы на сумму 2,9 млрд. рублей, из них на социальное развитие Фонда было направлено 2,8 млрд. рублей.
Частью второй пункта 1 статьи 18 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что расходы, не предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона о бюджете Фонда временно свободные средства резерва бюджета Фонда в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2002 года N 681 "О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации" были размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в российских рублях и иностранной валюте: облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом на сумму 45,0 млрд. рублей; еврооблигации на сумму 26,0 млрд. рублей с учетом приобретенного купонного дохода.
Остаток средств резерва бюджета Фонда за год сократился и составил по состоянию на 1 января 2003 года 106 030,18 млн. рублей, из них 21 356,91 млн. рублей денежных средств, 82 170,64 млн. рублей размещено в государственные ценные бумаги, 2 502,63 млн. рублей - в ценных бумагах кредитных организаций, принятых в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд.
Согласно статье 16 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрен отдельный учет остатков средств финансового резерва и средств пенсионных накоплений.
В этой связи при подготовке законопроекта ко второму чтению необходимо отдельными статьями прописать остатки средств резерва бюджета Фонда (по распределительной составляющей) на 1 января 2003 года, их них находящихся в государственных ценных бумагах, в денежных средствах и размер средств пенсионных накоплений, из них находящихся в ценных бумагах и денежных средствах.
Общий объем доходов Фонда, связанных с накопительным финансированием страховых пенсий, в 2002 году составил 39,4 млрд. рублей.
В 2002 году поступило страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии 37,62 млрд. рублей, против 35,1 млрд. рублей поступлений, установленных бюджетом Фонда. Кроме того, поступило страховых взносов в виде фиксированного платежа 0,25 млрд. рублей.
Доходы, полученные от временного размещения средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, составили 1,52 млрд. рублей,
Объем средств пенсионных накоплений, сформировавшихся в 2002 году составил 35,52 млрд. рублей (страховые взносы, учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и чистый финансовый результат от их размещения 1,11 млрд. рублей).
В 2002 году на временное размещение передано 34,5 млрд. рублей. Остаток средств пенсионных накоплений не переданный на временное размещение составил 4,5 млрд. рублей, из них авансовые платежи за 2003 год составили 2,58 млрд. рублей.
Сумма средств, связанных с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, на 1 января 2003 года составила 38,98 млрд. рублей и включает в себя средства пенсионных накоплений 2002 года - 35,52 млрд. рублей, авансовые платежи по страховым взносам за 2003 год - 2,58 млрд. рублей и страховые взносы, не учтенные в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц - 0,89 млрд. рублей.
Учитывая тот факт, что средства пенсионных накоплений учитываются нарастающим итогом на начало и конец отчетного периода и должны учитываться отдельно от средств по распределительной составляющей необходимо при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнить его отдельным приложением к Федеральному закону "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год" "Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, за 2002 год".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 345101-3 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2002 год".
Председатель |
А.В.Селиванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.