г. Краснодар |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А32-18452/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Цогоевой Л.В. (доверенность от 26.10.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "АЯКС-Стройинвест" (ИНН 2309122914, ОГРН 1102309002620) и третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЮРСК Сервис"", общества с ограниченной ответственностью "УКЭСК-Юг", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А32-18452/2020, установил следующее.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "АЯКС-Стройинвест" (далее - общество) о взыскании 1 836 978 рублей 38 копеек долга за февраль, март, октябрь и ноябрь 2019 года и 151 121 рубля пеней с 26.04.2019 по 01.04.2020 по договору поставки тепловой энергии по временной схеме эксплуатации для проведения пуско-наладочных работ от 28.12.2018 N 11267 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Управляющая компания "ЮРСК Сервис"" и ООО "УКЭСК-Юг".
Решением от 20.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.06.2021, с общества в пользу компании взыскано 1 059 219 рублей 95 копеек долга за февраль и март 2019 года и 125 077 рублей 35 копеек пеней с 26.04.2019 по 01.04.2020, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что общество не оплатило поставленную компанией в феврале и марте тепловую энергию для проведения пуско-наладочных работ. Многоквартирный дом с 13.09.2019 находится в управлении ООО "УКЭСК-Юг", поэтому оснований для возложения на общество обязанности по оплате переданного ресурса после этой даты не имеется.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, вывод судов о том, что спорный многоквартирный дом перешел в управление ООО "УКЭСК-Юг", не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Суды не исследовали вопрос об осуществлении ООО "УКЭСК-Юг" деятельности по управлению домом. Общество документально не подтвердило передачу управляющей организации технической документации и иных документов, необходимых для управления многоквартирным домом. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения собственниками помещений договоров управления с управляющей организацией и заключения ООО "УКЭСК-Юг" договоров с ресурсоснабжающими организациями (в том числе с компанией). Разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки выдано 22.10.2019, то есть после заключения обществом и ООО "УКЭСК-Юг" договора на управление многоквартирным домом. Доказательств ввода многоквартирного дома в эксплуатацию в материалы дела не представлено.
В судебном заседании представитель компании поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя компании, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты в части отказа в иске надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела видно, что 28.12.2018 компания (теплоснабжающая организация) и общество (потребитель) заключили договор на поставку тепловой энергии по временной схеме эксплуатации для проведения пуско-наладочных работ в многоквартирном жилом доме.
Стороны согласовали поставку тепловой энергии с 28.12.2018 по 20.04.2019 с максимальной тепловой нагрузкой для технологических нужд 1,136000 Гкал/час в соответствии с графиком поставки, определенном в приложении N 1.
По утверждению компании, в феврале, марте, октябре и ноябре 2019 года она поставила в спорный многоквартирный дом тепловую энергию на 1 836 978 рублей 38 копеек.
Возражая против требований компании, общество сослалось на то, что по договору управления многоквартирным домом от 13.09.2019 обязанность по оплате ресурса, поставленного в многоквартирный дом в спорный период, несет управляющая организация (ООО "УКЭСК-Юг").
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства и доводы сторон, признали требования компании обоснованными в части поставки ресурса в феврале и марте 2019 года. После заключения обществом и ООО "УКЭСК-Юг" договора управления многоквартирным домом от 13.09.2019 лицом, обязанным оплачивать коммунальный ресурс, является управляющая организация.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не учли следующего.
В соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, принявшим от застройщика помещения в многоквартирном доме, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить в уполномоченный орган акт о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (в случае, если такое подключение (технологическое присоединение) этого объекта предусмотрено проектной документацией).
До момента получения разрешения о допуске энергоустановки в эксплуатацию она не может быть признана соответствующей требованиям закона и применяться для обеспечения потребителей коммунальной услугой теплоснабжения.
Подключение к системам теплоснабжения осуществляется после выполнения мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении, составления акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, составление акта о подключении (пункт 15 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 N 787 (далее - Правила N 787).
Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом. Испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем проводятся подрядчиком (генподрядчиком) по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам (пункты 2.4.4 и 2.4.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115)).
Пунктом 2.4.8 Правил N 115 определено, что тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пуско-наладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения.
В пункте 2.4.11 Правил N 115 указано, что включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию.
Таким образом, в силу приведенных норм передача многоквартирного дома в управление управляющей организации может освободить застройщика от обязательств по договору от 28.12.2018 на поставку тепловой энергии по временной схеме эксплуатации для проведения пуско-наладочных работ в многоквартирном жилом доме только при наличии допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
По правилам статьи 65 и части 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество, ссылаясь на отсутствие оснований для взыскания с него остальной части долга, должно было представить надлежащим образом заверенную копию договора управления многоквартирным домом от 13.09.2019, а также акта о подключении многоквартирного дома к системам теплоснабжения, допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Совокупность указанных документов позволяет не только освободить общество от исполнения обязательств по договору от 28.12.2018 на поставку тепловой энергии по временной схеме эксплуатации для проведения пуско-наладочных работ в многоквартирном жилом доме, но и определить надлежащее лицо, которое обязано нести спорные расходы за спорный период.
В данном случае отказ в иске со ссылкой только на договор от 13.09.2019 может привести к тому, что ООО "УКЭСК-Юг" откажется оплачивать компании остаток суммы, ссылаясь на отсутствие в спорный период допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок и разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Таким образом, исследование и установление указанных вопросов влияет на исход спора.
Однако суды не исследовали обстоятельства допуска в эксплуатацию тепловых энергоустановок многоквартирного дома и, соответственно, возможность их использования в октябре и ноябре 2019 года в целях предоставления собственникам помещений коммунальной услуги теплоснабжения, а также обстоятельства фактического принятия ООО "УКЭСК-Юг" спорного дома и осуществления функций по его управлению.
Следовательно, вывод судов о том, что поставка тепловой энергии в многоквартирный дом осуществлялась для обеспечения собственников помещений коммунальным ресурсом, а не для нужд застройщика в целях проведения пусконаладочных работ энергоустановок, является преждевременным.
Поскольку установление указанных обстоятельств требует исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции отменяет судебные акты в части отказа в иске и направляет дело на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и разрешить спор в зависимости от установленных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 по делу N А32-18452/2020 в части отказа в иске отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом. Испытания оборудования и пусконаладочные испытания отдельных систем проводятся подрядчиком (генподрядчиком) по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ по сдаваемым тепловым энергоустановкам (пункты 2.4.4 и 2.4.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115)).
Пунктом 2.4.8 Правил N 115 определено, что тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пуско-наладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения.
В пункте 2.4.11 Правил N 115 указано, что включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф08-8827/21 по делу N А32-18452/2020