г. Краснодар |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А32-7330/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Павловца Е.П. (доверенности от 19.04.2021 и 28.10.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "КаргоХим" (ИНН 2352035432, ОГРН 1042329058738) - Ляховой И.Н. (доверенность от 11.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А32-7330/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО "Каргохим" (далее - общество) о взыскании 302 589 рублей 60 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 2269 рублей 42 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 29.12.2019 по 13.02.2020 с последующим начислением по день уплаты долга.
Решением от 12.01.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель повторяет доводы апелляционной жалобы и ссылается на то, что при нарушении грузополучателем технологического срока оборота вагонов перевозчик вправе задержать в пути следования вагоны, следующие в адрес перевозчика. Достаточным основанием для этого является нарушение технологического срока оборота вагонов, подтвержденное ведомостями подачи-уборки вагонов. В данном случае нарушение технологического оборота вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, нарушение сроков доставки вагонов - дорожными ведомостями.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, железная дорога (перевозчик) и ООО "Газпром транссервис" (владелец) заключили договор от 23.07.2018 N 251/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Газпром транссервис" при железнодорожной станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелочным переводом N 1 к пути N 11 парка "В" станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги локомотивом владельца. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Уведомление передается приемосдатчиком груза и багажа станции Темрюк не позднее чем за 2 часа до начала подачи вагонов ответственному работнику, назначенному приказом ООО "Газпром транссервис" по телефону с последующей записью в книгу ГУ-2ВЦЭ (пункты 5, 6 договора). На железнодорожные пути устанавливается технологический срок оборота вагонов 7,35 часа (пункт 12).
23 июля 2018 года железная дорога (перевозчик), ООО "Газпром транссервис" (владелец) и общество (контрагент) заключили соглашение N 251/2/1к о порядке расчетов за услуги, оказываемые перевозчиком при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Газпром транссервис" при железнодорожной станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги.
В соответствии с пунктом 1 соглашения перевозчик в соответствии и на условиях договора от 23.07.2018 N 251/2 осуществляет подачу и уборку вагонов для контрагента на железнодорожные выставочные пути станции N 2В или N ЗВ. Передача вагонов с грузами и порожними вагонами от перевозчика контрагенту в техническом и коммерческом отношении производятся на железнодорожных выставочные путях N 2В или N ЗВ станции Темрюк. Согласно пункту 4 соглашения контрагент в соответствии с пунктами 16 - 17, подпунктом 19.1 договора N 251/2 оплачивает перевозчику с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги: плату за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента.
30 марта 2017 года общество (контрагент), ООО "ТПК "ДИАН"" (владелец) и железная дорога (перевозчик) заключили соглашение N 515/2-к1 о порядке расчетов за услуги, оказываемые при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ТПК "ДИАН"" при станции Темрюк СКЖД.
В соответствии с пунктом 1 соглашения перевозчик в соответствии и на условиях договора от 31.03.2017 N 515/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования осуществляет подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "ТПК "ДИАН"" для общества.
Общество в соответствии с условиями договора от 31.03.2017 N 515/2 уплачивает перевозчику: сбор за подачу и уборку вагонов на/с железнодорожный путь необщего пользования локомотивом перевозчика; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользовании железнодорожного подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от контрагента; плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими перевозчику; сбор за маневровую работу, не совмещенную со временем подачи и уборки вагонов, выполняемую по заявке контрагента.
16 декабря 2018 года общество (арендатор) и ООО "ТПК Диан" (арендодатель) заключили договор N 20/12-2018, предметом которого является аренда путей необщего пользования (ж/д путей) N 31 и 33. Согласно пункту 1.2 договора железнодорожные пути расположены по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, порт, ООО "ТПК Диан".
Как указал истец, 14.02.2019 в 16 часов 49 минут на станции Георгиевск Северо-Кавказской железной дороги временно оставлен от движения поезд индекс 6120-742-5278, следовавший в адрес ответчика со станции отправления Татьянка Приволжской железной дороги на станцию назначения Темрюк Северо-Кавказской железной дороги, что подтверждается актами общей формы ведомостями подачи и уборки вагонов, оперативными приказами со ссылкой на нарушение грузополучателем технологического срока оборота вагонов. 15.02.2019 в 11 часов 07 минут указанные вагоны подняты и отправлены далее на станцию назначения Темрюк Северо-Кавказской железной дороги. Вагоны, указанные в актах общей формы N 1/2274, 1/2317, 1/2319, 1/2325, 1/2327, 1/2329, 1/2331, 1/2370, 1/2371, 1/2372, 1/2373, 1/2374, 1/2376-1/2390, прибыли на станцию назначения Темрюк Северо-Кавказской железной дороги 18.02.2019 в 14 часов 05 минут с нарушением срока доставки, который истек 17.02.2019. Вагоны, указанные в актах общей формы N 1/2321, 1/2323, 1/2333, 1/2335, 1/2337, 1/2339, 1/2341, 1/2343, 1/2345, 1/2347, прибыли на станцию назначения Темрюк СКВ ж.д. 19.02.2019 в 04 часа 50 минут с нарушением срока доставки, который истек 18.02.2019. О задержке и отправлении поезда ответчик уведомлен извещениями от 14.02.2019 и 15.02.2019.
Истец также указал, что 22.04.2019 в 12 часов 57 минут на станции Разъезд 9 км Северо-Кавказской железной дороги на основании оперативного приказа от 22.04.2019 временно оставлен от движения поезд индекс 6120-365-5278 по причине нарушения ответчиком технологических норм на выгрузку, установленных пункте 14 договора. 02.05.2019 в 08 часов 26 минут указанные вагоны на основании оперативного приказа от 02.05.2019 подняты и отправлены на станцию назначения Темрюк Северо-Кавказской железной дороги. Указанные вагоны прибыли на станцию назначения Темрюк Северо-Кавказской железной дороги 02.05.2019 в 12 часов 20 минут с нарушением срока доставки, который истек 27.04.2019, что подтверждается дорожными ведомостями и актами общей формы.
В обоснование заявленных исковых требований истец представил в материалы дела акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, накопительные ведомости за февраль и май 2019 года, дорожные ведомости.
За время нахождения задержанных вагонов на путях общего пользования железная дорога начислила обществу 302 589 рублей 60 копеек платы по ставкам Тарифного руководства, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)".
Меры по досудебному порядку урегулирования спора об уплате указанной платы не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказали в удовлетворении иска на основании статей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пунктов 4.1, 4.5 - 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Суды при рассмотрении дела проанализировали составленные истцом акты общей формы, ведомости подачи-уборки вагонов, оформленные в отношении грузовых операций на путях необщего пользования в спорный период, и пришли к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования начислена железной дорогой необоснованно, поскольку последняя не доказала, что в указанный период простой вагонов произошел по причинам, зависящим от общества. Данное обстоятельство в силу требований части 18 статьи 39 Устава освобождает общество от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Как указали суды, у ответчика имеется один выставочный путь для грузовых операций (пункт 7 договора), на который производится подача локомотивом перевозчика, а далее вагоны разводятся локомотивом владельца. Второй путь арендован ответчиком у ООО "ТПК "ДИАН"" для целей отстоя вагонов. Оба пути примыкают к железнодорожным путям общего пользования станции Темрюк N 2В и N 3В. Подача вагонов осуществляется согласно пункту 7 договора на железнодорожный путь N 2В, а возвращаются вагоны на путь N 3В согласно пункту 9 договора. В силу пункта 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве одновременно поданной группы вагонов. Ограничения в отношении загруженности обоих железнодорожных путей необщего пользования договор не содержит.
Истцом в материалы дела не представлены памятки подачи и уборки вагонов ф. ГУ-45, на основании которых составлен анализ занятости пути необщего пользования, анализ занятости станционных путей.
Суды также установили, что истец подавал вагоны в количестве менее нормы (по мере поступления на станцию назначения), а ответчик - не отказывался от их приема, поскольку фактически поданное количество (47) не превышает его возможности (норма - 54 вагона). Кроме того, в последней строке анализа занятости одного пути необщего пользования ООО "ТПК "ДИАН"" со ссылкой на памятку N 911/1429 стоят пустые графы (нулевые значения), что означает отсутствие подачи вагонов. Поскольку выставочный путь необщего пользования ООО "Газпром транссервис" и путь для отстоя вагонов ООО "ТПК "ДИАН"" фактически не загружены, перевозчик подавал вагоны, не дожидаясь возврата предыдущих, а ответчик - принимал и перерабатывал фактически поданные вагоны в рабочем режиме. Следовательно, нарушение технологического срока по отдельно взятой группе вагонов не является критичным, не доказывает невозможности приема вагонов ответчиком.
Суды отметили непредставление в материалы дела доказательств того, что вагоны, отставленные от движения 14.02.2019 и 22.04.2019, в таком же порядке не могли быть доставлены на станцию назначения и поданы на выставочный путь ответчика.
В совокупности с отсутствием анализа занятости станционных путей вагонами, прибывшими в адрес ответчика, данное обстоятельство является основанием для вывода об отсутствии у истца по состоянию на момент задержки вагонов (14.02.2019 и 22.04.2019) обстоятельств, зависящих от грузополучателя, для направления обращения о задержании вагонов, об издании оперативных приказов о задержании спорных вагонов на промежуточных станциях.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных по делу обстоятельствах.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, влекущие отмену судебных актов по безусловным основаниям, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А32-7330/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, отказали в удовлетворении иска на основании статей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пунктов 4.1, 4.5 - 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26.
Суды при рассмотрении дела проанализировали составленные истцом акты общей формы, ведомости подачи-уборки вагонов, оформленные в отношении грузовых операций на путях необщего пользования в спорный период, и пришли к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования начислена железной дорогой необоснованно, поскольку последняя не доказала, что в указанный период простой вагонов произошел по причинам, зависящим от общества. Данное обстоятельство в силу требований части 18 статьи 39 Устава освобождает общество от внесения платы за нахождение вагонов на путях общего пользования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2021 г. N Ф08-6307/21 по делу N А32-7330/2020