г. Краснодар |
|
17 сентября 2021 г. |
Дело N А20-3235/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истцов: территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266), федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"" (ИНН 0711026447, ОГРН 1020700760453), ответчика - министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерства науки и высшего образования Российской Федерации, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике, местной администрации Чегемского муниципального района, местной администрации Терского муниципального района, местной администрации городского округа Нальчик, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А20-3235/2019, установил следующее.
Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее - территориальное управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство), в котором просило:
- признать право собственности Российской Федерации на следующие земельные участки: площадью 50 002 кв. м с кадастровым номером 07:06:2600000:3, площадью 600 013 кв. м с кадастровым номером 07:06:2700000:9, площадью 1 670 014 кв. м с кадастровым номером 07:06:2700000:8, площадью 820 000 кв. м с кадастровым номером 07:08:1900000:2, площадью 27 913 кв. м с кадастровым номером 07:09:0104035:17;
- признать отсутствующим право собственности Кабардино-Балкарской Республики на указанные земельные участки, а также возложить на министерство и управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) обязанность аннулировать в ЕГРН соответствующие записи о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство науки и высшего образования Российской Федерации, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление), местная администрация Чегемского муниципального района, местная администрация Терского муниципального района, местная администрация городского округа Нальчик, в качестве соистца - ФГБНУ "Федеральный научный центр "Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук"" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021, исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал право собственности Российской Федерации на следующие земельные участки: площадью 50 002 кв. м с кадастровым номером 07:06:2600000:3, площадью 600 013 кв. м. с кадастровым номером 07:06:2700000:9, площадью 1 670 014 кв. м. с кадастровым номером 07:06:2700000:8, площадью 820 000 кв. м с кадастровым номером 07:08:1900000:2, площадью 27 913 кв. м с кадастровым номером 07:09:0104035:17. Право собственности Кабардино-Балкарской Республики на данные земельные участки признано отсутствующим. В удовлетворении остальной части искового заявления отказано. Суды исходили из того, что право собственности на спорные земельные участки в силу закона является разграниченным в пользу Российской Федерации. Судебные инстанции отклонили довод министерства о пропуске срока исковой давности, поскольку спорные земельные участки не выбывали из владения федерального собственника. Территориальное управление является представителем публичного собственника земельных участков, которое вправе обращаться в арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации. В удовлетворении требования о возложении на министерство и управление обязанности аннулировать в ЕГРН записи о государственной регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорные участки отказано с учетом разъяснений, приведенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 N "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22).
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление в части удовлетворения иска, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что территориальное управление и учреждение не являются владеющими собственниками спорных земельных участков. Земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование учреждению на основании решений Правительства Кабардино-Балкарской Республики и местных администраций. Данное обстоятельство исключает правомерность заявленных требований и влечет отказ в их удовлетворении. Суды ненадлежащим образом рассмотрели заявление министерства о пропуске истцом срока исковой давности.
Территориальное управление и учреждение представили в суд округа отзывы, в которых указали на отсутствие оснований для отмены (изменения) состоявшихся по делу судебных актов.
Суд округа объявлял перерыв в судебном заседании до 16 часов 30 минут 16 сентября 2021 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, в соответствии с постановлением главы администрации города Нальчик от 31.05.1994 N 838 федеральному государственному бюджетному учреждению науки Кабардино-Балкарскому научному центру Российской академии наук предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 27 913 кв. м с кадастровым номером 07:09:0104035:17, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Балкарова, 2, о чем в ЕГРН внесена запись от 11.04.2001 N 07-01.09-06/2001-0077.01.
Суды установили, что 11.04.2007 на земельный участок с кадастровым номером 07:09:0104035:17 зарегистрировано право собственной Кабардино-Балкарской Республики. При этом на нем расположены административные здания, находящиеся в федеральной собственности, и в оперативном управлении учреждения (т. 1, л. д. 163 - 167).
На основании постановления главы администрации Чегемского района от 21.10.2002 N 197 Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту Российской академии сельскохозяйственных наук для проведения научно-исследовательских работ по развитию селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 82,0 га, изъятый из земель, находящихся в ведении ОПХ "Нартан" Чегемского района Кабардино-Балкарского Республики, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республики, Чегемский район, с. Нартан (т. 1, д. д. 126).
На основании данного постановления зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук на земельный участок с кадастровым номером 07:08:200006:0002 (актуальный номер 07:08:1900000:2), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 10.01.2002 (т. 1, л. д. 127).
На основании постановления местной администрации Терского района Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 N 121-п Кабардино-Балкарскому научно-исследовательскому институту сельского хозяйства предоставлена в безвозмездное бессрочное пользование пашня площадью 232 гектара в границах села Красноармейское для использования в опытно-производственных и научно-исследовательских целях (т. 1, л. д. 123).
За Кабардино-Балкарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук 18.04.2005 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 2 320 029 кв. м с кадастровым номером 07:06:0000000:0008, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район, с. Красноармейское, уч. вблизи с. Красноармейское, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права 18.04.2005 (т. л. д. 124).
В пункте 3 раздела II приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" указано, что высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров относятся исключительно к федеральной собственности.
Суды установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 07:06:0000000:8 зарегистрировано 20.07.2016 (запись о государственной регистрации права N 07-07/010-07/010/051/2016-172/1).
В соответствии с материалами землеустройства и почвенного обследования от 11.06.2010 N 1942 земельный участок с кадастровым номером 07:06:0000000:0008 площадью 2 320 029 кв. м состоит из трех самостоятельных участков: площадью 5,0 га, расположенного на северной окраине с. Красноармейское, площадью 60,0 га и площадью 167 га, расположенные 1,8 км восточнее с. Опытное, севернее магистрального канала Мало-Кабардинской обводнительно-оросительной системы.
Согласно сведениям ЕГРН в состав земельного участка площадью 2 320 029 кв. м с кадастровым номером 07:06:0000000:0008 включены следующие участки:
- площадью 5,0 га с кадастровым номером 07:06:2600000:0003, расположенный в 650 м по направлению на восток от ориентира Кабардино-Балкарская Республика, с. Красноармейское;
- площадью 60,0 га с кадастровым номером 07:06:2700000:0009, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район с. Красноармейское, поле участок примерно в 1600 м по направлению на восток от с. Красноармейское;
- площадью 167 га с кадастровым номером 07:06:2700000:0008, расположенный по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Терский район с. Красноармейское, поле примерно в 2350 м по направлению на восток от с. Красноармейское.
Суды установили, что 04.10.2006 на земельные участки с кадастровыми номерами 07:06:2600000:0003, 07:06:2700000:0009, 07:06:2700000:0008, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 07:06:0000000:0008, зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики. При этом в отношении данных участков 02.06.2017 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения.
Таким образом, на единое землепользование площадью 2 320 029 кв. м с кадастровым номером 07:06:0000000:8 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, однако на входящие в его состав участки (кадастровые номера 07:06:2600000:3, 07:06:2700000:8, 07:06:2700000:9) зарегистрировано право собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Суды установили, что земельный участок площадью 2 320 029 кв. м с кадастровым номером 07:06:0000000:8 расположен в границах, утвержденных государственными актами от 06.02.1948 N 418237 и от 11.11.1957. На основании данных документов спорная территория принадлежала правопредшественнику учреждения ФГУП "Опытное", подведомственному Российской академии сельскохозяйственных наук.
Территориальное управление и учреждение, полагая, что государственная регистрация права собственности Кабардино-Балкарской Республики на относящиеся к федеральной собственности земельные участки с кадастровыми номерами 07:06:2600000:3, 07:06:2700000:9, 07:06:2700000:8, 07:08:1900000:2, 07:09:0104035:17, произведена в отсутствие предусмотренных законом оснований, обратились с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
В спорный период критерии разграничения публичной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности, определялись в Федеральном законе от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ) и в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
При разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, распоряжаться им иным способом.
Признание права является одним из способов защиты гражданских прав (вещно-правовой защиты), что прямо предусмотрено абзацем вторым статьи 12 Гражданского кодекса. Иск о признании права собственности на недвижимое имущество представляет собой требование лица, считающего себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункты 58, 59 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункты 52, 53 постановления от 29.04.2010 N 10/22).
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, с учетом обстоятельств, установленных в рамках дела N А20-1800/2006, суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью и находятся во владении Российской Федерации в лице учреждения. При этом суды исходили из того, что в период действия Закона N 101-ФЗ и Закона N 137-ФЗ право собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорные земельные участки не возникло, поэтому такое право зарегистрировано за субъектом Российской Федерации в отсутствие законных оснований. Право собственности на спорные земельные участки, предоставленные федеральному учреждению, на основании названных законов разграничено в пользу Российской Федерации. Установленные обстоятельства позволили судам удовлетворить требования истцов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 07:06:2600000:3, 07:06:2700000:9, 07:06:2700000:8, 07:08:1900000:2, 07:09:0104035:17.
Доводы кассационной жалобы министерства (о том, что иск заявлен лицами, не являющимися владеющими собственниками земельных участков, к заявленным требованиям подлежат применению нормы об исковой давности) суд округа отклоняет. Факт владения учреждением (и опосредованно Российской Федерацией) земельными участками с кадастровыми номерами 07:06:2600000:3, 07:06:2700000:9, 07:06:2700000:8, 07:08:1900000:2, 07:09:0104035:17 установлен судебными инстанциями и подтвержден материалами дела. Кроме того, суды установили, что в границах земельного участка с кадастровым номером 07:09:0104035:17 расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено следующее. Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные Гражданским кодексом. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. В данном случае суды установили, что владение спорными участками истцы не утратили. Названное обстоятельство исключает возможность применения пропуска срока исковой давности. Кроме того, в абзаце 3 пункта 57 постановления от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца пятого статьи 208 Гражданского кодекса в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРН не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Доводы жалобы министерства о том, что соответствующие решения о предоставлении земельных участков правопредшественникам учреждения принимали органы местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, следует отклонить.
По смыслу положений статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 307-ЭС19-13722 указано, что уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления. Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Следовательно, в данном случае факт предоставления необходимых федеральному учреждению земельных участков неразграниченной государственной собственности органами местного самоуправления (или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не мог служить достаточным основанием для регистрации в отношении таких участков права собственности субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены решения от 18.02.2021 и апелляционного постановления от 26.05.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил.
От уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе министерство освобождено (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2021 по делу N А20-3235/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2019 N 307-ЭС19-13722 указано, что уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления. Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
Следовательно, в данном случае факт предоставления необходимых федеральному учреждению земельных участков неразграниченной государственной собственности органами местного самоуправления (или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не мог служить достаточным основанием для регистрации в отношении таких участков права собственности субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного основания для отмены решения от 18.02.2021 и апелляционного постановления от 26.05.2021 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, суд округа не установил."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2021 г. N Ф08-8325/21 по делу N А20-3235/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8325/2021
26.05.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1412/2021
18.02.2021 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3235/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-3235/19