г. Краснодар |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А32-58029/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Кубснаб" (ИНН 2308061987, ОГРН 1022301208270) - Корбанкова Д.В. (доверенность от 01.06.2020), Полухиной Н.В. (доверенность от 05.12.2020) и Широких А.В. (доверенность от 22.09.2020), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662) - Савочка М.П. (доверенность от 31.12.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-58029/2019, установил следующее.
ООО "Кубснаб" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар" (далее - ответчик, компания) о возложении обязанности установить количество поставленного газа за октябрь 2019 года в объеме 18 054,74 куб. м и произвести перерасчет, установив сумму в размере 132 945 рублей 41 копейка.
Решением от 27.04.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.05.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Податель жалобы указывает на то, что постановлением от 11.10.2019 ответчику отказано в возбуждении уголовного дела, сотрудниками полиции проведена проверка и осмотр места предполагаемого преступления. При этом выявлено, что незаконное потребление природного газа истцом не производилось, баллон со сжиженным газом используется только при разжигании мазутного котла и будет демонтирован при окончательной реконструкции котельной, к газовой сети подключить его невозможно. Объем газопотребления за октябрь 2019 года, рассчитанный ответчиком, противоречит отчетам о суточных параметрах газопотребления на объекте общества, поскольку он в несколько раз превышает фактические объемы газопотребления за аналогичные месяцы в 2019 году. При этом состав установленного газового оборудования с указанных периодов до настоящего времени не менялся.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.02.2019 общество (покупатель) и компания (поставщик) заключили договор N 25-4-01172/19, по которому поставщик обязался поставлять газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, и/или газ горючий природный попутный, а покупатель - принимать и оплачивать его в порядке и на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством. Точкой поставки по договору является котельная, расположенная по адресу: Краснодарский край, Абинский район, пгт. Ахтырский, ул. Фрунзе, 18 (пункт 2.1.2 договора).
30 сентября 2019 года представитель компании при проверке измерительного комплекса общества установил монтаж трубопровода диаметром 15 мм шлангами высокого давления от ШРП и узла учета 1 - 1,5 м от устройств до опусков на газопотребляющее оборудование, указав в акте, что имеется возможность присоединения данного смонтированного трубопровода к действующему оборудованию ШРП. Отбор газа до узла учета возможен с игольчатого клапана узла учета диаметром 15 мм и с выходного патрубка диаметром 32 мм после узла учета. Игольчатый кран не опломбирован.
По данному факту 30.09.2019 составлен акт проверки узла измерений (узла учета газа (УУГ) и газоиспользующего оборудования (ГИО), содержащий замечания главного энергетика общества, из которых следует, что спорный трубопровод используется для подачи газа из баллонов (сжиженный газ) и только при разжигании мазутного котла, он будет демонтирован при окончательной реконструкции котельной, к газовой сети подключить его невозможно.
С учетом выявленных нарушений ответчик за октябрь 2019 года выставил акт о количестве поданного-принятого газа от 31.10.2019, согласно которому фактический объем принятого газа по проектной мощности газопотребляющего оборудования составил 169,334 куб. м, а также счет-фактуру от 31.10.2019 N 123501Г19 и товарную накладную на сумму 1 444 627 рублей 38 копеек.
Полагая, что сумма, выставленная компанией за поданный-принятый газ, является необоснованной, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Кодекса установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения между поставщиками и покупателями газа регулируются Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), а также Правилами учета газа, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2013 N 961 (далее - Правила N 961).
Согласно пунктам 21 и 22 Правил N 162 поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются. Учет объема газа, передаваемого покупателю, производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.
Пунктом 23 Правил N 162 установлено, что при неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.
Согласно пункту 3.9 Правил N 961 учета газа при отсутствии либо неисправности средств измерений и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями у потребителя количество поданного газа поставщиком или газораспределительной организацией определяется по проектной мощности газопотребляющих объектов исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения и (или) технических систем и устройств с измерительными функциями.
Суд апелляционной инстанции установил, что основанием для определения компанией объема потребленного обществом газа не в соответствии с показаниями средств измерения покупателя, а по мощности газопотребляющих объектов послужили установленные проверкой от 30.09.2019 нарушения.
Истец в иске ссылается на необходимость исчислять объем газа по отчету о суточных параметрах газопотребления, согласно которым объем фактически отобранного газа составляет 18 054,74 куб. м.
Пунктами 4.7. и 4.12 договора предусмотрено, что поставщик вправе в любое время осуществлять проверки эксплуатации, работоспособности и достоверности каждого из средств измерений, входящих в состав УУГ в целом, в том числе с использованием контрольно-измерительных приборов поставщика, а сторона обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время соблюдения условий эксплуатации, работоспособности и достоверности показаний каждого из средств измерений входящего в состав УУГ.
11 октября 2019 года, повторно проверив объект газопотребления общества, компания составила акт, подписанный истцом, который подтвердил выводы, сделанные при проверке 30.09.2019.
Истец указывает на необходимость применения в расчете отчетов о суточных параметрах газопотребления за период с 02.10.2019 по 01.11.2019 (т. 1, л. д. 45), согласно которому потребление газа составило 19 003,33 куб. м, с учетом примененного тарифа - 6,014 рубля на сумму 114 288 рублей 68 копеек.
Суд апелляционной инстанции указал, что в исковом заявлении истец просит суд установить иной объем потребленного в октябре 2019 года газа - 18 054,74 куб. м и произвести перерасчет за октябрь до суммы 132 945 рублей 41 копейка.
Исследовав акты проверки от 30.09.2019 и 11.10.2019, согласно которым истцом выполнен монтаж трубопровода диаметром 15 мм и установлена возможность отбора газа до узла учета, суд апелляционной инстанции счел произведенный ответчиком расчет объема потребленного обществом газа по мощности газопотребляющего оборудования соответствующим пункту 3.9 Правил N 961.
Установив названные обстоятельства, суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции.
Данные выводы суда апелляционной инстанции сделаны без учета следующего.
В материалы дела представлен рабочий проект подключения (технологического присоединения) объекта истца к сетям газоснабжения (т. 3, л. 10 - 65), разработанный ООО "Краснодар Газ-Сервис" на основании технических условий, выданных АО "Газпром газораспределение Краснодар" от 06.07.2016.
Технические условия на проектирование коммерческого узла учета газа (далее ТУ) выдаются в соответствии с требованием ГОСТ Р 54961-2012 с целью информирования владельца узла учета газа (далее УУГ) о требованиях предъявляемых законодательством к УУГ, облегчением задачи по выбору метода измерений, для предотвращения возможных дальнейших претензий поставщика газа при приемке и эксплуатации УУГ, а также исключения необоснованных затрат потребителя, связанных с устранением возможных замечаний поставщика газа.
Обращение за получением ТУ заявителем или его представителем производится до начала работ по проектированию УУГ.
Одним из принципов законодательства в сфере ресурсоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным, поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного узла учета газа предполагает необходимость исчисления количества потребленного ресурса по показаниям такого прибора учета.
Определение количества переданного ресурса расчетным способом является исключением из общего правила. При этом расчет платы за потребление газа исключительно исходя из проектной мощности возможен в двух случаях: при отсутствии или неисправности средств измерений (пункт 23 Правил поставки газа и пункт 3.9 Правил учета газа) и отсутствии соглашения, устанавливающего иной порядок определения платы за потребление газа в случае отсутствия или неисправности средств измерений.
В названных случаях применение при определении размера платы за потребление газа полученных расчетным способом показателей объема потребленного газа обусловлено объективной невозможностью использовать данные средств измерений ввиду их отсутствия или неисправности.
Юридическими фактами, с которыми нормативные правовые акты связывают применение расчетного способа, являются: технологическое присоединение к газораспределительной сети; заключение договора поставки газа; отсутствие или неисправность средств измерений.
Согласно пунктам 1.5 и 1.8 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации 30.12.2013 N 961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
Пунктом 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 установлено, что проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта. Согласно пункту 12.1.4 названного ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований данного стандарта в соответствии с приложением "Г".
В обоснование вменяемого обществу правонарушения компания приводит довод о том, что до узла учета газа не опломбирован игольчатый кран и имеется возможность отбора газа без его учета.
Между тем суды не привели нормативного и документального обоснования необходимости опломбировки клапана (вентиля) игольчатого DN15, не выяснили, как отсутствие пломбы на этом оборудовании влияет на достоверность показаний узла учета газа. В свою очередь ответчик не представил доказательств его пломбировки до проведения проверки. При этом игольчатый кран предусмотрен проектом (позиция 12 рабочей документации 03/03-18 ГСН.С).
Из акта приемки газопроводов и газоиспользующей установки от 08.05.2018 следует, что подрядчиком -- ООО "ТеплоГазСтройПроект" выполнены работы по пуску-наладке газоиспользующей установки и приняты комиссией в составе истца, представителя подрядчика и главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления; акты проверки котельного оборудования, проводимые ответчиком, из которых не следует, что у компании имелись какие либо претензии к системе газоснабжения истца, в них отсутствует указание на неопломбировку игольчатого крана, диаметром 15 мм, из которого, по утверждению компании, имеется возможность отбора газа.
Суд апелляционной инстанции эти доказательства не исследовал, оценки им не дал, не выяснил необходимость установки в системе газоснабжения игольчатого крана, его функции в системе газоснабжения истца, возможность ее использования в его отсутствие; основания, по которым компания до даты составления акта (при непредставлении доказательств изменения системы газоснабжения) не имела претензий к газоиспользующему истцом оборудованию и схеме подачи газа, не требовала опломбировки игольчатого крана, определяла объем газопотребления до составления акта по показаниям узла учета газа, и определяет его (как пояснил представитель компании) в настоящее время также по показаниям узла учета газа. Доказательства внесения изменений в систему газоснабжения после составления акта, что служило бы основанием для принятия показаний узла учета, в деле отсутствуют. Представитель компании также не смог пояснить суду кассационной инстанции причины изменения компанией способа учета газа (с расчетного на определение по показаниям прибора учета).
Поскольку исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значения для правильного разрешения спора, а суд кассационной инстанции такими полномочиями не наделен, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить названные недостатки, ввиду наличия необходимости в специальных познаниях при исследовании технической документации обсудить вопрос о привлечении специалистов для дачи пояснений по принципу работы системы, функции игольчатого крана, наличию возможности несанкционированного отбора с него газа, и в зависимолсти от установленного, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.04.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2021 по делу N А32-58029/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1.5 и 1.8 Правил учета газа, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации 30.12.2013 N 961, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями должны быть защищены от несанкционированного вмешательства.
Пунктом 12.1.1 ГОСТ Р 8.740-2011 установлено, что проверку реализаций методик измерения, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, осуществляют юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные на право аттестации методик (методов) измерений, перед пуском узла измерений в эксплуатацию или после его реконструкции. Дополнительную проверку проводят по решению арбитражного суда в спорных случаях между поставщиком и потребителем газа. В процессе эксплуатации владелец узла измерений обеспечивает контроль соблюдения и выполнения требований стандарта. Согласно пункту 12.1.4 названного ГОСТа по результатам проверки составляется акт проверки состояния и применения средств измерения и соблюдения требований данного стандарта в соответствии с приложением "Г"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф08-8754/21 по делу N А32-58029/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8754/2021
06.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7605/20
27.04.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-58029/19
05.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2660/20