г. Краснодар |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А63-12267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - акционерного общества "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, администрации города-курорта Кисловодска, комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, администрации города-курорта Железноводска, управления имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А63-12267/2020, установил следующее.
АО "Почта России" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными уведомлений (решений) от 10.08.2020 N 26/163/001/2020-19986 и 26/163/001/2019-19926 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2; возложении на управление обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности общества в отношении указанных земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - территориальное управление), администрация города-курорта Кисловодска, комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство), администрация города-курорта Железноводска Ставропольского края, управление имущественных отношений администрации города-курорта Железноводска (далее - управление имущественных отношений), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - кадастровая палата).
Решением от 16.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2021, в удовлетворении заявления отказано. Суды исходили из того, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2 входят во вторую санитарную зону городов Кисловодска и Железноводска, являются ограниченными в обороте (постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах", постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", постановления Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае"), поэтому не подлежат передаче в частную собственность на основании пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В кассационной жалобе общество просит решение от 16.03.2021 и апелляционное постановление от 02.06.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование своих доводов, что только для земельных участков, находящихся в первой охранной зоне, предусмотрен особый режим оборота. Земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2 расположены в границах второй охранной зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, следовательно, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса и могут быть предоставлены в частную собственность. Данные виды земельных участков отсутствуют в перечнях земель, не подлежащих приватизации. Спорные земельные участки перестали быть ограниченными в обороте с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ). Поскольку спорные земельные участки не ограничены в обороте, - препятствия для государственной регистрации права собственности общества отсутствуют. Решения управления об отказе в государственной регистрации противоречат основополагающему принципу земельного законодательства - единства судьбы земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества.
На земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:050101:78; 26:31:010306:2 расположены объекты недвижимости, в которых размещены отделения почтовой связи, находящиеся в собственности общества, поэтому, оспариваемые решения нарушают права и законные интересы заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу администрация города-курорта Кисловодска просила оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
От общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, управление имущественных отношений (арендодатель) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (правопредшественник общества, арендатор) заключили договор от 21.10.2009 N 888, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:31:010306:2 площадью 382,6 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Железноводск, ул. Лермонтова, 2, для размещения здания отделения почтовой связи Железноводск, 11 (литера А). Срок аренды установлен с 30.09.2009 по 29.09.2058 (пункты 1.1, 2.1). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.01.2010 (т. 1, л. д. 58, 59).
В соответствии с пунктом 1.2 договора на земельном участке имеется объект недвижимости - здание отделения почтовой связи Железноводск, 11 (литера А), принадлежащий арендатору на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24.04.2007 серии 26-АЕ N 051780.
7 июля 2011 года на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 26:31:010306:2.
По дополнительному соглашению от 22.11.2012 права арендодателя земельного участка с кадастровым номером 26:31:010306:2 перешли к территориальному управлению. Дополнительное соглашение зарегистрировано 08.11.2013.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на земельном участке с кадастровым номером 26:31:010306:2 находится принадлежащее обществу (правопреемнику предприятия) на праве собственности нежилое здание - отделение почтовой связи с кадастровым номером 26:31:010306:47 площадью 170,4 кв. м, 1963 года постройки.
Территориальное управление (арендодатель) и ФГУП "Почта России" (правопредшественник общества, арендатор) заключили договор от 08.12.2008 N 308, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду являющиеся федеральной собственностью из земель населенных пунктов земельные участки, в числе которых, участок с кадастровым номером 26:34:050101:0078 площадью 247 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Горького, 22, для размещения здания отделения почтовой связи N 46. Срок аренды установлен с 02.06.2008 по 01.05.2009 (пункты 1, 3.1). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2.1 договора на земельном участке имеются объекты недвижимости, закрепленные за арендатором на праве хозяйственного ведения.
27 сентября 2017 года на указанный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (номер записи в ЕГРН 26:34:050101:78-26/009/2017-1).
На земельном участке с кадастровым номером 26:34:050101:78 находится принадлежащее обществу (правопреемнику предприятия) на праве собственности нежилое здание (узел связи) - почтовое отделение N 46 с кадастровым номером 26:34:010105:109 площадью 128,1 кв. м, 1964 года постройки (выписка из ЕГРН от 05.11.2019).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2132-р утвержден передаточный акт подлежащего передаче обществу имущественного комплекса предприятия в качестве вклада в уставный капитал, в которое согласно названному акту вошли земельные участки с кадастровыми номерами 26:31:010306:2 и 26:34:050101:78.
Ссылаясь на указанный акт и положения Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общество 28.10.2019 обратилось в управление с заявлениями о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2.
В уведомлениях от 31.10.2019 N 26/163/001/2019-19986 и N 26/163/001/2019-19926 управление сообщило о приостановлении государственной регистрации в связи с тем, что земельные участки являются ограниченными в обороте, так как входят во вторую санитарную зону городов Кисловодска и Железноводска, и передаче в частную собственность не подлежат (т. 1, л. д. 115, 121).
Общество представило в управление письма министерства от 31.01.2019, 16.01.2020 и 29.05.2020, в которых указано, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78, 26:31:010306:2 не входят в границы особо охраняемых природных территорий федерального, краевого и местного значения, не пересекают границы земель лесного фонда, не граничат с землями, занятыми защитными лесными насаждениями, находятся за пределами установленных границ 1 и 2 поясов зоны санитарной охраны поверхностных источников питьевого и хозяйственного водоснабжения.
В уведомлениях от 10.08.2020 N 26/163/001/2019-19986 и 26/163/001/2019-19926 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки, ссылаясь на неустранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием приостановления государственной регистрации права, указав, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78, 26:31:010306:2 не подлежат передаче в частную собственность.
Считая решения управления незаконными, нарушающими принадлежащие обществу права и законные интересы, данное лицо обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 198, 200 и 201 Кодекса основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и иные вещные права на недвижимость, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса). Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации, если иное не установлено законом (статья 8 данного Кодекса).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
Согласно статьям 9 и 13 Закона о государственной регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Статья 17 данного Закона определяет, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 20 названного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) лечебно-оздоровительные местности и курорты относились к особо охраняемым природным территориям.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Данные предложения согласованы с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошли города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах" курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленными постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300.
Согласно Положению о курорте федерального значения Пятигорск его общая площадь составляет 9674 га и включает в себя зоны различного функционального назначения (пункт 3).
Статьей 27 Земельного кодекса установлен запрет на приватизацию земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте (пункт 2). Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 5). Аналогичные нормы содержатся в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества" и статье 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
До вступления в силу Закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ (30.12.2013) статьей 95 Земельного кодекса и статьей 2 Закона N 33-ФЗ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов включались в перечень земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - к категориям особо охраняемых природных территорий. Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) курорт определялся как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Статьями 2, 6 Закона N 406-ФЗ из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, в силу его части 3 статьи 10, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ.
В определении от 16.05.2019 N АПЛ19-136 апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации также поддержала вывод о том, что утвержденные до вступления в силу Закона N 406-ФЗ границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов не утрачивают свою силу.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Кисловодск и Железноводск. Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ федерального курортного региона, а также совокупность представленных в дело доказательств позволили судам сделать правильный вывод о статусе земельных участков. Поскольку земельные участки ограничены в обороте, - решения управления, изложенные в уведомлениях от 10.08.2020 N 26/163/001/2020-19986 и 26/163/001/2019-19926, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2, признаны судами законными, не нарушающими прав общества.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 по делу N А63-12267/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суды указали, что испрашиваемые земельные участки расположены в границах второй зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Кисловодск и Железноводск. Наличие утвержденного в установленном порядке описания границ федерального курортного региона, а также совокупность представленных в дело доказательств позволили судам сделать правильный вывод о статусе земельных участков. Поскольку земельные участки ограничены в обороте, - решения управления, изложенные в уведомлениях от 10.08.2020 N 26/163/001/2020-19986 и 26/163/001/2019-19926, об отказе в государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:050101:78 и 26:31:010306:2, признаны судами законными, не нарушающими прав общества.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Кодекса). Основания для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2021 г. N Ф08-8365/21 по делу N А63-12267/2020