г. Краснодар |
|
22 сентября 2021 г. |
Дело N А32-22197/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2302020670, ОГРН 1032300669444), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пайлеваняна Вараздата Геворговича (ИНН 560300532030, ОГРН 318774600312862), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пайлеваняна Вараздата Геворговича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А32-22197/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Армавир (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пайлеваняну Вараздату Геворговичу (далее - предприниматель, глава КФХ) о взыскании суммы предоставленной субсидии на возмещение части затрат на строительство теплиц в размере 646 471 рубль.
Решением суда первой инстанции от 12.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.06.2021, заявленные администрацией требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы наличием правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель осуществляет сельскохозяйственную деятельность на земельном участке, расположенном в г. Армавире, ООО "Степное", в границах СПК "Армавирское".
Предпринимателем в администрацию направлено заявление о предоставлении субсидии.
Комиссия по предоставлению субсидий малым формам хозяйствования в агропромышленном комплексе муниципального образования город Армавир, рассмотрев 16.09.2019 указанное заявление и представленные главой КФХ документы, приняла решение о предоставлении субсидии в размере 1 380 470 рублей. Указанное решение оформлено постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 23.09.2019 N 1864 и соглашением от 23.09.2019 N 6.
Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир проведена проверка правомерности и эффективности использования средств местного бюджета, выделенных в 2019 году на оказание финансовой поддержки личным подсобным хозяйствам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в области сельскохозяйственного производства, в ходе которой установлен факт предоставления предпринимателем в администрацию недостоверных сведений в части объема использованных материалов на строительство теплицы, расположенной в г. Армавире, ООО "Степное", в границах СПК "Армавирское", а также установлено, что главой КФХ неправомерно применена ставка субсидирования в размере 350 руб./м2 вместо подлежащей применению ставки 150 руб./ м2. Таким образом, предпринимателю необоснованно выделено из краевого бюджета 646 471 рубль субсидии.
Письмом от 22.04.2020 N 43/118 администрация уведомила предпринимателя о необходимости возврата 646 471 рубля субсидии.
Неисполнение предпринимателем требований указанного письма в добровольном порядке послужило основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса установлено, что случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными соответствующими пунктами данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Приложением N 1 к Порядку предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства, в рамках реализации мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.07.2017 N 550, установлены расчетные размеры ставок субсидий, согласно которым при возмещении части затрат на строительство теплиц для выращивания овощей защищенного грунта на металлическом и стеклопластиковом каркасе площадью не менее 100 м2 каждая, размер субсидии на затраты, понесенные в текущем финансовом году и четвертом квартале предыдущего года составляет 350 рублей за 1 м2, но не более 100% от фактически понесенных затрат и не более чем за 0,5 га в финансовом году; на деревянном и комбинированном каркасе площадью не менее 100 м2 каждая - размер субсидии на затраты, понесенные в текущем финансовом году и четвертом квартале предыдущего года составляет 150 рублей за 1 м2, но не более 100% от фактически понесенных затрат и не более чем за 0,5 га в финансовом году.
Как следует из судебных актов, по результатам проведенного комиссией 26.08.2019 обследования возведенных предпринимателем теплиц (N 1, N 7 и N 8) установлено, что указанные объекты находятся на земельном участке, предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства общей площадью 24 669 м2. Монтаж спорных объектов окончен. Основание указанных объектов металлическое, покрытие - пленочное, торцы зашиты поликарбонатом.
В плане-схеме к объекту представлен схематический чертеж теплиц, подлежащих субсидированию в 2019 году, согласно которому: теплица N 1 имеет площадь 665 м2; теплица N 7 - 1 131,2 м2; теплица N 8 - 2 148 м2.
Сумма субсидии в размере 1 380 470 рублей исчислена из расчета общей площади теплиц 3 944,2 м2 и размера ставки субсидии в размере 350 рублей за м2.
В целях подтверждения фактически произведенных предпринимателем затрат на строительство теплиц 18.02.2020 проведены выборочные контрольные обмеры предъявленных к субсидированию материалов, в ходе которых установлен факт завышения в обоснование заявления о выделении субсидии объемов использованных материалов на общую сумму 240 033 рублей. Исходя из отношения размера документально не подтвержденных предпринимателем расходов и затрат, принятых к субсидированию, переплата субсидии составила 216 871 рублей.
Кроме того, в ходе проведения проверки также установлен факт неправомерного применения ставки субсидирования в размере 350 рублей за м2, вместо 150 рублей за м2, поскольку теплица N 8 площадью 2 148 м2 имеет комбинированный каркас (стойки теплицы изготовлены из металлической трубы, кровля - из деревянного бруса). Таким образом, переплата субсидии составила 429 600 рублей.
Предпринимателем не опровергнуты результаты проведенного осмотра теплиц и результаты обмеров.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности фактов нарушения предпринимателем обязательств в рамках соглашения о предоставлении субсидии, и, как следствие, о наличии правовых оснований для взыскания с предпринимателя спорной суммы денежных средств в сумме 646 471 рубль.
Доводы жалобы о необходимости проведения строительно-технической экспертизы подлежат отклонению, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждаются факты допущенных предпринимателем нарушений.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А32-22197/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Администрации муниципального образования город Армавир (ИНН 2302020670, ОГРН 1032300669444), заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пайлеваняна Вараздата Геворговича (ИНН 560300532030, ОГРН 318774600312862), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пайлеваняна Вараздата Геворговича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу N А32-22197/2020, установил следующее.
...
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Кодекс) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 3.1 статьи 78 Кодекса установлено, что случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными соответствующими пунктами данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2021 г. N Ф08-9569/21 по делу N А32-22197/2020