г. Краснодар |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А53-11332/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Макарова Кирилла Александровича (ИНН 614306678308, ОГРНИП 320619600035108) и заинтересованных лиц: Комитета по управлению имуществом города Волгодонска (ИНН 6143009250, ОГРН 1026101938961), администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Макарова Кирилла Александровича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А53-11332/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Макаров К.А. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению имуществом города Волгодонска (далее - комитет) и администрации города Волгодонска (далее - администрация), в котором просил:
- признать незаконными действия администрации по исключению из схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - НТО) на территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденной администрации от 18.03.2015 N 1193, строки 48 в отношении торгового павильона непродовольственных товаров по адресу: ул. Энтузиастов, в районе магазина "Элита", остановочный комплекс;
- признать незаконным выраженный в письме от 30.12.2019 N 52.3.6/01-33/5130 отказ комитета в заключении договора о размещении НТО и возложить на данное лицо обязанность заключить с предпринимателем соответствующее соглашение.
Решением от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что на момент обращения предпринимателя в уполномоченный орган из действующей схемы размещения НТО исключено испрашиваемое заявителем место размещения павильона ввиду несоответствия требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденного решением Волгодонской городской Думы от 14.09.2017 N 71 (далее - Положение N 71), и истечения срока заключенного с заявителем соглашения. Предприниматель уведомлен об исключении испрашиваемого места размещения НТО. Заявление подано в суд по истечении предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) срока на оспаривание решения уполномоченного органа и не содержит ходатайства о его восстановлении.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя, выводы судов о законности действий заинтересованных лиц не основаны на представленных в дело доказательствах и сделаны при неправильном применении норм материального права. У администрации отсутствовали правовые основания для исключения спорного места из схемы размещения НТО. На момент обращения предпринимателя с заявлением о заключении нового соглашения на размещение НТО договор от 01.11.2018 N 124-2018 являлся действующим, а павильон заявителя был включен в схему размещения НТО. Требования, установленные Порядком N 71, не применяются к ранее согласованным и установленным НТО. В силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений, не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых произведена до утверждения указанной схемы. Произвольное исключение павильона из схемы размещения нестационарных торговых объектов недопустимо. При невозможности сохранения ранее включенных в схему нестационарных торговых объектов, в целях соблюдения гарантий субъектам предпринимательской деятельности органы местного самоуправления должны разработать порядок изменения мест размещения. Срок на оспаривание действий (бездействия) заинтересованных лиц не пропущен, поскольку об исключении спорного НТО заявитель узнал только после получения 23.01.2020 письма об отказе в заключении с ним договора. Суды не проверили доводы предпринимателя о наличии в поведении заинтересованных лиц признаков злоупотребления правом.
В отзыве на кассационную жалобу администрация указала на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании постановления администрации от 04.09.2013 N 3634 комитет (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор от 23.09.2013 N 543 аренды земельного участка площадью 40 кв. м из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 61:48:0040207:0, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, в остановочном комплексе "Элита" по улице Энтузиастов (пункт 1.1). Срок аренды - с 23.09.2013 по 23.08.2014 (пункт 2.1 договора).
Постановлением администрации от 24.06.2014 N 2094 утверждена схема расположения земельного участка: ЗУ1 на кадастровом плане соответствующей территории, из категории земель населенных пунктов площадью 40 кв. м, образуемого из земель кадастрового квартала 61:48:0040207, расположенного по ул. Энтузиастов, под нестационарные (временные) торговые объекты, с установлением ограничения (обременения) площадью 40 кв. м - охранная зона инженерных коммуникаций (приложение). В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории предусмотрено ограничение (обременение) - охранная зона инженерных коммуникаций площадью 40 кв. м, то есть на всей площади образуемого земельного участка.
Постановлением администрации от 11.07.2014 N 2405 и на основании постановления администрации от 24.06.2014 N 2094 установлен адрес земельного участка: ЗУ1 площадью 40 кв. м, из категории земель населенных пунктов, образуемого из земель кадастрового квартала 61:48:0040207, под нестационарные (временные) торговые объекты, с установлением ограничения (обременения) площадью 40 кв. м - охранная зона инженерных коммуникация: Ростовская область, г. Волгодонск, улица Энтузиастов, 30-в.
На основании постановления администрации от 07.11.2014 N 3860 комитет и предприниматель заключили договор от 14.11.2014 N 20 аренды земельного участка под временным сооружением, не являющимся объектом недвижимости, площадью 40 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 61:48:0040207:3219, находящегося в остановочном комплексе по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, 30 в. Срок аренды - с 14.11.2014 по 23.07.2018 (пункт 2.1). В соответствии с пунктом 1.4 площадь сервитутов, обременяющих права на арендованном земельном участке, составляет 40 кв. м - охранная зона инженерных коммуникаций.
На заседании по вопросам внесения изменений в схему размещения НТО на территории муниципального образования "Город Волгодонск", состоявшемся 26.09.2018, принято решение заключить с предпринимателем договор о размещении НТО сроком на 1 год, по истечении срока действия договора исключить из схемы размещения НТО пункт N 48 в связи с несоответствием части 7 статьи 21 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденным решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51, согласно которой не допускается размещение временных сооружений на расстоянии ближе, чем 25 метров от границы проезжей части улицы Энтузиастов. Кроме того, выявлено нарушение требований пункта 3.16.1 ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах", согласно которому торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 13 перечня 1 предложений о заключении договора о размещении НТО без проведения торгов).
Комитет и предприниматель заключили договор от 01.11.2018 N 124-2018 о размещении того же НТО с 01.11.2018 по 31.10.2019 (пункт 1.1).
Постановлением администрации от 26.07.2019 N 1867 "О внесении изменений в постановление Администрации города Волгодонска от 30.03.2011 N 688 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск"" место расположения НТО предпринимателя исключено из схемы размещения НТО окончании срока действия договора о размещении НТО (пункт 1.5).
В письме от 07.08.2019 N 52.3.6/01-33/2762 комитет уведомил предпринимателя об истечении срока действия договора от 01.11.2018 N 124-2018 и об исключении павильона из схемы размещения НТО (получено 24.08.2019).
1 октября 2019 года предприниматель обратился в комитет с заявлением о заключении нового соглашения.
Уполномоченный орган отказал в удовлетворении заявления, мотивируя исключением места размещения НТО из действующей схемы.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения предпринимателя с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, в том числе, размещения нестационарных торговых объектов.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Положения N 71 такой договор заключается в случае размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства либо по ранее заключенному договору о размещении, либо по заключенному до 01.03.2015 договору аренды земельного участка.
Согласно пункту 7 статьи 3 Положения N 71 основанием для отказа в заключении договора о размещении НТО является: неисполнение обязательств по договору аренды земельного участка, заключенному до 01.03.2015, или по ранее заключенному договору о размещении НТО; использование земельного участка или места размещения НТО не в соответствии с видом разрешенного использования, установленного схемой; увеличение площади места размещения НТО без соответствующих разрешений и внесения изменений в схему; наличие решения о прекращении осуществления деятельности заявителя или принятие арбитражным судом решения о введении процедур банкротства в отношении него; наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки о заключении Договора о размещении НТО; отсутствие в схеме указанного в заявке о заключении договора о размещении НТО места размещения НТО (для вновь устанавливаемых НТО).
На основании части 7 статьи 21 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск", утвержденных решением Волгодонской городской Думы от 24.05.2012 N 51 (далее - Правила N 51), в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого постановления, не допускается размещение временных сооружений на расстоянии ближе, чем 25 метров от границы проезжей части следующих улиц, бульваров и проспектов: ул. Ленина, ул. 30 лет Победы, ул. 50 лет СССР, ул. Морской, ул. М. Горького, ул. Энтузиастов, ул. Гагарина, ул. Думенко, ул. Маршала Кошевого, ул. Академика Королева, пр. Курчатова, пр. Строителей, бул. Великой Победы, ул. К. Маркса, ул. Дружбы.
Согласно ГОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", введенных в действие 1 июня 2003 года, торговые киоски допускается размещать за пределами посадочных площадок и площадок ожидания (пункт 3.16.1).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорное место исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов (строка N 48) по истечении согласованного сторонами срока действия предыдущего соглашения, а также ввиду нарушения требований Правил N 51, пунктов 3.16.1 и 3.16 ГОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (утвержден распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ИС-460-р), учитывая истечение предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса срока на обжалование спорных действий (бездействия) и отсутствие ходатайства о его восстановлении, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Предприниматель, подписывая договор от 01.11.2018 N 124-2018, добровольно принял на себя обязанность по истечении согласованного в нем срока (1 год) освободить земельный участок, занятый его объектом.
Доводы предпринимателя о недобросовестности поведения органов местного самоуправления, исключивших в отсутствие законных оснований и обоснованных мотивов место размещения из действующей Схемы, подлежат отклонению. Право органов местного самоуправления на внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования следует из Закона N 381-ФЗ (часть 5 статьи 10). Исключение из схемы размещения (включение в нее) части нестационарных торговых объектов является правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных ему законом полномочий с учетом необходимости обеспечения интересов населения и поддержания санитарного и эстетического состояния соответствующего муниципального образования.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А53-11332/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорное место исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов (строка N 48) по истечении согласованного сторонами срока действия предыдущего соглашения, а также ввиду нарушения требований Правил N 51, пунктов 3.16.1 и 3.16 ГОСТ 218.1.002-2003 Стандарт отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" (утвержден распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 N ИС-460-р), учитывая истечение предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса срока на обжалование спорных действий (бездействия) и отсутствие ходатайства о его восстановлении, суды пришли к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Предприниматель, подписывая договор от 01.11.2018 N 124-2018, добровольно принял на себя обязанность по истечении согласованного в нем срока (1 год) освободить земельный участок, занятый его объектом.
Доводы предпринимателя о недобросовестности поведения органов местного самоуправления, исключивших в отсутствие законных оснований и обоснованных мотивов место размещения из действующей Схемы, подлежат отклонению. Право органов местного самоуправления на внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования следует из Закона N 381-ФЗ (часть 5 статьи 10). Исключение из схемы размещения (включение в нее) части нестационарных торговых объектов является правом органа местного самоуправления в рамках предоставленных ему законом полномочий с учетом необходимости обеспечения интересов населения и поддержания санитарного и эстетического состояния соответствующего муниципального образования.
...
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф08-6141/21 по делу N А53-11332/2020