г. Краснодар |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А15-1016/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Рассказова О.Л. и Фефеловой И.И., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Тедеевой В.Ф., при участии от заявителя - колхоза "Сачинский (ИНН 0514901606, ОГРН 1060550000070) - Зайнулабидовой С.М. (доверенность от 10.09.2021), заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы - Шамилова Ш.Р. (доверенность 08.04.2021), в отсутствие заинтересованного лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Дагестан, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А15-1016/2020, установил следующее.
Колхоз "Сачинский" (далее - колхоз) обратился в арбитражный суд с заявлением к МИФНС N 4 по Республике Дагестан (далее - инспекция) и ИФНС по Ленинскому району г. Махачкалы (далее - налоговая служба) со следующими требованиями:
- признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в необеспечении сохранности в регистрационном деле устава колхоза;
- признать незаконными действия налоговой службы, выразившиеся в невнесении в ЕГРЮЛ сведений об уставном фонде колхоза в размере 3 094 тыс. рублей и возложении обязанности на налоговую службу включить указанные сведения в ЕГРЮЛ.
Решением суда от 11.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.06.2021, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия налоговой службы, выразившиеся в невнесении в ЕГРЮЛ сведений об уставном фонде колхоза в размере 3 094 тыс. рублей, на налоговую службу возложена обязанность внести в ЕГРЮЛ указанные сведения. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговая служба просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Заявитель жалобы указывает на то, что колхоз не представил в налоговую службу заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001. Заявителем не соблюдено требование об обязательном досудебном обжаловании решения об отказе в государственной регистрации в вышестоящий налоговый орган. Вывод о наличии технической ошибке в ЕГРЮЛ можно сделать только в случае, если в регистрационных документах, представленных в налоговый орган, и сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, имеются несоответствия. Колхоз пропустил срок для признания незаконными действий налоговой службы.
В отзыве на жалобу колхоз просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установили суды, решением сессии районного Совета народных депутатов Кайтагского района Республики Дагестан от 12.02.1992 совхоз "Санчинский" реорганизован в колхоз.
В соответствии с картой постановки на налоговый учет и включения в государственный реестр предприятий колхоз поставлен на налоговый учет 10.07.1992 и 08.10.1993 включен в государственный реестр предприятий под номером 0514000400.
Из карты постановки на налоговый учет и включения в государственный реестр предприятий также следует, что уставный фонд колхоза составляет 3 094 тыс. рублей.
Постановлением администрации от 11.01.2001 N 05 колхоз преобразован в МУП "Санчи" и утвержден устав указанного предприятия.
Постановлением администрации от 01.04.2002 N 76 осуществлена государственная регистрация МУП "Санчи", созданного в процессе преобразования колхоза согласно решению общего собрания членов колхоза от 08.02.2002.
12 декабря 2002 года налоговый орган на основании решения от 18.10.2002 N 14- 04-0021 внес в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации МУП "Санчи".
Решением Федерального суда Кайтагского района Республики Дагестан от 20.10.2005 признаны недействительными решение общего собрания работников колхоза "Санчи" от 08.02.2002 и постановление администрации от 01.04.2002 N 76 о регистрации МУП "Санчи".
На основании решения Кайтагского районного суда Республики Дагестан от 20.10.2005, администрация вынесла постановление от 08.12.2005 N 245, согласно которому на базе колхоза, реорганизованный МУП "Санчи" образован в СПК "имени Мичурина".
20 января 2006 года на основании указанного решения суда и решения инспекции от 23.01.2006 N 2А/1 в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации (восстановлении) колхоза как юридического лица.
03 декабря 2019 года колхоз обратился в налоговую службу с заявлением (получено инспекцией 04.12.2019) об исправлении технической ошибки в части сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о размере уставного капитала колхоза.
В пункте 7 карты постановки на налоговый учет и включении в государственный реестр предприятий колхоза от 08.10.1993 содержатся сведения об уставном фонде (капитале) в размере 3 094 тыс. рублей.
Налоговая служба решением от 11.12.2019 N 6877А отказала колхозу во внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ со ссылкой на отсутствие соответствующего заявления формы Р13001.
Полагая, что инспекция не обеспечила сохранность устава колхоза в регистрационном деле, а налоговая служба незаконно отказала заявителю во внесении в ЕГРЮЛ сведений об уставном фонде, колхоз обратился с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуально кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В части отказа в удовлетворении требований судебные акты не обжалуются, поэтому в данной части не проверяются и подлежат оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, содержится в статье 5 названного закона, в том числе, к таким сведениям относятся подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом (подпункт "е" пункта 1 статьи 5 Закона); размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).
Оспаривание фактов государственной регистрации ЕГРЮЛ осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса, которая регулирует порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов.
При этом предметом оспаривания является не сама запись о регистрации, а послужившее основанием для ее внесения решение уполномоченного органа.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.
Таким образом, документы для государственной регистрации принимаются в день подачи, предоставление документов после регистрации не осуществляется.
В силу положений абзаца 4 пункта 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Как определено абзацем 5 пункта 1 этой же статьи внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 N 165н (далее - Порядок N 165н).
Пунктом 10 Порядка N 165н установлено, что технические ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исправляются по решению территориальных органов ФНС России, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в срок не более пяти рабочих дней со дня обнаружения территориальным органом ФНС России технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, или получения заявления от любого заинтересованного лица о наличии такой технической ошибки.
В соответствии с пунктами 11 и 12 Порядка N 165н техническая ошибка в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, исправляется путем внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП новой записи со ссылкой на запись, содержащую сведения, в которых допущена техническая ошибка. Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем истечения срока, установленного пунктом 10 указанного Порядка, территориальный орган ФНС России, исправивший техническую ошибку в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в письменной форме информирует заинтересованное лицо, направившее заявление о наличии технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, об исправлении такой технической ошибки или об отсутствии указанной в заявлении технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП (в случае если сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях, соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие сведения).
Принимая во внимание изложенные положения Закона N 129-ФЗ и Порядка N 165н, суды обоснованно заключили, что под "технической ошибкой" понимается несоответствие сведений, включенных в записи государственных реестров на электронных носителях, записям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи в реестр на электронных носителях; в свою очередь, соответствие таковых сведений сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены данные сведения в записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельствует об отсутствии технической ошибки.
Суды установили, что первоначально при постановке колхоза на налоговый учет и включении его в государственный реестр 08.10.1993, налоговой службой внесены сведения об уставном капитале колхоза в размере 3 094 тыс. рублей в карту 9 постановки на налоговый учет и включении в государственный реестр предприятий. Указанная карта имеется в регистрационном деле колхоза. Далее эти же данные также включены и в устав колхоза, утвержденный общим собранием членов колхоза от 22.10.2019 N 1. Указанный устав вместе с другими документами приложен к заявлению колхоза от 03.12.2019 о внесении в ЕГРЮЛ спорных данных о размере уставного капитала.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае фактически имеет место техническая ошибка. Учитывая, что ЕГРЮЛ является официальным источником сведений о юридическом лице, в случае обнаружения территориальным налоговым органом несоответствия между сведениями, включенными в ЕГРЮЛ на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения на бумажных носителях, суды пришли к верному выводу о том, что налоговая служба неправомерно отказала колхозу в исправлении указанной ошибки, носящей технический характер, и удовлетворили требования заявителя в данной части.
Отклоняя довод налоговой службы о том, что поданное колхозом заявление не соответствует форме N Р13001, суды со ссылкой на пункт 1 приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", действовавшего в спорный период подачи заявления в инспекцию (03.12.2019), обоснованно указали, что заявление по форме N P13001 подается для целей государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а в данном случае обращение колхоза в инспекцию имело целью исправление имеющейся в ЕГРЮЛ технической ошибки в соответствии с пунктом 10 Порядка N 165н.
Кроме того при обнаружении технической ошибки налоговая инспекция сама обязана исправить указанные ошибки и без заявления заинтересованного лица (пункт 10 Порядка N 165н).
Довод инспекции о пропуске колхозом трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, правомерно отклонен судами.
Заявление колхоза от 03.12.2019 получено инспекцией 04.12.2019, решение об отказе принято 11.12.2019, доказательств вручения колхозу указанного решения непосредственно 11.12.2019 инспекция в суд не представила, при этом согласно штампу почтовой службы на конверте, заявление колхоза направлено в суд 10.03.2020, в связи с чем трехмесячный срок оспаривания действий инспекции заявителем не пропущен.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и правомерно ими отклонены, не опровергают выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по существу сводятся к несогласию заявителей с установленными по делу обстоятельствами и оценкой арбитражными судами доказательств, представленных участвующими в деле лицами в материалы дела, в силу чего такие доводы подлежат отклонению, поскольку иная оценка доказательств и исследование фактических обстоятельств в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А15-1016/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае фактически имеет место техническая ошибка. Учитывая, что ЕГРЮЛ является официальным источником сведений о юридическом лице, в случае обнаружения территориальным налоговым органом несоответствия между сведениями, включенными в ЕГРЮЛ на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения на бумажных носителях, суды пришли к верному выводу о том, что налоговая служба неправомерно отказала колхозу в исправлении указанной ошибки, носящей технический характер, и удовлетворили требования заявителя в данной части.
Отклоняя довод налоговой службы о том, что поданное колхозом заявление не соответствует форме N Р13001, суды со ссылкой на пункт 1 приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", действовавшего в спорный период подачи заявления в инспекцию (03.12.2019), обоснованно указали, что заявление по форме N P13001 подается для целей государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а в данном случае обращение колхоза в инспекцию имело целью исправление имеющейся в ЕГРЮЛ технической ошибки в соответствии с пунктом 10 Порядка N 165н.
Кроме того при обнаружении технической ошибки налоговая инспекция сама обязана исправить указанные ошибки и без заявления заинтересованного лица (пункт 10 Порядка N 165н)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф08-9843/21 по делу N А15-1016/2020
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1745/2021
30.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9843/2021
09.06.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1745/2021
11.03.2021 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1016/20