г. Краснодар |
|
30 сентября 2021 г. |
Дело N А32-30834/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Герасименко А.Н.,
рассмотрев, рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 5.1 статьи 211 и статьей 288.2 Кодекса, без вызова лиц, участвующих в деле (заявителя - акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар", заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, третьих лиц - Дурова А.В., Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору), кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу N А32-30834/2020,
установил следующее.
АО "Газпром газораспределение Краснодар" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 30.06.2020 N 023/04/9.21-1422/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дуров А.В.; Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением суда от 15.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.06.2021, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса.
В данном случае оспаривается постановление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей. С учетом положений части 5.1 статьи 211 и статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит рассмотрению по правилам, установленным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Дуров А.В. и общество заключили договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения от 14.05.2019 N ТП-22/1/175/19 (т. 2, л. д. 94).
Предметом договора является обязанность общества выполнить действия по подключению объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Вышестеблиевская, пер. Горького, 16, в соответствии с выданными условиями подключения, являющимися неотъемлемой частью договора, а заявителя - оплатить услуги исполнителя.
После разработки проекта общество в срок до 14.11.2019 не направило Дурову А.В. информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения).
В управление поступила жалоба Дурова А.В. на действия общества, выразившиеся в нарушении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила 1314).
Из обращения следует, что общество не осуществило действия по направлению Дурову А.В. информации о расположении точки подключения (технологического присоединения), согласно требованиям пункта 86 Правил N 1314, а также нарушило срок проведения мониторинга выполнения заявителем технических условий.
По результатам рассмотрения указанной жалобы управление установило в действиях общества нарушение требований пункта 86, подпункта "б" пункта 100, пункта 104 Правил N 1314.
19 мая 2020 года управление составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N 023/04/9.21-1422/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением от 30.06.2020 общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в суд.
При принятии обжалуемых судебных актов суды руководствовались статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 9.21 КоАП РФ, пунктами 59, 60, 85, 86, 98 Правил N 1314.
Суды установили, что пунктом 6 "информация о газопроводе в точке подключения" технических условий от 07.05.2019 N ТУ-21-23-1/4100 предусмотрено, что информация о расположении газопровода, диаметре и материале трубы будет направлена обществом дополнительно после разработки проекта (т. 2, л. д. 101).
В соответствии с договором срок исполнения мероприятий по договору от 14.05.2019 составляет 9 месяцев со дня его заключения, который истекает 14.02.2020.
С учётом требований пункта 86 Правил N 1314 на общество возложена обязанность в срок до 14.11.2019 направить заявителю информацию о расположении точки подключения (технологического присоединения), которая им не исполнена.
В соответствии с пунктом 9.1 технических условий от 07.05.2019 N 21-23-1/4100 общество обязано осуществить строительство газопровода до границы земельного участка заявителя, которое в соответствие с пояснениями общества, осуществлено в срок, предусмотренный договором, в подтверждение чего представлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 14.02.2020.
Письмом от 21.04.2020 N 270-5042/17-11 Северо-Кавказское управление Ростехнадзора представило управлению документы, из которых следует, что 14.02.2020 государственный инспектор Северо-Кавказского управления Ростехнадзора принял участие в работе приемочной комиссии по приемке газопровода по адресу: Краснодарский край, ст. Вышестеблиевская, пер. Горького, 16, что является подтверждением соблюдения обществом своих обязанностей по договору (т. 2, л. д. 77).
02 марта 2020 года общество провело проверку выполнения технических условий и составило акт о несоответствии построенной сети выданным техническим условиям.
Определением от 19.03.2020 N 14964/6 управление поручило обществу и Дурову А.В. провести совместный осмотр объекта на предмет готовности к фактическому подключению и пуску газа.
По результатам осмотра составлен новый акт неготовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению от 25.05.2020, согласно которому выявлены замечания (т. 1, л. д. 126).
Дуров А.В., не согласившись с указанными в акте замечаниями, направил обществу претензию (т. 1, л. д. 89).
Управление рассмотрело требования общества, указанные в акте от 25.05.2020, и установило, что общество необоснованно навязало их Дурову А.В.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, судебные инстанции пришли к выводу о том, что действия по направлению Дурову А.В. информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) в срок не осуществлены. Доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены. Событие, вменяемого обществу административного правонарушения подтверждается представленными заявителем доказательствами: актами несоответствия, заявлением, претензией, постановлением о наложении штрафа об административном правонарушении, другими материалами административного дела. Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суды отметили, что доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, не имеется. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии в действиях общества нарушений, выразившихся в неосуществлении действий по направлению в адрес Дурова А.В. информации о расположении точки подключения (технологического присоединения) в срок, предусмотренный пунктом 86 Правил N 1314.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как указано в части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение. Сведения, которые должны содержаться в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются в числе прочего время совершения и событие административного правонарушения. Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Событие и дата совершения вменяемого обществу административного правонарушения в части, касающейся нарушений подпункта "б" пункта 100, пункта 104 Правил N 1314 в протоколе об административном правонарушении от 19.05.2020 не указаны.
Вместе с тем вывод судов о наличии состава административного правонарушения по названным эпизодам не привел к принятию неправильных судебных актов, поскольку по первому эпизоду в действиях общества суды установили факт нарушений Правил N 1314.
Ссылка общества на необязательность применения пункта 86 Правил N 1314 правомерно признана судами ошибочной, так как данным актом специально урегулирован порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований закона. Такие стандарты и правила являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями, которые разрабатываются в случае необходимости отступления от установленных вышеназванными стандартами и сводами правил требований, их недостаточности или отсутствии. Более того, условия о направлении информации о расположении газопровода указаны в технических условиях, выданных обществом Дурову А.В.
Довод общества о том, что Дуров А.В. уклонялся от исполнения договора и препятствовал его выполнению был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен со ссылкой на отсутствие в материалах дела соответствующих доказательств. Кроме того, факт принятия обществом мер по устранению нарушений не освобождает его от ответственности, поскольку является возложенной на него обязанностью.
Нарушений сроков давности и процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ; исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2021 по делу N А32-30834/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения. Исходя из смысла и содержания указанной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции. Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
...
Нарушений сроков давности и процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; штраф назначен в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.21 КоАП РФ; исключительных обстоятельств, позволяющих снизить размер назначенного штрафа, не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2021 г. N Ф08-9430/21 по делу N А32-30834/2020