г. Краснодар |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А61-4229/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А61-4229/2020, установил следующее.
ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166; далее - служба) от 18.11.2020 N 65-19.7.1/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Дзайнуков Тимур Сосланович.
Решением суда от 29.03.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2021, в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, переквалифицировать совершенное обществом правонарушение по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить обществу наказание в виде 5 тыс. рублей штрафа. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на основании обращения Дзайнукова Т.С. служба запросила у общества информацию в целях проверки правильности применения цен (тарифов) на электрическую энергию, а не для установления, изменения, введения или отмены тарифов. В действиях общества отсутствует состав правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса. Суды не учли, что проверка обоснованности начисления платы за коммунальные услуги находится в компетенции Службы государственного жилищного и архитектурно-строительного надзора Республики Северная Осетия - Алания, а не в компетенции Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служба и Дзайнуков Т.С. не представили в суд отзывы на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а оспариваемое постановление службы - признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи поступившим в службу прокурорским запросом по обращению гражданина Дзайнукова Т.С. служба направила обществу запрос от 12.08.2020 N 930 о необходимости в срок до 19.08.2020 представить в службу следующую информацию: лицевую карту абонента по лицевому счету N 1507060137754 (потребителя Дзайнукова Тимура Солтановича) за период с 01.01.2017 по настоящее время и договор о предоставлении услуг с данным абонентом.
Непредставление обществом документов по запросу службы от 12.08.2020 N 930 послужило основанием для составления протокола от 06.11.2020 N 65-19.7.1/2020 и вынесения постановления от 18.11.2020 N 65-19.7.1/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило постановление службы в арбитражном суде.
В суде первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено по общим правилам судопроизводства, в суде кассационной инстанции - рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 5.1 статьи 211 Кодекса и особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Суды установили, что общество является гарантирующим поставщиком на территории Республики Северная Осетия - Алания и в силу Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), деятельность общества подлежит государственному регулированию.
Применив к установленным по делу обстоятельствам положения Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Правил N 1178, суды сделали вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении или несвоевременном представлении сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления таких сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Суды указали, что для определения наличия в действиях субъекта объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях значимым обстоятельством является наличие установленной нормативными правовыми актами обязанности субъекта по представлению сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в случае, если такая обязанность связана с реализацией указанным органом предоставленных ему полномочий по установлению, изменению, введению или отмены тарифов. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии в действиях субъекта события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса.
Суды также учли пояснениям представителя службы о том, что перечисленные в запросе от 12.08.2020 N 930 сведения истребованы в порядке осуществления контроля за применением обществом тарифов (цен) при начислении Дзайнукову Т.С. платы за электрическую энергию на основании пункта 2.3 Положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02.02.2016 N 24, и части 7 статьи 24 Закона об электроэнергетике, то есть целью получения информации и сведений по запросу от 12.08.2020 N 930 являлся контроль службы за применением обществом тарифов (цен) при начислении платы за электрическую энергию.
Установив, что по запросу службы от 12.08.2020 N 930 общество не представило документы по вопросу применения цен (тарифов) в отношении гражданина Дзайнукова Т.С., то есть целью получения документов не являлось установление цен, тарифов, расценок, ставок, надбавок к ценам, тарифам, расценкам, ставкам, суды вместе с тем поддержали позицию службы, которая квалифицировала действия общества по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за непредставление сведений, необходимых уполномоченному органу в области тарифного регулирования для установления/отмены тарифа, цены, ставки и пр.
При этом доказательства истребования от общества информации и сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), в материалы дела не представлены. Обстоятельства непредставления обществом по запросу службы информации и сведений, необходимых для установления, изменения или отмены регулируемых государством цен, тарифов, расценок, ставок, платы, надбавок к ценам, тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному суды не установили и из материалов дела это не усматривается.
В этой связи суды сделали неверный вывод о законности постановления службы от 18.11.2020 N 65-19.7.1/2020, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
Поскольку обстоятельства дела установлены судами в полном объеме, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить решение суда от 29.03.2021 и постановление апелляционной инстанции от 09.06.2021 и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого обществом постановления службы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 29.03.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2021 по делу N А61-4229/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания от 18.11.2020 N 65-19.7.1/2020 о привлечении публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 50 тыс. рублей штрафа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что по запросу службы от 12.08.2020 N 930 общество не представило документы по вопросу применения цен (тарифов) в отношении гражданина Дзайнукова Т.С., то есть целью получения документов не являлось установление цен, тарифов, расценок, ставок, надбавок к ценам, тарифам, расценкам, ставкам, суды вместе с тем поддержали позицию службы, которая квалифицировала действия общества по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса, предусматривающей административную ответственность за непредставление сведений, необходимых уполномоченному органу в области тарифного регулирования для установления/отмены тарифа, цены, ставки и пр.
При этом доказательства истребования от общества информации и сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), в материалы дела не представлены. Обстоятельства непредставления обществом по запросу службы информации и сведений, необходимых для установления, изменения или отмены регулируемых государством цен, тарифов, расценок, ставок, платы, надбавок к ценам, тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному суды не установили и из материалов дела это не усматривается.
В этой связи суды сделали неверный вывод о законности постановления службы от 18.11.2020 N 65-19.7.1/2020, которым общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неправильно применив нормы материального права к установленным по делу обстоятельствам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2021 г. N Ф08-7779/21 по делу N А61-4229/2020