Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Псковское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также - Псковское РО РОДП "ЯБЛОКО") оспаривает конституционность следующих законоположений:
подпункта "а" пункта 14.1 и пункта 14.2 статьи 35 "Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями", а также пункта 1.1 статьи 38 "Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума" Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
подпункта "а" пункта 11, а также пунктов 12 и 14 статьи 32 "Представление документов о выдвижении кандидатов, единых списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, в избирательные комиссии" Избирательного кодекса Псковской области (Закон Псковской области от 1 августа 2003 года N 295-оз).
Как следует из представленных материалов, решением представительного органа местного самоуправления от 22 июня 2022 года N 2017 (опубликовано 24 июня 2022 года) назначены выборы депутатов данного представительного органа. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились вышестоящие суды, заявителю и ряду граждан отказано в удовлетворении требований о признании незаконным постановления избирательной комиссии об отказе в заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутых Псковским РО РОДП "ЯБЛОКО" на данных выборах. При этом суды установили, что в представленном 22 июля 2022 года в избирательную комиссию списке в качестве кандидата, выдвинутого по избирательному округу N 13, указан кандидат И., в то время как согласно выписке из протокола конференции избирательного объединения по названному округу выдвинут кандидат М., а следовательно, соответствующий требованиям законодательства список кандидатов по одномандатным избирательным округам в избирательную комиссию не был представлен. Доводы административных истцов о допущенной при оформлении списка технической ошибке, которая привела к включению в список другого лица, были отклонены судами со ссылкой на отсутствие возможности внесения изменений в представленный для заверения список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, а также на то, что представленные в избирательную комиссию документы свидетельствуют об искажении воли избирательного объединения.
По мнению Псковского РО РОДП "ЯБЛОКО", оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют признавать содержащий опечатки список кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, не представленным в избирательную комиссию, препятствуют внесению изменений в такой список и допускают принятие избирательной комиссией решения об отказе в его заверении без уведомления избирательного объединения об обнаруженных недостатках.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Правовой основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1). При этом субъекты Российской Федерации имеют собственное избирательное законодательство, на основе которого проводятся выборы в их органы государственной власти и органы местного самоуправления и обеспечиваются избирательные права граждан применительно к данным видам выборов; соответствующие законы субъекта Российской Федерации выступают при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, реализуемых ими при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 34-П).
Определяя порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов избирательным объединением, указанный Федеральный закон устанавливает, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат, и заверение в таком случае списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35).
В соответствии с взаимосвязанными положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт "а" пункта 14.1, пункты 14.2 и 14.4 статьи 35) и Избирательного кодекса Псковской области (подпункт "а" пункта 11 и пункт 12 статьи 32) в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией в эту комиссию представляется наряду с прочим список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на бумажном носителе по форме, утверждаемой данной комиссией, который содержит определенные законодательством сведения; организующая выборы избирательная комиссия, в свою очередь, в установленный срок обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, основанием для чего может, в частности, послужить отсутствие списка кандидатов, предусмотренного указанными законоположениями. При этом в силу пункта 15 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 14 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области после представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов по общему правилу не могут быть изменены.
Оценивая в Постановлении от 7 июня 2023 года N 31-П порядок выдвижения кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам списком, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом выводов, сформулированных им в отношении заверения списков кандидатов, выдвинутых политической партией на выборах депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам (Постановление от 13 апреля 2017 года N 11-П), подчеркнул, что:
отказ избирательной комиссии, организующей выборы, в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, обусловленный исключительно тем, что в оформлении представленных для его заверения документах в отношении отдельных кандидатов допущены ошибки (опечатки), не позволяющие достоверно определить соответствующих кандидатов и при этом не препятствующие установлению иных выдвинутых избирательным объединением кандидатов, не обеспечивает дифференцированного - как по характеру, так и по масштабам - реагирования на различные нарушения предусмотренного федеральным законом порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований;
ошибки (опечатки) в оформлении - применительно к отдельным кандидатам - документов, представленных в избирательную комиссию для заверения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, которые не позволяют с достоверностью определить соответствующих кандидатов, не должны влечь за собой отстранения от выборов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований всех выдвинутых таким избирательным объединением кандидатов, включая и тех, при оформлении документов о выдвижении которых не было допущено никаких ошибок (опечаток);
правило, устанавливающее обязанность избирательной комиссии, организующей выборы, при выявлении ошибок (опечаток) в оформлении документов о выдвижении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, не позволяющих с достоверностью определить отдельных (некоторых) выдвинутых граждан, отказать в заверении списка в целом, а не исключить из такого списка соответствующих граждан до его заверения, расходится с конституционно значимыми принципами необходимости, пропорциональности и соразмерности, чем порождает неоправданные ограничения избирательных прав граждан и политических партий.
В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 7 июня 2023 года N 31-П признал пункт 14.2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 13 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 55 (часть 3) и 130 (часть 2), в той мере, в какой он обязывает избирательную комиссию, организующую выборы, рассматривать ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельных кандидатов, не позволяющие достоверно определить граждан, выдвинутых в соответствующих избирательных округах, в качестве нарушения установленного порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы муниципальных образований и отказывать в его заверении в случае, когда указанные ошибки (опечатки) не препятствуют установлению иных кандидатов, включенных в такой список.
Кроме того, как следует из ряда решений Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 12 марта 2021 года N 6-П, от 7 июня 2023 года N 31-П и др.), в случае своевременного выявления ошибок (опечаток) в таких документах - в силу генеральной (общей) обязанности избирательных комиссий обеспечивать реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации (пункт 3 статьи 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") - не исключается уведомление о них заинтересованных субъектов избирательного процесса; при этом, если в оформлении представленных для заверения списка документов в отношении отдельных кандидатов избирательной комиссией, организующей выборы, будут выявлены ошибки (опечатки), объективно не позволяющие достоверно определить граждан, выдвинутых в отдельных избирательных округах, она не лишена возможности оценить, допустимо ли их своевременное устранение (исправление) в целях конкретизации (уточнения) результатов выдвижения и, соответственно, является ли необходимым извещение избирательного объединения о таких недостатках.
Приведенные постановления Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в них правовые позиции сохраняют свою силу и предполагают, что квалификация допущенных избирательным объединением ошибок в качестве позволяющих или не позволяющих достоверно определить кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, и оценка возможности уведомления о них, а также определение оснований для отказа в заверении списка в целом либо исключения из него отдельных кандидатов до его заверения осуществляются избирательными комиссиями и судами на основании внимательного и ответственного изучения фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Следовательно, оспариваемые законоположения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса Псковской области в системе действующего регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, а поставленный им вопрос, по сути, разрешен в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу. Проверка же полноты выяснения соответствующими правоприменительными органами необходимых фактических обстоятельств не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по поставленному заявителем вопросу Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 2994-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Псковского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" на нарушение его конституционных прав подпунктом "а" пункта 14.1 и пунктом 14.2 статьи 35, пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также подпунктом "а" пункта 11 и пунктами 12 и 14 статьи 32 Избирательного кодекса Псковской области"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-