г. Краснодар |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А53-44230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от истца - исполняющего обязанности прокурора Ростовской области - Рябоконев А.В. (удостоверение), от ответчика - администрации Аксайского городского поселения (ИНН 6102021522, ОГРН 1056102027871) - Торопцев М.В. (доверенность от 12.01.2021), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Символ Волгодонск" (ИНН 6168071500, ОГРН 1146194001117), третьего лица - Инвеевой Анфисы Станиславовны, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Аксайского городского поселения на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021 по делу N А53-44230/2020, установил следующее.
Исполняющий обязанности прокурора Ростовской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации Аксайского городского посления (далее - администрация), ООО "Символ Волгодонск" (далее - общество) в котором просил, признать недействительным электронный аукцион по приобретению автомобиля Renault Duster, оформленный протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2019 N 0158300041219000021, признать недействительным муниципальный контракт от 23.01.2020 N 21, применить последствия недействительности сделки в виде возложения на администрацию обязанности возвратить обществу автомобиль Renault Duster (VIN X7LHSRHGD65206623), общество возвратить в бюджет муниципального образования 1 175 993 рубля 45 копеек. Исковые требования мотивированы нарушением при проведении торгов требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инвеева А.С.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что установленные в аукционной документации на поставку автомобиля технические характеристики товара не лишают возможности поставщиков предлагать другие марки автомобилей, функциональные и качественные характеристики которых аналогичны или превосходят указанные в аукционной документации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2021 решение суда от 23.03.2021 отменено, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление, оставить в силе решение суда. По мнению заявителя, обжалуемый судебный акт является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм права.
Суд апелляционной инстанции принял у истца дополнительные доказательства в нарушение требований части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), невозможность их предоставления в суде первой инстанции отсутствовала. Суд апелляционной инстанции не оценил и не опроверг доводы, а также доказательства, представленные ответчиком.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что прокуратурой Ростовской области в рамках надзора за исполнением законов в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.11.2009 N 355/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов" проведена проверка, в ходе которой установлено, что 19.12.2019 на сайте http:zakupki.gov.ru администрацией опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0158300041219000021 "Поставка автомобиля для нужд администрации Аксайского городского поселения". Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 199 993 рубля 33 копейки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.12.2019 N 0158300041219000021 победителем электронного аукциона признано общество.
23 января 2020 года администрация и общество заключили муниципальный контракт N 21 на поставку автомобиля Renault Duster в комплектации Drive Plus, VIN X7LHSRHGD65206623, год выпуска - 2020, 10.04.2020 автомобиль администрации (товарная накладная от 10.04.2020).
Платежным поручением от 16.04.2020 N 755455 администрация перечислила обществу 1 175 993 рубля 45 копеек.
По итогам проведенной проверки прокуратура установила, что указанные торги проведены с нарушением требований статьи 33 Закона N 44, поскольку в документации об электронном аукционе N 0158300041219000021 указаны требования к закупаемому товару, которые соответствуют определенной марке автомобиля.
Полагая, что при заключении государственного контракта от 15.10.2019 и проведении электронного аукциона нарушены требования действующего законодательства, прокурор обратилась в арбитражный суд.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следую дующим.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) оспоримой сделкой является сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса предусмотрено, если иное не вытекает из существа договора, он может быть заключен путем проведения торгов с лицом, выигравшим торги.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем; часть 1 статьи 8 Закон N 44-ФЗ).
В силу части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Привлечение исполнителя без соблюдения процедур, установленных Законом N 44-ФЗ, противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок и не способствует выявлению лучших условий поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Следовательно, при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Вместе с тем включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Из пункта 18 указанного Обзора следует, что государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона N 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Кодекса в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что действия администрации по включению в описание объекта закупки, отраженного в конкурсной документации, таких параметров, которым соответствует лишь автомобиль определенной марки и комплектации, противоречат требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку ограничивают количество потенциальных участников размещения заказа, что является признаком ограничения конкуренции. Ответчики надлежащим образом не доказали, что заявленные технические характеристики имеют существенное эксплуатационное значение, а также существование допустимых в соответствии с аукционной документацией аналогов спорного автомобиля.
Суд апелляционной инстанции установил, что частью 4 документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки (техническое задание)" определены требования к объекту закупки.
Проанализировав в совокупности технические характеристики, судебная коллегия пришла к выводу о том, что указанным параметрам конкурсной документации подходит единственный автомобиль модели - Renault Duster в комплектации Drive Plus, что не соответствует требованиям законодательства о закупках, а также законодательства о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что надлежащее обоснование объективной необходимости в указании в аукционной документации соответствующих характеристик объекта закупки администрация не представила, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 N 304-КГ17-15454 по делу N А46-11393/2016, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2017 N Ф04-1736/2017 по делу N А46-11393/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017 и от 03.06.2021 N Ф08-4813/2021 по делу N А53-16670/2020).
Ссылка заявителя на то, что суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 268 Кодекса принял дополнительные доказательства, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления, если это не привело к принятию неправильного постановления.
При таких обстоятельствах основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку суда в оспариваемом судебном акте, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2021 по делу N А53-44230/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2017 N 304-КГ17-15454 по делу N А46-11393/2016, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.07.2017 N Ф04-1736/2017 по делу N А46-11393/2016, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.09.2018 N Ф08-7132/2018 по делу N А63-16468/2017 и от 03.06.2021 N Ф08-4813/2021 по делу N А53-16670/2020).
Ссылка заявителя на то, что суд апелляционной инстанции в нарушение статьи 268 Кодекса принял дополнительные доказательства, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления, если это не привело к принятию неправильного постановления."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2021 г. N Ф08-9759/21 по делу N А53-44230/2020