г. Краснодар |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А63-10210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Калуцких Р.Г. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ставропольского края, помощником судьи Зориным А.Л., в отсутствие заявителей: индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны (ИНН 263512888003, ОГРНИП 313265117200296), индивидуального предпринимателя Оганезова Евгения Геннадьевича (ИНН 263400574496, ОГРН 304263516300164), заинтересованных лиц: администрации города Ставрополя (ИНН 2636019748, ОГРН 1022601931901), Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (ИНН 2636014845, ОГРН 1022601934486), Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя (ИНН 2636023448, ОГРН 1022601955782), прокуратуры Ставропольского края (ИНН 2634003774, ОГРН 1022601995745), третьего лица - акционерного общества "Союзпечать", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Майдибор Надежды Петровны и индивидуального предпринимателя Оганезова Евгения Геннадьевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А63-10210/2019, установил следующее.
Индивидуальные предприниматели Оганезов Е.Г. и Майдибор Н.П. (далее - Оганезов Е.Г.; Майдибор Н.П.) обратились в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (далее - комитет), Комитету муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя, прокуратуре Ставропольского края (далее - прокуратура), в котором просили:
- признать незаконными действия заинтересованных лиц по отнесению к самовольным (незаконно) установленным (размещенным) некапитальным нестационарным сооружениям киосков "Газеты, журналы", расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, проспект К. Маркса, в районе здания N 46;
по продаже печатной продукции, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Пирогова, в районе здания N 38 Г;
- признать незаконными действия заинтересованных лиц по демонтажу (перемещению) названных нестационарных торговых объектов (далее - НТО);
- признать недействительными (незаконными) сообщения (решение) администрации от 18.04.2019 о планируемом демонтаже (перемещении) указанных НТО;
- признать незаконными требования (решения) комитета муниципального заказа и торговли администрации о проведении добровольного демонтажа данных объектов;
- признать незаконными и отменить постановления администрации от 22.05.2019 N 1419 и 1421 о демонтаже НТО.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Союзпечать".
Решением от 04.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.04.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что Оганезов В.Г. незаконно в отсутствие правоустанавливающих документов использует названные земельные участки для размещения НТО. Сообщения о планируемом демонтаже представляют собой информацию, размещенную для ознакомления с ней неопределенного круга лиц; права и обязанности индивидуальных предпринимателей не затронуты.
В кассационной жалобе Оганезов В.Г. и Майдибор Н.П. просят отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителей, выводы судов не соответствуют представленным доказательствам и основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права. Суды не исследовали правовую природу возможного существования НТО в порядке применения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комитет муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя 02.04.2019 выявил факт размещения самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, улица Пирогова, в районе здания N 38 Г.
2 апреля 2019 года составлен акт осмотра некапитального нестационарного сооружения на территории города Ставрополя, обладающего признаками самовольно (незаконно) размещенного (установленного) некапитального сооружения, владелец которого не установлен.
Согласно информации комитета, содержащейся в письме от 12.04.2019 N 08/14-3389, сведения о предоставлении земельного участка, на котором расположено сооружение, на каком-либо праве физическому ли юридическому лицу отсутствуют, земельный участок не сформирован, используется в нарушение статей 25 и 26 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Договор на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя в отношении спорного объекта не заключался.
Информация о планируемом демонтаже спорного объекта размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликована в газете "Вечерний Ставрополь" 18.04.2019.
Требование о проведении добровольного демонтажа размещено на сооружении 18.04.2019, срок установлен до 06.05.2019.
8 мая 2019 года проведен повторный осмотр места установки (размещения) спорного объекта, составлен акт о выполнении (невыполнении) перемещения самовольно (незаконно) установленного (размещенного) некапитального нестационарного сооружения на территории города Ставрополя, согласно которому спорный объект не демонтирован владельцем.
22 мая 2019 года принято постановление администрации города Ставрополя N 1421 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, ул. Пирогова, в районе здания N 38Г".
1 апреля 2019 года сотрудники Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя выявили факт размещения самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, проспект К. Маркса, в районе здания N 46, и составили акт осмотра некапитального нестационарного сооружения на территории города Ставрополя, обладающего признаками самовольно (незаконно) размещенного (установленного) некапитального сооружения. Владелец сооружения не установлен.
Согласно информации комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, содержащейся в письме от 11.04.2019 N 08/14-3335, земельный участок с кадастровым номером 26:12:022315:114 был предоставлен в аренду Оганезову Е.Г. по договору от 22.07.2010 N 8331 сроком до 26.04.2012.
Из письма от 10.04.2019 N 06/1-04/2-2/1971 комитета градостроительства администрации города Ставрополя следует, что признаков капитальности объекта не установлено, разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не выдавались.
Договор на право размещения нестационарного торгового объекта в отношении рассматриваемого объекта не заключался.
Информация о планируемом демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения (киоска, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, проспект К. Маркса, в районе здания N 46) размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликована в газете "Вечерний Ставрополь" 18.04.2019.
Требование о проведении добровольного демонтажа размещено на сооружении 18.04.2019, срок установлен до 06.05.2019.
Сотрудники Комитета муниципального заказа и торговли администрации города Ставрополя 08.05.2019 провели повторный осмотр места установки (размещения) сооружения и составили акт о выполнении (невыполнении) перемещения самовольно (незаконно) установленного (размещенного) некапитального нестационарного сооружения на территории города Ставрополя, согласно которому сооружение не демонтировано владельцем.
22 мая 2019 года принято постановление администрации N 1419 "О демонтаже самовольно установленного некапитального нестационарного сооружения - киоска, расположенного по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь, проспект К. Маркса, в районе здания N 46".
Считая, что действия (бездействие) заинтересованных лиц не соответствуют закону, заявители оспорили их в судебном порядке.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 названного кодекса).
Граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
С 01.03.2015 правоотношения по размещению нестационарных торговых объектов регулируются нормами главы V.6 Земельного кодекса "Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Пунктом 2 части 1, частью 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены разработка и принятие нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности, а органов местного самоуправления - создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется по правилам, предусмотренным специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Лицо, разместившее нестационарный торговый объект в месте, не установленном для этого органом местного самоуправления, является правонарушителем, а размещение таким лицом торгового объекта в неустановленном для этого месте признается незаконным.
Проведение конкурсных отборов на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя осуществляется в соответствии с Положением о проведении конкурсного отбора на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации от 10.05.2018 N 860. Объекты размещаются в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ставрополя (далее - Схема), утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24.12.2015 N 802.
В силу норм статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к ведению органов местного самоуправления городского округа отнесены вопросы осуществления земельного контроля за использованием земель городского округа.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закон N 131-ФЗ).
Постановлением от 02.11.2018 N 2238 утвержден Порядок организации работ по демонтажу, перемещению самовольно (незаконно) установленных (размещенных) некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя.
Решением от 25.10.2017 N 162 утвержден Порядок демонтажа (перемещения) самовольно (незаконно) установленных некапитальных нестационарных сооружений на территории города Ставрополя.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции не усмотрели оснований для удовлетворения требований, заявленных предпринимателями. Суды установили, что все действия по выявлению и организации работ, связанных с демонтажем самовольно установленных некапитальных объектов, осуществлялись Комитетом муниципального заказа и торговли в соответствии с требованиями муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих данную процедуру. Постановления администрации от 22.05.2019 N 1419 и N 1421 о демонтаже спорных сооружений приняты в порядке, определенном постановлением от 02.11.2018 N 2238 и решением от 25.10.2017 N 162, и не нарушают права и обязанности индивидуальных предпринимателей.
Довод заявителей о том, что действия органов местного самоуправления не проверены на соответствие пункту 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, несостоятелен, поскольку указанная норма подлежит применению в том случае, когда эксплуатация нестационарного объекта осуществляется владельцем на законных основаниях, что в данном случае документально не подтверждено.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные в жалобе, не влияют на существо разрешенного судами спора и правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.12.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А63-10210/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителей о том, что действия органов местного самоуправления не проверены на соответствие пункту 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, несостоятелен, поскольку указанная норма подлежит применению в том случае, когда эксплуатация нестационарного объекта осуществляется владельцем на законных основаниях, что в данном случае документально не подтверждено.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы, приведенные в жалобе, не влияют на существо разрешенного судами спора и правомерность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2021 г. N Ф08-7318/21 по делу N А63-10210/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7318/2021
14.04.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-302/2021
04.12.2020 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10210/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10210/19
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-10210/19