г. Краснодар |
|
14 октября 2021 г. |
Дело N А18-836/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Калуцких Р.Г. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евлоева Магомеда Хаджи-Муратовича (ИНН 060201932001, ОГРНИП 306060810400020), заинтересованных лиц: Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (ИНН 0602012733, ОГРН 1020600987571), Правительства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1020600985932), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А18-836/2021, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Евлоев Магомед Хаджи-Муратович (далее - глава хозяйства) обратился в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (далее - министерство), Правительству Республики Ингушетия (далее - правительство) о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии акта о переводе земельных участков из одной категории в другую либо акта об отказе в переводе; возложении на правительство обязанности по переводу земельных участков с кадастровыми номерами 06:04:0000003:1168, 06:04:0000003:1354 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Решением от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.07.2021, оспариваемое бездействие признано незаконным, на правительство возложена обязанность перевести земельные участки с кадастровыми номерами 06:04:0000003:1168, 06:04:0000003:1354 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Руководствуясь положениями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), судебные инстанции указали на отсутствие оснований для отказа в рассмотрении ходатайств заявителя. Заявления главы хозяйства о переводе земельных участков соответствует требованиям закона, поданы надлежащим лицом, с приложением необходимого пакета документов. В свою очередь акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе заинтересованным лицом не принят. В рассматриваемом случае перевод земель в другую категорию не противоречит статье 7 Закона N 172-ФЗ, поскольку производится в связи с размещением промышленного объекта на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Согласно плану-проекту планируемого к строительству объекта на земельных участках с кадастровыми номерами 06:04:0000003:1168 и 06:04:0000003:1354 планируется возведение двухэтажного административно-бытового и логистического (складского, расфасовочного) корпусов.
В кассационной жалобе правительство просит решение от 26.04.2021 и апелляционное постановление от 28.07.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, подчеркнув, что глава хозяйства подавал ходатайство только в отношении земельного участка с кадастровым номером 06:04:0000003:1168. Поскольку ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером 06:04:0000003:1354 не подавалось, суд не мог обязать правительство перевести указанный земельный участок из одной категории в другую. Ходатайство заявителя подлежало возврату ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок (06:04:0000003:1168). Кроме того, для строительства плодохранилища, упомянутого в ходатайстве, изменения категории земель сельскохозяйственного назначения в иную не требуется. В договоре аренды земельного участка от 18.06.2014 N 140 указано, что объектом аренды выступает земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. В этой связи изменение категории земельного участка влечет изменение индивидуальных характеристик, что согласно нормам действующего законодательства недопустимо.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). От правительства поступило ходатайство об отложении судебного заседания, которое рассмотрено и отклонено коллегией.
Суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов исходя из материалов дела, содержания судебных актов и доводов, приведенных в жалобе (часть 1 статьи 286 Кодекса), поэтому присутствие (либо отсутствие) в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, не может влиять на такую проверку.
Участники спора извещены о времени и месте судебного заседания в порядке, установленном Кодексом (статьи 121, 123). Неявка в судебное заседание суда кассационной инстанции лица, подавшего жалобу, и (или) других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием рассмотрению дела в их отсутствие, если они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (часть 3 статьи 284 Кодекса). Таким образом, нормы главы 35 Кодекса предоставляют суду кассационной инстанции право на рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле (при условии их надлежащего извещения).
Ходатайство об отложении судебного разбирательства подлежит отклонению; судебное заседание проведено в соответствии со статьей 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и постановление подлежат отмене с принятием по делу нового судебного акта, ввиду следующего.
Как установлено судами, министерство (арендодатель) и глава хозяйства (арендатор) заключили договор от 18.06.2014 N 140 аренды, по условиям которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000003:106 площадью 388 630 кв. м, находящийся по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский муниципальный район, примерно в 15 м от ориентира по направлению на запад - территория севернее с.п. Яндаре, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, сроком на 49 лет (т. 1, л. д. 25 - 30).
Согласно кадастровому паспорту от 07.05.2014 N 0600/201/14-19686 земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000003:106 площадью 388 630 кв. м имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под посев сельхозкультур (т. 1, л. д. 31).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2021 земельный участок с кадастровым номером 06:04:0000003:106 имеет площадь 378 590 кв. м, категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под посев сельхозкультур; для ведения гражданами садоводства и огородничества (т. 1, л. д. 35 - 39).
Собственником земельного участка с кадастровым номером является Республика Ингушетия (регистрационная запись от 19.10.2012 N 06-06-01/035/2010-332).
В связи с разделом исходного земельного участка образовано два участка: с кадастровым номером 06:04:0000003:1168 площадью 2839 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под посев сельхозкультур; 06:04:0000003:1354 площадью 10 000 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под посев сельхозкультур, расположенные по адресу: Республика Ингушетия, Назрановский муниципальный район, с.п. Яндаре.
Дополнительным соглашением от 25.11.2020 N 358 в договор от 18.06.2014 N 140 внесены соответствующие изменения в отношении объекта аренды (т. 1, л. д. 40 - 42).
26 августа 2020 года глава хозяйства обратился в министерство с заявлениями об изменении категории земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 06:04:0000003:1168 и 06:04:0000003:1354 с земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (т. 1, л. д. 12, 14).
В письме от 28.01.2021 N 290 министерство сообщило заявителю о том, что перевод земельного участка в испрашиваемую категорию не представляется возможным (т. 1, л. д. 13).
Полагая, что со стороны уполномоченных органов имеет место незаконное бездействие, глава хозяйства обратился в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение ими прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности и иного специального назначения выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона N 172-ФЗ), согласно которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2). Часть 3 приведенной статьи Закона N 172-ФЗ предусматривает, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которой входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ). По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (часть 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
По итогам исследования материалов дела суды пришли к выводу о соблюдении главой хозяйства положения части 2 статьи 3 Закона N 172-ФЗ и нарушении со стороны уполномоченного органа части 4 статьи 3 данного Закона (не принят акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе).
Коллегия суда кассационной инстанции полагает, что судебные акты состоялись без учета следующего.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункты 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса).
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса).
В силу части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье (которые в рассматриваемом случае не установлены).
Пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса определяет понятие сельскохозяйственные угодья как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
При этом, как указано в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в применимой редакции), арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием. Такое использование должно осуществляться способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 42 Земельного кодекса на правообладателей (в том числе арендаторов) земельных участков также возложены обязанности по использованию участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлению мероприятий по охране земель и недопущению загрязнения, истощения, деградации и порчи земель и почв.
Вопрос изменения категории земельного участка разрешается до предоставления его в пользование. Использование земель сельскохозяйственного назначения в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, не допускается. Включение в договор аренды условия, разрешающего арендатору использовать земельный участок в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, противоречит требованиям статьи 78 Земельного кодекса.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 06:04:0000003:1168, 06:04:0000003:1354 имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, под посев сельхозкультур, а также для ведения гражданами садоводства и огородничества; предоставлены в аренду для указанных целей.
Изменение категории рассматриваемых земельных участков на категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, приведет к нарушению одного из основополагающих принципов земельного законодательства - принципа сохранения целевого использования земли.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы кассационный суд вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
Поскольку в рассматриваемом случае все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, установлены судами и необходимость в дополнительном исследовании доводов и доказательств отсутствует, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями названной нормы, считает возможным отменить судебные акты ввиду неправильного применения норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2021 по делу N А18-836/2021 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Евлоева Магомеда Хаджи-Муратовича отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.