г. Краснодар |
|
27 октября 2021 г. |
Дело N А63-412/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Курского муниципального округа Ставропольского края (ИНН 2612020536, ОГРН 1202600015034) - Кобина В.Н. (доверенность от 12.01.2021), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Курского станичного казачьего общества Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2612017420, ОГРН 1022600824245), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-412/2021, установил следующее.
Администрация Курского муниципального округа Ставропольского края (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), в котором просила:
- признать незаконными отказ управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:36:031103:8, приведенный в сообщении от 11.11.2020 N 26/999/001/2020-349279;
- возложить на управление обязанность произвести государственную регистрацию договора аренды от 12.03.2019 N 06-19, заключенного администрацией и Курским станичным казачьим обществом Курского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено казачье общество.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021, заявление администрации удовлетворено. Признан незаконным отказ управления, приведенный в сообщении от 11.11.2020 N 26/999/001/2020-349279.
На управление возложена обязанность зарегистрировать договор аренды от 12.03.2019 N 06-19, заключенный администрацией и казачьим обществом. Суды пришли к выводу о том, что казачье общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 12.03.2019 N 06-19 у управления отсутствовали.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что при предоставлении спорного земельного участка в аренду казачьему обществу допущены нарушения положений статьи 39.18 Земельного кодекса, предусматривающей публичный порядок предоставления в аренду земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Льготный порядок предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных заинтересованных в их приобретении лиц.
Отзывы на кассационную жалобу в суд округа не поступили.
В заседании представитель администрации полагал, что основания для отмены состоявшихся по делу судебных актов отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 12.03.2019 администрация и казачье общество заключили договор N 06-19 аренды земельного участка площадью 275 427 кв. м с кадастровым номером 26:36:031103:8, предназначенного для сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: Ставропольский край, район Курский, муниципальное образование Курского сельсовета, в границах кадастрового квартала 26:36:031103 (т. 1, л. д. 14 - 18).
Администрация обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации аренды в отношении указанного земельного участков.
По результатам правовой экспертизы предоставленных на государственную регистрацию документов управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации до 11.11.2020 (уведомление от 11.08.2020; т. 1, л. д. 11 - 13). Регистрирующий орган указал на отсутствие информации о том, что договор аренды заключен с соблюдением установленной законом публичной процедуры предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку администрация в установленный срок не представила в управление требуемые документы (извещение о предоставлении участка в аренду), управление сообщением от 11.11.2020 N 26/999/001/2020-349279 уведомило администрацию об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) (т. 1, л. д. 8 - 10).
Администрация, полагая, что названный отказ управления не соответствуют закону, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане и юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения такого заявления необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав должно быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В силу пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Территории, создаваемые в названных целях, законодательно определяются субъектами Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий с учетом целей и задач государственной политики в области развития российского казачества, сложившихся исторических традиций. В пределах таких территорий земельные участки могут предоставляться казачьим обществам с учетом нуждаемости конкретного общества в земельном участке, намерения его использовать в законодательно установленных целях и наличия у общества соответствующих возможностей (пункт 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ казачье общество осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица (ОГРН 1022600824245); основным видом его деятельности является деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности (ОКВЭД 84.24), дополнительными видами деятельности - выращивание однолетних, многолетних культур, смешанное сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство. Общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (т. 1, л. д. 28). Местом нахождения казачьего общества является с. Курская, Курский район, Ставропольский край. При этом суды указали, что казачье общество предоставило сведения об уже имеющихся у него в аренде земельных участках, доказательства соответствия ведения сельскохозяйственного производства уставным целям и наличия у него технических ресурсов для освоения спорного земельного участка.
Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждено, что на момент заключения договора аренды казачье общество отвечало признакам субъекта льготного предоставления, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статье 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Ставропольском крае".
Доводы жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении казачьему обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения не принимаются судом округа. При заключении без проведения торгов договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на определенной региональным законом территории, не требуется опубликование (обнародование) какого-либо извещения о таком предоставлении земельного участка. Отказ в осуществлении государственной регистрации такого договора только по мотиву непредставления заявителем доказательств заблаговременного опубликования (обнародования) извещения о предстоящем предоставлении земельного участка допустим только при поступлении заявления о предоставлении этого участка от иного специального субъекта, также имеющего право на заключение договора аренды без проведения торгов. Поскольку соответствующие сведения уполномоченный орган в материалы дело не представил, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для применения в данном случае положений статьи 39.18 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебного акта. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.04.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2021 по делу N А63-412/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.