В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внести изменения в федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии и порядка учета средств на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (соответственно статьи 3, 9 и статья 6 названных федеральных законов), а также повышения размеров базовой части трудовых пенсий в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера (статьи 14, 15, 16, 17 и 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В частности, в законопроекте предусматривается следующее:
1. Осуществление финансирования накопительной части трудовой пенсии при поступлении страховых взносов на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица в размере не меньшем, чем сумма страховых взносов, поступивших от работодателей в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом инфляции за период накопления страховых взносов.
По существу устанавливаются государственные гарантии сохранности сумм пенсионных накоплений, поступивших на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, вне зависимости от результатов инвестирования.
Вместе с тем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии" определен иной механизм обеспечения сохранности указанных средств.
Названным Федеральным законом закреплено право застрахованного лица на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании). Тем самым определяется ответственность застрахованного лица, связанная с возможным неправильным выбором и потерей части пенсионных накоплений.
Государство несет ответственность за инвестирование средств пенсионных накоплений только в том случае, если гражданин не реализовал право выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) и указанные средства были переданы в доверительное управление государственной управляющей компании, назначенной Правительством Российской Федерации.
2. Увеличение в полтора раза размеров базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, установленных статьями 14, 15 и 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
На реализацию данного предложения потребуются дополнительные расходы из средств федерального бюджета в сумме 4656,1 млн. рублей в месяц (без учета запланированной индексации базовой части трудовой пенсии с 1 августа 2003 г.).
Кроме того, также потребуются дополнительные расходы из средств федерального бюджета в размере 891,3 млн. рублей в месяц на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и дополнительного ежемесячного материального обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", поскольку размеры указанных выплат определяются исходя из размеров базовых частей трудовых пенсий.
В законопроекте не определены конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов на его реализацию, что противоречит требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, над расходами, осуществляемыми на финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), как это предусмотрено в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2003 год и проекте бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год, должны направляться в полном объеме на возмещение недостатка средств указанного бюджета на выплату страховой части трудовой пенсии.
Реализация законопроекта приведет к увеличению расходов на выплату базовой части трудовой пенсии и соответственно к еще большему увеличению дефицита средств на обеспечение выплаты ее страховой части.
Необходимо иметь в виду, что действующим законодательством определен механизм повышения размера базовой части трудовой пенсии. Так, пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что повышение размеров базовых частей трудовых пенсий в целях поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера может осуществляться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом предложение о повышении размеров базовых частей трудовой пенсии не содержит под собой правовых оснований.
3. Исключение из Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ норм, устанавливающих минимальные размеры суммы базовой и страховой частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также минимальную сумму расчетного размера трудовой пенсии в размере 660 рублей.
Указанный минимальный уровень является дополнительной государственной гарантией, направленной на обеспечение пенсионных прав застрахованных лиц.
Исключение данной нормы Закона приведет к ущемлению прав отдельных категорий граждан, которым ранее была назначена пенсия при неполном трудовом стаже, расчетный размер которой мог составлять менее 660 рублей.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации".
Заместитель Председателя Правительства |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 июля 2003 г. N 5204п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации", вносимому в Государственную Думу Законодательным Собранием Краснодарского края"
Текст письма официально опубликован не был