г. Краснодар |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А32-1738/2021 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Новороссийска" (ИНН 2315178760, ОГРН 1132315000806) на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021,
установил следующее.
МУП "Водоканал города Новороссийска" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2020 N 000768 о привлечении к ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 30.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.07.2021, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях предприятия состава вмененного правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и законностью оспариваемого постановления.
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.03.2021 и постановление суда апелляционной инстанции от 22.07.2021, удовлетворить требования. Указывает, что у него отсутствует возможность соблюдения статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", подпункта "в" пункта 3, пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 1 приложения N 1 к Правилам N 134. Из экспертного заключения следует, что у предприятия отсутствует техническая возможность организовать подачу воды населению по всем рассматриваемым районам города в круглосуточном режиме. И-за сильного снижения подачи питьевой воды населению, связанного с аномальными погодными условиями, водоснабжение осуществляется основным поставщиком питьевой воды в г. Новороссийске - ГУП КК "Кубаньводкомплекс" РЭУ ТГВ г. Крымск. Иные источники водоснабжения в г. Новороссийске отсутствуют. Предприятие обращалось к ГУП КК "Кубаньводкомплекс" с целью заключения дополнительного соглашения к договору холодного водоснабжения от 01.07.2017 об увеличении гарантированного объема подачи воды и уровня давления на период с 01.07.2020 по 30.06.2021, дополнительное соглашение не подписано. Предприятие предпринимает все необходимые меры, направленные на обеспечение водоснабжением населения г. Новороссийска.
В отзыве на жалобу инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по информации прокуратуры г. Новороссийска в деятельности предприятия выявлено нарушение пункта 1 раздела I Приложения N 1 Правил N 354: при предоставлении коммунальной услуги по холодному водоснабжению собственникам и пользователям помещений в жилых и многоквартирных домах г. Новороссийска с 2019 года по первое полугодие 2020 года (по состоянию на 07.09.2020) перерыв подачи холодной воды превысил 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно.
Предприятие уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (в пункте 7 протокола указано место и время рассмотрения дела - 10.12.2020 с 09.00 до 12.00 по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 178, каб. 203, 2 этаж), имело возможность прибыть и представить все имеющиеся замечания, объяснения, заключения и доказательства по существу административного правонарушения. Материалы дела об административном правонарушении и протокол об административном правонарушении от 25.11.2020 N 1750 рассмотрены и составлены с участием предприятия. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекция вынесла постановление от 10.12.2020 N 000768 о привлечении предприятия к ответственности по статье 7.23 Кодекса в виде взыскания 5 тыс. рублей штрафа, которое оно обжаловало в арбитражный суд.
Статьей 7.23 Кодекса установлена ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Субъектами ответственности являются любые юридические лица, участвующие в процессе обеспечения населения коммунальными услугами, обязанные соблюдать нормативный уровень или режим предоставления населению коммунальных услуг, и которые данный уровень не обеспечили.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и другими федеральными законами. Принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса).
Исполнителем признается в том числе юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги потребителю в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами (пункт 31 Правил N 354).
Исходя из подпункта "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к Правилам N 354, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84).
Пунктом 121 Правил N 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 Правил.
Суд установил, что водоснабжение в жилых и многоквартирных домах отсутствовало свыше допустимой продолжительности, что нарушает требования статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"; подпункта "в" пункта 3, пункта 121 Правил N 354, пункта 1 приложения N 1 к Правилам N 354. Указанные действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, что не допустимо. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Учитывая, что предприятие не приняло все зависящие от него меры по соблюдению Правил N 354, суд сделал вывод о доказанности его вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса. Доказательств принятия предприятием должных мер к обеспечению бесперебойным и надежным снабжением населения водой, невозможности соблюдения им приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не имеется.
Доводы жалобы о наличии обстоятельств, исключающих вину предприятия в длительном перерыве подачи холодного водоснабжения, суд проверил и правомерно отклонил, поскольку предприятие, являясь сетевой организацией, обязано обеспечить нормативный уровень и режим бесперебойной передачи коммунального ресурса по холодному водоснабжению на территории города Новороссийска, так как в случае подачи предприятием коммунального ресурса ненадлежащего качества, управляющая организация не имеет возможности обеспечить граждан-потребителей холодным и горячим водоснабжением соответствующего качества. Предприятие не может быть освобождено от установленной законом обязанности круглосуточного обеспечения населения холодной водой в связи с отсутствием в г. Новороссийске надлежащей системы коммунального водоснабжения.
Порядок привлечения к ответственности соблюден, штраф назначен в минимальном размере. Действия предприятия по нарушению режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, в связи с чем к рассматриваемым отношениям применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 308-АД17-1209, 30.10.2017 N 276-ПЭК17, 29.03.2019 N 308-ЭС19-2242)
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2021 по делу N А32-1738/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая, что предприятие не приняло все зависящие от него меры по соблюдению Правил N 354, суд сделал вывод о доказанности его вины в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса. Доказательств принятия предприятием должных мер к обеспечению бесперебойным и надежным снабжением населения водой, невозможности соблюдения им приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не имеется.
...
Порядок привлечения к ответственности соблюден, штраф назначен в минимальном размере. Действия предприятия по нарушению режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг, в связи с чем к рассматриваемым отношениям применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 308-АД17-1209, 30.10.2017 N 276-ПЭК17, 29.03.2019 N 308-ЭС19-2242)"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 октября 2021 г. N Ф08-11350/21 по делу N А32-1738/2021