г. Краснодар |
|
03 ноября 2021 г. |
Дело N А53-503/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Аксайская Нива" (ИНН 6102028180, ОГРН 1086102001116) - Дыбовой А.В. (доверенность от 22.01.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Комитета по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А53-503/2021, установил следующее.
АО "Аксайская Нива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по имущественным и земельным отношениям администрации Аксайского района (далее - комитет) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 02.10.2020 N 63.10/6200, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:02:0600004:3004 площадью 132 834 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, АО "Октябрьское", без проведения торгов; возложении на комитет обязанности по направлению заявителю проекта договора купли-продажи данного земельного участка по цене, равной 5% его кадастровой стоимости.
Решением от 22.03.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.07.2021, заявленные требования удовлетворены: признано незаконным как противоречащее нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) решение комитета, изложенное в письме от 02.10.2020 N 63.10/6200; на данный орган возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления судебного акта в законную силу направить обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600004:3004. С комитета в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 3 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что срок договорного использования испрашиваемого арендатором земельного участка на момент обращения в уполномоченный орган составил более трех лет; отказ комитета только на том основании, что с даты заключения действующего (последнего) договора аренды прошло менее трех лет, является незаконным. Вместе с тем суды не усмотрели оснований для установления выкупной цены земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600004:3004 в размере 5% его кадастровой стоимости, поскольку определение конкретных условий договора относится к компетенции комитета на стадии подготовки проекта. При наличии разногласий сторон по данному условию договора, спор подлежит разрешению по правилам статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В кассационной жалобе комитет просит решение от 22.03.2021 и апелляционное постановление от 29.07.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование своих доводов, что земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600004:3004 площадью 132 834 кв. м образован в результате раздела исходного земельного участка (кадастровый номер 61:02:0600004:1870). В отношении вновь образованного земельного участка (61:02:0600004:3004) заключен новый договор аренды от 30.11.2018 N 312. На момент подачи обществом заявления о выкупе спорного объекта прошло менее трех лет со дня заключения договора от 30.11.2018 N 312.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемые судебные акты как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель общества пояснил доводы отзыва. Комитет явку процессуального представителя в суд округа не обеспечил, извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Согласно материалам дела, на основании постановления главы Аксайского района от 13.11.2008 N 1392 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 30.03.2010 N 36-с, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 3 656 148 кв. м с кадастровым номером 61:02:0600004:1870, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, АО "Октябрьское" (пункт 1.1). Срок аренды установлен с 30.03.2010 по 29.03.2059 (пункт 2.1). Участок передан по акту приема-передачи от 30.03.2010. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 21.06.2010 (л. д. 9 - 17).
На основании распоряжения комитета от 26.07.2018 N 648 земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600004:1870 преобразован путем раздела на четыре самостоятельных участка, одним из которых явился участок с кадастровым номером 61:02:0600004:3004 (л. д. 18, 19).
30 ноября 2018 года комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор N 312, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 132 834 кв. м с кадастровым номером 61:02:0600004:3004, расположенный по адресу: Ростовская область, Аксайский район, АО "Октябрьское" (пункт 1.1), для сельскохозяйственного использования. Срок аренды установлен с 30.11.2018 по 29.03.2059 (пункт 1.1). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.04.2019 (л. д. 24 - 28).
2 сентября 2020 года общество обратилось в комитет с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600004:3004 на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, без проведения торгов (л. д. 34, 35).
Решением, изложенным в письме от 02.10.2020 N 63.10/6200, комитет отказал заявителю в выкупе испрашиваемого земельного участка, мотивируя тем, что данный участок находится в аренде общества менее трех лет (л. д. 36, 37).
Считая отказ уполномоченного органа в предоставлении земельного участка (61:02:0600004:3004) в собственность общества незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, данное лицо оспорило его в порядке главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом (часть 1 статьи 4).
Гражданин вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
На основании пункта 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, установив факт непрерывного пользования обществом на основании договора аренды от 30.03.2010 N 36-с земельным участком с кадастровым номером 61:02:0600004:3004, являющимся частью земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600004:1870, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:02:0600004:3004, выраженный в письме от 02.10.2020 N 63.10/6200, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Правомерность позиции судебных инстанций подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2021 N 308-ЭС21-17730 по делу N А53-505/2021 со схожими обстоятельствами между этими же сторонами.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам жалобы апелляционной, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.03.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А53-503/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса и предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, когда с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
...
Правомерность позиции судебных инстанций подтверждена определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2021 N 308-ЭС21-17730 по делу N А53-505/2021 со схожими обстоятельствами между этими же сторонами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2021 г. N Ф08-10271/21 по делу N А53-503/2021